Людмила Чистова
Проект по сказкотеропии «Сказочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : ролево-игровой, долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники ДОУ; педагоги ДОУ; родители.
Место реализации проекта : МДОУ «Детский сад №42».
Срок выполнения проекта : 2015-2016 учебный год.
Проблема: «Роль сказкатерпии в социально-личностном развитии детей.
Актуальность:
Публикация «Проект по сказкотеропии „Сказочный мир“» размещена в разделах
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Цели:
Для проведения коррекции в поведении детей цели.
• Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка.
• Воспитание личности ребенка в собственные возможности и сглаженными отрицательными переживаниями.
• Всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка.
Определены задачи:
• Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.
• Развить умения преодолевать трудности, страхи.
• Выявить и поддержать творческие способности каждого ребенка.
• Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
• Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка через музыкотерапию.
• Прослушивать музыку, направленную на снятие напряжения.
1.1 Этапы работы.
I. Подготовительный.
• Знакомство с литературой по теме проекта.
• Определение содержания работы по проекту.
II. Основной
• Установление тесного взаимодействия всех специалистов принимающих участие в работе по проекту.
• Определение содержания работы по каждому из этапов сказпотерапии
• Составление программы занятий по сказкотерапии
• Оформительская работа, изготовление атрибутов для русских народных сказок совместно с детьми и родителями.
III. Заключительный
• Подведение итогов и выявление результативности работы.
• Определение задач на будущее
• Определение практической значимости проекта
План работы над проектом
№ Мероприятия Ответст-венный Сроки
1. Работа с кадрами
1. Изучение методической и психолого-педаго-гической литературы по данной проблеме.
2. Разработка проекта «Роль сказкатерапии в социально-личностном развитии детей».
3. Консультации:
«Создание сказочно–игровой среды»
«Формы и методы работы со сказками в рамках арт-терапии»
«Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»
«Роль театрализации в оздоровлении и развитии творческого потенциала дошкольников»
«Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
4. Разработка подпроектов :
«Музыкотерапия»
«Песочная терапия»
«Игровая терапия»
5. Семинар-практикум «Сказкатерапия в работе с детьми»
автор проекта
воспитатель
творческая группа
старший воспитатель октябрь
октябрь
в тече-ние года
в тече-ние года
декабрь
2. Работа с детьми
1. Диагностика детей по социально-личностному развитию детей с использованием методик:
«Закончи историю» (Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.)
«Сюжетные картинки» (Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.)
«Раскрась рисунок» (Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.)
«Наблюдение»
2. Игры-занятия:
Занятия «Я и другие»
Занятия по русско-народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»
Занятия «Муха-цокотуха»
Занятия по русско-народной сказке «Морские обитатели»
Занятия по русско-народной сказке «Василиса Прекрасная»
Занятия по русским богатырским сказкам
3. Презентация работы
4. Свободная деятельность
1. Изотерапия
2. Песочная терапия
3. Игровая терапия
4. Дидактические игры:
«Рассказываем сны»
«Интервьюирование»
«Сочиняем сказки»
«Слушаем и сочиняем стихи»
«Воображение и интерес»
«Из какой сказки герой»
«Одень сказочного героя»
«Угадай сказку»
«Назови сказку»
«Расскажи сказку»
5. Беседы: «Моя любимая любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
6. Сюжетные творческие игры:
«Салон красоты»
«Театр моды»
«Драматический театр»
«Художественный салон»
«Мастерская дизайнера»
7. Чтение художественной литературы
8. Продуктивная деятельность детей
9. Досуг «Сказка в гости к нам пришла»
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели, муз. раб.
ноябрь, апрель
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
май
1-2 раза в неделю
1-2 раза в неделю
1-2 раза в неделю
в тече-ние года
апрель
3. Работа с родителями
1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально-нравственному воспитанию детей.
2. Анкетирование родителей по данной проблеме.
3. Проведение родительского собрания на тему: «Арт-терапия в оздоровлении детей».
4. Консультации для родителей по данной проблеме:
«Сказочная куклотерапия»
«Игры в сказкатерапии».
5. Творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)
6. День открытых дверей. педагоги
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь, март
апрель
май
4. Оборудование и пополнение развивающей среды
1. Оформление сенсорной комнаты (уголка).
2. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкатерапии и реалаксации).
3. Приобретение необходимых материалов для проведение сеансов сказкатерапии : «волшебная» лампа, пузырьковая лампа, накидка для ведущего, напольные подушки и т. п.
4. Пополнение театральных уголков в группе: пальчиковый театр,куклы-марионетки. воспитатель в тече-ние года
Основные элементы занятий.
1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т. д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.
2) Прослушивание сказки в одном из вариантов
а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.
б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).
3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.
4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.
5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.
6) Упражнения на расслабление и отдых.
Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.
7) Пальчиковый театр.
8) Кукольный театр
9) Драматизация сказки
10) Ритуал выхода из сказки.
Заключение
Итоги работы и их практическая значимость.
Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии были решены следующие задачи:
Дети стали более активными и внимательными. У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.
Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопился опыт общения со взрослыми и сверстниками. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков.
Опыт показал, что легче усваивают и воспринимают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью. Их внимание стало более устойчивым, стабилизировалось психоэмоциональное состояние детей. Пассивные дети стали более активными, а гиперактивные наоборот, стали более спокойными, уровновешанными.
Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии показали нам, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить.
Значение занятий по сказкотерапии заключается в том, что они оказывают решающее влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, положительно влияют на развитие мимики и пантомимики, оказывают огромное влияние на коррекцию психических процессов у детей с проблемами в развитии.
Список используемых источников:
1. Л. Барлеева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зорин «Театрализованные игры-занятия».
2. С. И. Стрелкова «Войди в тридесятое царство».
3. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
4. Т. Д. Зинкевич –Евстигнеева «Путь к волшебству», «Основы сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии», «Теория и практика по сказкотерапии».
5. Н,Н,Заваденко «Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
6. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика».
7. Г. Юн «Дети с отклонениями».
8. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»,
9. М. А. Поваляева «Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике».