Надежда Ошмарина
Проект по сенсорно-математическому развитию детей раннего возраста (2–3 года) «Математика для самых маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста (2 – 3 года)
«Математика для самых маленьких»
Автор проекта :
Воспитатель МАДОУ № 22
Ошмарина Надежда Сергеевна
Пояснительная записка
Публикация «Проект по сенсорно-математическому развитию детей раннего возраста (2–3 года) „Математика для самых маленьких“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Социально – значимый проект «Математика для самых маленьких» предназначен для детей группы раннего возраста. Представленный проект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных действий воспитателя, детей и родителей).
• Принцип активности (поддержание мотивации и интереса).
• Принцип психологической комфортности.
Проект «Математика для самых маленьких» предназначен для развития элементарных сенсорно – математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесса по формированию элементарных математических представлений.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Метод проектов помогает решать эту задачу. Он развивает свободную личность ребёнка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Меня заинтересовал этот метод, т. к. он основан на взаимодействии педагога и ребёнка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся сравнивать предметы по различным параметрам, классифицировать предметы по заданному признаку, развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, обогащается активный и пассивный словарь детей.
При разработке проекта я опиралась на знания и опыт детей, на методическую литературу.
Для реализации проекта использовала следующие средства: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, заучивание стихов и потешек, рассматривание альбомов и книг с иллюстрациями по теме проекта, просмотр мультфильмов, изготовление поделок.
Актуальность данной работы заключается в том, что ведущим видом деятельности в дошкольном, а тем более в раннем дошкольном возрасте, является игра. Поэтому элементарные занятия по сенсорно – математическому развитию детей раннего возраста можно объединить в систему дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, не замечая, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности, и в то же время решаются основные задачи ООП ДО и стандарта ДО.
Кроме того, актуальность данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития. Поэтому в системе сенсорно – математических игр можно определить задания, которые дети могут решать самостоятельно, и такие задания, которые требуют смекалки, догадки, наблюдательности. А в итоге без перегрузки все дети освоят необходимый для его продвижения минимум, но при этом не будет тормозиться развитие более способных детей и будет обеспечен вариативный подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, и прослеживающийся в стандарте дошкольного образования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта (тема) Проект «Математика для самых маленьких»
Вид проекта Социально – значимый, среднесрочный, групповой
Длительность проекта С 13 сентября по 30 октября 2021 года
Разработчик проекта Воспитатель Ошмарина Надежда Сергеевна
Социальная значимость проекта Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями через игру задача взрослых (родителей и педагогов). Значимость данной работы объясняется и тем, что не все дети уже в раннем возрасте развиваются одинаково и наша задача обеспечить продвижение ребенка в развитии своим темпом, в соответствии с зоной ближайшего развития.
Цель проекта Формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у детей группы раннего дошкольного возраста. Объединить усилия семьи и детского сада для сенсорно – математического воспитания детей
Основные задачи проекта Задачи проекта :
Обучающие:
– учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических фигур;
– формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
– учить детей различать цвета и правильно их называть;
– учить различать предметы по форме и правильно их называть (круг, квадрат);
– учить различать предметы по величине (большой – маленький);
– учить группировать предметы, сравнивать и обобщать.
Развивающие :
– развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания, воображения у детей;
– обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «такой же», «большой», «маленький» и т. д. ;
– содействовать развитию сенсорной сферы детей посредством игровых технологий;
– развивать наблюдательность, любознательность, желание получать новые знания.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к игрушкам;
– воспитывать усидчивость;
– воспитывать интерес к познавательной деятельности;
– привлекать внимание родителей к сенсорно – математическому воспитанию детей;
Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации) Ожидаемые результаты:
Дети:
- дети умеют группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);
- различают и называют основные цвета (в соответствии с возрастом);
- различают и правильно называют предметы по форме;
- различают и правильно называют предметы по величине.
Сводная работа в пространстве группы даёт детям возможность проявить самостоятельность. Дети смело знакомятся с новыми предметами, осваивают их. Ребёнок не является слушателем, пассивно воспринимая объяснения педагога, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки самостоятельной работы, учится исследовать окружающий мир.
Продукты проектной деятельности для детей :
– Коллективные работы: «Цветочная полянка», «Весёлый паровозик», «Нарядная ёлочка».
– Индивидуальные работы: «Котята», «Гусеничка», «Дома большие и маленькие».
– Выставка поделок семейного творчества: совместное творчество детей и родителей на тему : «Картина из фигур»;
– Выставка дидактических игр и пособий: творчество родителей на тему: «Математика для малышей».
Для воспитателей:
- сборник методического материала с конспектами занятий;
- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- картотека игр на развитие сенсорных способностей у детей;
- картотека пальчиковой гимнастики.
Для родителей:
- консультация «Сенсорное воспитание детей 2 – 3 лет»;
- консультация «Значение сенсорного развития в раннем детстве»;
- консультация «Сенсорное развитие – основа интеллектуального развития детей 2 – 3 лет»;
- семинар – практикум «Сенсорные игры для детей 2 – 3 лет»;
- буклет «Играем вместе с детьми»;
- буклет «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»;
- памятка «Развивающие игры с пуговицами»;
- памятка для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет».
Основные принципы проекта Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами:
• Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы);
• Трансформируемости (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
• Доступности (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);
• Вариативности ( наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
Безопасности (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Нормативно – правовая база проекта Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.
«Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет» Н. А. Арапова – Пискарёва.
Система работы в первой младшей группе детского сада «Формирование элементарных математических представлений. 2 – 3 года» И. А. Помораева, В. А. Позина.
• Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район.
Обеспечение проекта : материально - техническое Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, альбомы, мультфильмы, презентации)
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
Коллективные работы детей, выставки поделок семейного творчества, выставки дидактических игр и пособий, изготовленных родителями
Учебно - методическое И. А. Помораева, В. А. Позина «Система работы в первой младшей группе детского сада. Формирование элементарных математических представлений» - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г.
Н. А. Арапова – Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 – 7 лет», Мозаика – Синтез, Москва, 2008 год.
Большая книга занятий с малышом. 150 упражнений для успешного развития ребёнка от рождения до трёх лет, - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010 г.
М. Дружинина «Про всё на свете. Первая книжка маленьких почемучек», - М. : ООО «Издательство Астрель», 2014 г.
Е. С. Чайка «Первая книга малыша. Энциклопедия», - Минск: Харвест, 2012 г.
Интернет – ресурсы:
https://urokimatematiki.ru – сайт «Уроки математики»
https://www.maam.ru – сайт «MAAM.ru»
https://doshkolnik.ru – сайт «Дошкольник»
https://dohcolonoc.ru–информационный портал Дошколёнок. ру