Ольга Козырева
Проект по сенсорному развитию «Волшебный мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный мир сенсорики»
«Ребенок должен играть, даже
когда делает серьезное дело.
Вся его жизнь -это игра»
А. С. Макаренко
Срок реализации: Сентябрь-май
Тип проекта : познавательно-игровой; творческий
Вид проекта : долгосрочный, фронтальный (с группой детей и их семьями); интегративный (две и более образовательные области)
Публикация «Проект по сенсорному развитию „Волшебный мир сенсорики“» размещена в разделах
Цель проекта : Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка. Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи проекта :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Сформировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
3. Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
7. Повышение уровня представлений и знаний родителей о сенсомоторной деятельности детей;
8. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
9. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды;
10. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Планируемый результат:
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
5. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
6. У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Актуальность проекта
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным
И поэтому ранний возраст является самым благоприятным временем для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Стратегия реализации проекта.
Этап I. Подготовительно-организационный.
1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ;
2. Проведение мониторинга;
3. Составление паспорта проекта;
4. Выстраивание целостного педагогического процесса;
5. Составление плана работы с детьми и родителями;
6. Проведение анкетирования родителей;
7. Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей;
8. Подбор методической литературы.
Этап II. Формирующий (информационно-творческий)
Взаимодействие с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность;
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок»;
3. Дидактические игры с малышами:
• Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина)
• Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух)
• Для развития моторики.
4. Настольно-печатные дидактические игры.
5. Самостоятельные игры малышей.
6. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
7. Проведение разноцветных недель в группе.
Социально-коммуникативное развитие
• Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный…)» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
• «Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
• Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
Познавательное развитие
• Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т. д.
Дидактические игры с малышами:
Для зрительного восприятия
ЦВЕТ:
• Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.
• Д/и «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
• Д/и «Разноцветные шары»…
ФОРМА:
• Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названий геометрических фигур.
• Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
• Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
• Д/и «Круг, квадрат» …
ВЕЛИЧИНА:
• Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой - маленький.
• Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
• Д/и «Большой – маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
• Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
• Д/и «Угости зайчика» …
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) :
• «Постучим – погремим»;
• «Кто, как кричит?» и т. д.
Для развития моторики : предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха,
• Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.
• Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
• Мозаика: настольная и напольная.
• Игры с прищепками
• Игры с блоками Дьенеша.
• Настольно-печатные дидактические игры.
Речевое развитие
• Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
• Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
• Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
Г. Балл "Желтячок" и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
• Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
• Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
• Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
• Игра «Украсим ковер для бабушки» Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
• Игра "Укрась варежки" Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
• Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
• Рисование разноцветных дорожек
• Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
• Рисование «Цветные мячики» Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
• Рисование «Светит солнышко». Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями.
• Рисование «Травка зелёная». Учить рисовать короткие прямые отрывистые линии, закреплять знание зелёного цвета.
• Рисование красками на тему «Апельсин»
• Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
• Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
• Лепка «Шарики» Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.
• Лепка «Мандарины». Продолжать учить лепить предметы круглой формы и т. д.
Физическое развитие
• Подвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
• Подвижная игра «Поедем в лес» Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
• Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
• Подвижная игра «Ладушки-оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счё т: «Раз-два».
• Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
• Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
• Подвижная игра «Найди свой домик» и т. д.
Взаимодействие с родителями:
• Родительское собрание «Сенсорное воспитание : средства, формы, методы»
• Конкурс семейного творчества «Рисуем вместе с мамами и папами»
Тема: «Королева Осень» (нетрадиционные техники рисования)
• Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста»
• Беседы о роли развивающих игр для малышей.
• Наглядная информация: папки-передвижки «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»; «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»
• Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
• Привлечение родителей к выполнению домашнего задания для малышей.
Итоги проекта :
Этап III. Презентация
Развлечение для детей «Летнее приключение»
Продукт проекта.
Выставка игр и пособий по сенсорному развитию;
Оформление альбома группы «Мы играем»;
Картотеки дидактических игр;
Развлечение для детей «Летнее приключение»
Презентация для педагогов «Волшебный мир сенсорики»