Любовь Васильевна Чирвина
Проект по самообразованию «Сенсорное развитие детей 4–5 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать
Введение
Время дошкольного детства является временем интенсивного сенсорного развития детей, от уровня которого зависит их успешное умственное, физическое, эстетическое воспитание.
В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие сенсорных способностей, благодаря которомузрительные впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Полноценное развитие сенсорики происходит только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей формируются эталонные представления о цвете, величине, форме, о признаках и свойствах разных предметов и материалов, их нахождение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым образовывается основа для развития умственной деятельности.
Публикация «Проект по самообразованию „Сенсорное развитие детей 4–5 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Средняя группа
- Темочки
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию. Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры.
Актуальность:
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей : познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.
Цель:
- создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста.
2. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
3. Развивать аналитическое восприятие
4. Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.
5. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Область: познавательное развитие.
Интегрируемые области:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
1) Наглядно-действенные приемы;
2) Игры с мелкими предметами;
3) Дидактические игры;
4) Подвижные игры;
5) Словесные игры.
Предполагаемый результат
В ходе работы дети приобретут умения:
- овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);
- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;
- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;
- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.
- сформируются творческие способности, любознательность;
- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.
Этапы работы:
Первый этап.
1) Изучение методической литературы.
2)Создание предметно-пространственной развивающей среды.
3)Составление плана работы.
4) Организация игрового материала.
5)Составление плана работы с родителями.
Второй этап.
1) Реализация плана работы по cенсорному развитию.
2) Игры детей в совместной деятельности c воспитателем.
3) cамостоятельные игры детей в игровых зонах.
Третий этап.
1) Проведение родительского собрания.
2) Создание картотеки игр.
3) Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Месяц Цель работы с детьми Использование дидактических игр Работа с родителями
Cентябрь Cовершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, поровну.
Закрепить умение cравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
Развивать вкусовые и тактильные ощущения.
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Закрепить умение различать и называть части cуток.
Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Зайчику разложить картинки».
Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».
Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты,
«Построим домики», «Что где находится».
«Что сначала, что потом». Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».
Октябрь Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения.
Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.
Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет». Д/и «Геометрическое лото», «Кому какая форма», «Украсим фартук», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.
Д/и «Что где находится?», «Найди такой же». Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Ноябрь Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.
Продолжать учить ориентировке в пространстве.
Д/и «Спрячь зайку», «Цветовое лото», «Собери капельки в стакан», «Цветные корзинки»,
Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».
Декабрь Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.
Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Закрепить представления о последовательности частей суток.
Д/и «Мозаика», «Спрячь мышку», «Где встречается этот цвет?».
Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Выложи узор», «Построй дом». Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».
Январь Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку.
Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет.
Экспериментирование с водой.
Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.
Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Д/и «Четвертый лишний».
Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным, «Что может быть красным…»
«Вода принимает форму».
Д/и «По росту становись», «Матрешки». Консультация «Роль развивающих игр для детей».
Февраль Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине.
Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.
Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости. Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».
Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».
Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки». Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки».
Март Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.
Д/и «На рисунок посмотри и фигуру там найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет». Консультация «Тренируем руки – развиваем
речь».
Апрель Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.
Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей. Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».
«Д/и «Из чего сделано?» Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».
Май Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Цветовое лото». Консультация: «Игры с водой и песком».
Планируемый результат
В результате планомерной и систематической работы по сенсорному развитию у детей появится интерес к окружающему миру, повысится познавательная способность, способность выполнять действия с раздаточным материалом, обогатится словарный запас детей.
Список использованной литературы
1)ВенгерЛ. А. ,Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада. -М. «Просвещение», 1998-144с.
2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М. «Просвещение», 1973.
3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. И. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.
4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»
5) Кудрявцева Е. А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста