Титова Наталья Анатольевна
Проект по созданию музейной комнаты в ДОУ «Моя страна — моя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л. В., Столяров Б. А., Платонова О. В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье, образовательном учреждении, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
Публикация «Проект по созданию музейной комнаты в ДОУ „Моя страна — моя Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
На мой взгляд проект «Моя страна – моя Россия» поможет обогатить развивающую среду в ДОУ, расширить содержание работы с дошкольниками, разнообразить используемые методы работы. Создание музейной комнаты направлено на совершенствование форм и методов работы с детьми, использование в работе с детьми технологии музейной педагогики.
Создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организации работы предполагает воспитание у детей любви к малой Родине, краю, стране, традициям и культуре народов России.
Гипотеза: вовлечение педагогов в активную творческую и методическую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению традиций народов России.
Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.
Задачи:
С педагогами:
1) совершенствовать традиционные, апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;
2) повышать профессионализм педагогов в работе по формированию представлений детей о культуре народов России;
3) разработать положение, пакет методических материалов, игр, экспозиций, систему планирования познавательной, социально – коммуникативной и художественно – эстетической деятельности детей в пространстве музейной комнаты.
С детьми:
1) знакомить с музейной культурой, содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма;
2) способствовать формированию интереса и любви к «малой» и «большой» Родине, к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей о Хабаровском крае, России;
3) развивать познавательный интерес к истории, культуре и традициям народов Российской Федерации;
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:
- материальный компонент: оформление музея, дизайн, экспозиции музея, оборудование по темам:
«Россия и спорт» - о достижениях наших спортсменов.
«Русские сказки» (о нравственной составляющей русских сказок о животных для детей младшего и среднего возраста и волшебных сказок для старших дошкольников).
«Русские промыслы» (разнообразие росписей глиняных и деревянных игрушек, посуды, кузнечном промысле, ткачестве и валянии валенок)
«Русские песни и музыкальные инструменты» (колядки, частушки и страдания, наигрыши на пастушьих рожках и гудки, трещотки, колокольчики и бубенцы, балалайки, домры и гармонь)
- подборка наглядных пособий по декоративным промыслам и о ремесленниках (о кузницах, валяльщиках, пекарях и калачниках)
Проектно-процессуальный компонент:
информационный элемент (первоисточники,
технологический (образовательные технологии,
результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);
личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные интеллектуально - творческие способности.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее России. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Участники:
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители
Организатор проекта - заведующий;
- воспитатели групп;
- дети дошкольных;
- родители.
Тип проекта: долгосрочный (4 месяца).
Проект будет реализован в три этапа:
1. подготовительный – февраль
2. практический –март - апрель
3. заключительный май.
На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность, решаются организационные вопросы.
Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:
1. Организационно-методическая работа педагогов
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Составление положения о музейной комнате.
- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ
- назначение ответственного педагога за созданию и организацию работы музейной комнаты - руководителя музея
- Составление картотеки описания экспонатов и экспозиций – творческой группой педагогов.
- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.
- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музеи в в марте - апреле – 2022 года.
В феврале и мае анкетирование педагогов и родителей для определения уровня повышения компетентности.
2. Организация работы с детьми
- февраль – май Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)
- Посещение городского краеведческого музея им. Розова и ЦКМНС района с детьми.
- Образовательная деятельность в музее ДОУ: экскурсии, беседы, исследование, познавательные игры.
- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании
- Формирование коллекций
- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей, экспонатов.
3. Взаимодействие с родителями.
- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.
- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль музея в развитии познавательной активности детей».
- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Краснодарского края.
- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ
- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.
Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования деятельности в рамках музейной комнаты.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:
- формирование и организацию коллекций, будущих экспонатов – экспозиций.
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);
- взаимодействие с предметной средой музея.
Музейная комната станет местом изучения быта народов России, познания истории народов Российской Федерации и Хабаровского края.
На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Результаты реализации проекта будут представлены через:
- показ открытых мероприятий в рамках проекта;
- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах;
- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате;
- размещение методических материалов на сайте МБДОУ ДС № 1 «Сказка».
1. Создание музейной комнаты в ДОУ.
2. Овладение педагогами практическими навыками в организации работы по формированию краеведческих представлений.
3. Разработка положения, пакета методических материалов, системы планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном крае, стране.
2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Хабаровского края, России.
3. Повышение познавательной активности детей в познании родной страны и края.
С родителями:
1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов, оформлении музейной комнаты.
Приложение1.
На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Для чего нужен музей?
- Что хранится в музее?
- Что можно делать с экспонатами?
- Какие правила поведения в музее ты знаешь?
Предполагаемый результат.
Анкетирование педагогов:
1. Значение музейной педагогики в работе с дошкольниками?
- воспитание
- развитие
- обогащение знаний в практической деятельности
2. Основное отличие методов технологии музейной педагогики от других технологий? (на что влияет, как организуется)
3. Какие формы работы в музейной комнате вам известны?
-коллекционирование
-музейные игры
-событийность
3. Какие личные качества развиваются у детей при использовании технологии музейная педагогика?
- инициативность
- познавательная активность
- любознательность
- воспитанность
Литература, источники:
1. http://www.ivalex.vistcom.ru
2. http://www.orenipk.ru
3. http://rodnichok2012.ucoz.ru[/i]