Екатерина Позднякова
Проект по ручному труду «Рукотворный мир» с детими старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по ручному труду на тему : «Рукотворный мир»
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Актуальность:
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Публикация «Проект по ручному труду „Рукотворный мир“ с детими старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это так же одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обоснование проекта :
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, их значение меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах значимую роль начинает играть ручной труд с элементами творчества.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед ними широкие перспективы созидания. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра.
Дети переживают чувство радости от самостоятельно выполненного труда, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек-самоделок дает положительные моменты для проявления самостоятельности, творческой активности, художественных способностей детей в продуктивной деятельности.
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает мелкую моторику, творческое мышление, воображение и интеллект, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Цель проекта : Формирование у детей навыков созидательного творческого труда.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей изготавливать поделки из разных материалов (бумаги, картона, бросового материала, природного материала, круп, соленого теста и т. д.)
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание самостоятельно изготавливать поделку.
2. Воспитывать аккуратность – формировать эстетическую оценку.
Описание проекта :
Вид проекта : долгосрочный
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
Умение восхищаться красотой и многообразием природных и бумажных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.
Любоваться своим творчеством.
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.
Механизм реализации проекта :
Проект реализуется в регламентированной деятельности в ОД по ручному труду с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. В нерегламентированной деятельности: прогулки, наблюдения, игры, свободная деятельность детей.
Формы и методы.
Методы реализации проекта :
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, беседа) - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский (исследования, наблюдения) – самостоятельная творческая работа детей;
игровые приемы - игры и игровые ситуации.
Методы, в основе которых лежит способ организации в ОД:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.);
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы реализации проекта :
фронтальные - одновременная работа со всеми детьми;
групповые – организация работы в группах;
интегрированные (творческий день, работа с разными материалами, театральная мастерская).
индивидуальная работа.
Условия успешной организации творческой деятельности:
Насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда.
Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними.
Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми.
Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок.
Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
План реализации проекта :
1 этап - Организационно - подготовительный:
Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта по ручному труду.
Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых, и детей, с учетом их потребностей и интересов.
2 этап – Основной.
Познавательное развитие:
Экспериментирование с разным материалом и творческому применению его в самостоятельной деятельности («Волшебные крупинки», «Страна листопадия», «Бумажная страна», «Соленое тесто», «Картонное царство» «Букет для мамы» и т. д.)
Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, опыты и самостоятельная деятельность ручного труда.
Открытое занятие «Кукла-мотанка» по ручному труду в подготовительной группе.
Беседы с детьми: «Как приготовить соленое тесто», Экологическая сказка «История одного листочка», «Что такое оригами», «Чудесные поделки из бросового материала».
Создание и оформление Лэпбука с наглядным и иллюстративным материалом по труду (загадки, стихи, пословицы и поговорки)
Продуктивная деятельность:
Раздел 1. Работа с природным материалом:
• «Букет из кленовых листьев»
• «Вазочка из веток»
• «Вазочка с использованием пластилина и семечек арбуза, и тыквы»
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном.
1. «Букет для мамы»
2. «Веселые гусеницы»
3. «Фартук для бабушки»
Техника оригами
• «Тюльпаны»
• «Теремок (герои из сказки)»
Раздел 3. Работа с бросовым материалом.
• «Зайки на лесной лужайке»
• «Русалки»
• «Барашки на лугу»
• «Веселые совы из картонных рулончиков»
Раздел 4. Работа с соленым тестом и пластилином
• «Пасхальная корзинка»
• «Планеты солнечной системы»
• «Фрукты»
• «Овощи»
• «Сказочное дерево»
Раздел 5. Работа с нитками и пуговицами
1. «Чудесные улиточки»
Игровая деятельность:
Тематические игры с разным материалом;
Сюжетно-ролевые игры с поделками;
Театрализованные игры с поделками
Дидактические игры с разным материалом;
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Работа с родителями:
1. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
2. Консультации для родителей:
«Поделки из разных материалов»
«Как развить творческие способности у детей»
«О пользе ручного труда для детей»
«Художественный труд – это интересно!»
3. Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.
3 этап - Заключительный:
Выставка семейных и детских творческих работ на темы: «Осенние фантазии», «Зимние забавы», «Необъятный космос» «Пасха», «Друзья пернатые».
Видимые результаты проекта :
Научились создавать поделки с опорой на заданную основу;
У детей улучшились: память, воображение;
Родители стали больше общаться, делать творческие поделки со своими детьми.
Вывод:
Занимаясь разными видами ручного труда, дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук, формируются навыки учебной деятельности: умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда, способствуют развитию произвольности. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям.