Наталья Деткова
Проект «По ровненькой дорожке». Развитие равновесия у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития закладываются у ребенка в период дошкольного детства.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а больше всего игровой.
Важность развития равновесия в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.
Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение своего тела.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.
Публикация «Проект „По ровненькой дорожке“, Развитие равновесия у детей младшего возраста» размещена в разделах
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.
Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.
Физические упражнения представляют собой специально подобранные и методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий. Все это оказывает влияние на всестороннее развитие и совершенствование способностей ребенка.
Проблема: недостаточно сформированы движения ребенка, дети не умеют удерживать равновесие при ходьбе, преодолевать даже небольшие препятствия. Это связано с особенностями анатомического строения тела и недостаточностью двигательного опыта. Так, движение рук при ходьбе либо отсутствуют, либо не согласованы с движением ног, туловище наклонено вперед, шаги на всей ступне, семенящие, неравномерные, темп ходьбы неустойчивый.
Анализ проведенного диагностирования на начало учебного года показал, что 57% детей имеют средний уровень освоения образовательной программы по разделу «Физическое развитие», у 26% детей уровень ниже среднего, а 17% детей имеют низкий уровень. Диагностика на середину года показала, что уровень освоения программы вырос, но дети испытывают трудности в выполнении упражнений на равновесие и координацию.
Цель проекта:
Развитие физических качеств посредством развития равновесия у детей при ходьбе и беге.
Задачи проекта:
• Формирование двигательных умений и навыков;
• Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
• Учить активно включаться в выполнение упражнений; ходить и бегать, не сталкиваясь, не мешая друг другу;
• Вызывать радость у детей при выполнении упражнений.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный
База реализации: МБ ДОУ «Детский сад № 256», 1 младшая группа № 1. Специальных материальных, кадровых и других вложений не требуется.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: 2 месяца (февраль-март)
Основной раздел программы: физическое развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.
Необходимые условия реализации проекта:
• Интерес детей и родителей.
• Методические разработки.
Возможные риски проекта: см презентацию
Предполагаемый результат:
• Обогащен двигательный опыт, развиты физические качества детей в соответствии с индивидуальными возможностями;
• Совершенствовано чувство равновесия;
• Дети имеют социальные навыки (соблюдать очередность);
• Дети стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности.
Методы проекта:
• Наблюдение
• Беседы
• Совместные игры
Механизм реализации цели и задач проекта:
Работа по реализации проекта велась в четырех направлениях: самообразование, работа с детьми, педагогами, родителями.
• Подбор и изучение разнообразного материала по теме.
• Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
• Картотека упражнений и подвижных игр на равновесие.
• Разработка буклетов, консультаций, журналов для родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
• Подборка методической литературы по теме «Физическое развитие малышей»;
• Интернет – ресурс;
• Физкультурный уголок в группе;
• Спортивный зал;
• Дорожки для ходьбы, дорожки «Шагай-ка», «Кочки», шнуры;
• Художественная литература (подборка стихов).
Этапы проектной деятельности: см презентацию