Лариса Щерба
Сказочный орнамент руками детей творческий проект по мотивам народного декоративно-прикладного творчества — росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Человек по натуре своей – художник.
Он всюду, так или иначе,
стремиться вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
творческое воображение людей
и уважение к их труду.
М. Горький.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, предлагали им большое количество увлекательных материалов и оборудования.
Публикация «Сказочный орнамент руками детей творческий проект по мотивам народного декоративно-прикладного творчества — росписи» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Проекты
- Проекты творческие
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Мы первым делом начали обогащать и насыщать развивающую предметно пространственную среду предметами связанными с народно-декоративным творчеством, которые способствуют развитию личности ребенка на основе народной культуры :
- Демонстрационный материал, включающий в себя наглядные и раздаточные пособия для детей дошкольного возраста:
1.«Народные промыслы»,
2. «Филимоновская игрушка-свистулька»,
3. «Дымковская игрушка»,
4. «Хохломская роспись»,
5. цветные узоры «Полхов- Майдана», изделия народных мастеров Полхов-Майдана; «Жостовская роспись»,
6. «Каргополь» - народная игрушка;
7. материал для педагогов и родителей по организации изобразительной деятельности «Учимся рисовать» : Гжель-1 и Гжель-2;
8. «золотые узоры» альбом самоделок,
9. альбом Кубанского декоративно-прикладного искусства «Петриковская роспись».
- Дидактический материал по народным промыслам, включающий конспекты занятий, познавательную информацию, развивающие задания, игру «Лото», картинки - пазлы, загадки, потешки, поговорки.
-расписная детская посуда и разделочные доски для организации сюжетно ролевых игр,
- Накопили и систематизировали фото-слайды и презентации:
1. ремёсла,
2. костюм казака и казачки,
3. «Петриковская роспись» кубанских мастеров.
Для свободной творческой деятельности в развивающую среду включили:
Раскраски матрё шки и барышни:
1. мезенская роспись,
2. полхов-майданская роспись,
3. дымковская роспись,
4. пермогорская роспись;
Супер раскраска «народные промыслы» :
1. дымковская игрушка,
2. русская матрёшка,
3. филимоновскаяигрушка,
4. хохломская роспись,
5. городецкая роспись,
6. гжель,
7. ростовская финифть,
8. каргопольская игрушка.
Обновили экспонаты минимузея:
1. разделочные доски в форме матрёшек (роспись)
2. расписали деревянную ложку.
Подобрали и систематизировали конспекты НОД, дидактические игры, разработали планы работы с родителями и специалистами детского сада.
Самый действенный способ развития познавательной активности ребёнка и активизации его творческого потенциала – интеграция образовательных областей: «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Результатом грамотной интеграции является продуктивно-творческая деятельность. Такая совместная деятельность педагогов и детей позволяет накопить впечатления детей и вынести их на деятельно-созидательный уровень. Процесс интеграции в работе ДОУ становиться более успешным и продуктивным при условии слаженной работы всего педагогического коллектива, и если осуществляться в процессе организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной детской деятельности – как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности.
Наша работа осуществлялась ежедневно и систематично. Мы в ходе режимных моментов использовали: устное народное творчество (русские народные былины, сказки, пословицы и поговорки, декоративно-прикладное искусство, музыка (народный фольклор, художественное слово, игру, самостоятельную детскую деятельность, участие в праздниках, организацию и посещение выставок.
Знакомили детей с произведениями народного искусства, вовлекая в продуктивную деятельность в процесс декоративного творчества
в ходе
- НОД, где дети знакомились с декоративно прикладным искусством, с его историческим прошлым и настоящим. На таких занятиях развивали художественный вкус детей, и побуждали желание самим лепить и расписывать таких же сказочных коней и птиц, рисовать орнаментальные узоры на бумаги и дереве.
- Регулярно посещаем с детьми мини-музей ДОУ, где представлены экспонаты по Кубановедению. Там дети имеют возможность поближе познакомиться с предметами ремесленников, хорошо их рассмотреть и потрогать. Развитие музейной педагогики даёт возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
- Организуем с детьми праздники, развлечения и театрализованные постановки для того, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Благовещенье, Пасха, сказки-спектакли : А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», «Муха-Цокатуха», «Царевна Несмеяна» и др.).
Работу с детьми осуществляем в тесном сотрудничестве с другими педагогами, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и конечно родителями.
Организуя работу с детьми, стараемся активно привлечь родителей к совместной творческой деятельности. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские посиделки «Вечерний час с воспитателем», открытые просмотры образовательной деятельности.
Родители оказывают огромную помощь в приобретении материала, изготовлении форм из дерева для росписи, помогают нам в раскройке и пошиве сценических костюмов для театрализованных постановок, повторяют дома с детьми текст стихов к постановкам, участвуют в мастер-классах. А мы в своё время активно используем в своей воспитательно–образовательной работе с детьми их собственный положительный пример отношения к историческому прошлому к ценностям и правилам, по которым мы все живём.
Мы сделали вывод, если правильно продуманно и организованно ознакомление детей с произведениями народного искусства, можно наблюдать положительные результаты: у детей при занятии рисованием в свободное время возникают в воображении яркие красочные образы. Они сами придумывают и создают орнаментальные узоры, с нарядными декоративными букетами цветов или завитков. Дети знают и называют виды росписей и их элементы. В лепке они умело передают узоры вышивки увиденной на сарафане русской красавицы, которая была на празднике. Они с большим желанием берутся за роспись предмета, который впоследствии подарят своей маме или бабушке, а может быть оставят на память о группе в детском саду.
Этапы работы
1-й этап подготовительный
1. Составление плана работы по реализации проекта
2. Определение творческой группы участников проекта : родители, сотрудники детского сада.
3. Наполнение развивающей предметно пространственной среды группы.
Раздаточные пособия для детей дошкольного возраста:
- «Народные промыслы»,
- «Филимоновская игрушка-свистулька»,
- «Дымковская игрушка»,
- «Хохломская роспись»,
- цветные узоры «Полхов- Майдана», изделия народных мастеров Полхов-Майдана; «Жостовская роспись»,
- «Каргополь» - народная игрушка;
- материал для педагогов и родителей по организации изобразительной деятельности «Учимся рисовать» : Гжель-1 и Гжель-2;
- «золотые узоры» альбом самоделок,
- альбом Кубанского декоративно-прикладного искусства «Петриковская роспись».
- Дидактический материал по народным промыслам, включающий конспекты занятий, познавательную информацию, развивающие задания, игру «Лото», картинки - пазлы, загадки, потешки, поговорки.
- расписная детская посуда и разделочные доски для организации сюжетно ролевых игр,
фото-слайды и презентации: ремёсла, костюм казака и казачки, «Петриковская роспись» кубанских мастеров.
Для свободной творческой деятельности в развивающую среду включили:
Раскраски матрё шки и барышни:
мезенская роспись,
полхов-майданская роспись,
дымковская роспись,
пермогорская роспись;
Супер раскраска «народные промыслы» :
дымковская игрушка,
русская матрёшка,
филимоновскаяигрушка,
хохломская роспись,
городецкая роспись,
гжель,
ростовская финифть,
каргопольская игрушка.
4. Обновили экспонаты минимузея;
5. Подобрали и систематизировали конспекты НОД, бесед
2-й этап организационный.
беседы и развлечения:
«Убранство казачьей хаты»,
«Введенская ярмарка»,
«Мастера народного творчества»
«Казачьи народные игры зимой»
«Петриковской роспись»
«Костюм казака и казачки»
«Казаки защитники земли русской»
«Прилёт птиц»
«Пасха на Кубани»
«Русская берёза»
«Медовый спас»
«Национальный костюм»
«Русские женщины»
«Кубанские посиделки»
«Святое крещение»
«Защитники земли Русской»
«Богатыри»
Папа- глава семейства»
«Моя мама лучше всех»
«Масленица на Кубани»
«Пасха на Кубани»
Творческая работа :
- Сказка-спектакль «Муха-Цокотуха», танцевально-музыкальная композиция «Гжель»;
- Петриковская роспись;
- Аппликация «Городецких птиц»;
- Посещение мини музея д\с;
- Роспись «Писанки»;
- сказка-спектакль «Мёртвая царевна и семь богатырей»;
- Раскрашивание раскрасок по теме – росписи;
- Лепка «орнамент на сарафане или рубахе»;
- Техника –квилинг, поздравительная открытка;
- Изготовление подарков ко Дню 8 Марта – ваза выполненная техникой «Декупаж» (по мотивам народно прикладного творчества – росписи.);
- Роспись (бумажных) шкатулок по мотивам народно прикладного творчества – росписи;
- Изготовление подарков для пап «Деревянная ложка» роспись;
- праздник 8 Марта, сказка – спектакль «Царевна Несмеяна»;
- Роспись плоскостных деревянных яиц по мотивам народно прикладного творчества.
3. Заключительный этап
Показ постановок сказок родителям и другим дошкольникам
сказка – спектакль «Царевна Несмеяна»; Сказка-спектакль «Муха-Цокотуха», танцевально-музыкальная композиция «Гжель»;
сказка-спектакль «Мёртвая царевна и семь богатырей»
Проведение мастер-класса для педагогов «Роспись деревянной ложки», для родителей «Роспись плоскостного деревянного яйца»;
Оформление выставки поделок «Хоровод Матрёшек» и «Моя расписная ложка».