Ольга Овчарёва
Проект «Ловкие пальчики» развитие мелкой мотики детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Ловкие пальчики»
Развитие мелкой моторики
детей младшего дошкольного возраста.
Автор проекта : воспитатель
Овчарёва Ольга Владимировна
Методический паспорт проекта
Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Ловкие пальчики“ развитие мелкой мотики детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.
Причины разработки проекта :
Рука ребенка в возрасте 3-4 лет физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо.
Актуальность. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Кант писал: «Рука - это своего рода внешний мозг» Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Ребёнку хочется всё потрогать, взять в руки. Ведь только так он научится различать тепло и холод, различать предметы по размеру, определять вес. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта : развитие и укрепление общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
Задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую и общую моторику у детей посредством дидактических игр и игрушек.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Предполагаемые результаты:
- Усовершенствована предметно – развивающая среда;
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
- Сформированы доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.
Этапы проекта.
1. Организационный
диагностика детей 2 младшей группы;
опрос родителей – анкета “В какие игры вы играете дома с ребёнком? ”
консультация – практикум “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
составление перспективного плана мероприятий проект
2. Практический
Организация совместной с родителями и детьми творческой, поисковой и практической деятельности.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Режимные моменты.
Мытьё рук, застегивание и расстёгивание пуговиц, застёжек на обуви, замков.
Завязывание шнурков.
Раздевание и одевание в определённой последовательности.
Организованная образовательная деятельность.
«Познавательное развитие».
Игры с прищепками: «Солнышко», «Ёжик», «Цветок», «Нарядим ёлочку», «Травка», «Сушим бельё».
Разобрать красную и белую фасоль.
Выложить из палочек геометрические фигуры, машину, самолёт, и. т. д.
Игра «Чудесный мешочек»
Д/ игра «Цветные вкладыши», «Стержни и кольца»
Игра «Мозаика», «Пазлы», «Пирамидки»,
Упражнение «Одень мишку», «Помоги Золушке», «Собери матрёшку», «Бабушкины клубочки», «Закрой баночку».
Игры с конструктором.
«Физическое развитие»
«Строим дом», «Мышка», «В лесу», «Мы варили суп», «Классическая», «Цветок», «Лягушки», «Ягодки», «Как живёшь?», «Кукушка».
Физ. минутки.
Игры Е. Железновой с музыкальным сопровождением:
«Жираф», «Паучок», «Птицы - пальчики».
Самомассаж рук с помощью шишек, карандашей, бигудей, массажных мячей, камушек, ракушек, косточками фруктов, бусинками.
Гимнастики - побудки
Игры с мячом, лазание, висы на гимнастической лестнице
Утренняя гимнастика
«Социально – коммуникативное развитие»
Чтение и заучивание стихов пальчиковых игр.
Подвижные игры на развитие основных видов движений.
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование и раскрашивание карандашами. Рисование пальчиками и ладошками. Рисование на крупах и песке. Лепка из пластилина и солёного теста с использованием семян различных растений. Пальчиковые игры Е. Железновой с музыкальным сопровождением.
Упражнения «Похлопаем», «Топай-хлопай»
Развивающая среда.
Картотека игр на развитие мелкой и общей моторики.
Изготовление игр на развитие мелкой моторики своими руками.
Картотека пальчиковых гимнастик.
Совместная работа родителей с детьми.
Изготовление игр для развития мелкой моторики своими руками.
Закрепляют с детьми полученные в детском саду знания и умения, организуя игровую деятельность.
Свободная деятельность детей
В центре развития моторики :
Игры детей на развитие мелкой моторики : «Кто быстрее?», «Шнуровка», «Мозаика», «Найди картинку», «Вкладыши», «А что внутри?», «Подбери крышку», «Прищепки» и. т. д.
В центре художественного творчества продуктивная деятельность:
рисование, лепка, аппликация, художественный труд.
Работа с родителями.
папки раскладушки, информационные стенды;
индивидуальные консультации;
коучинги, анкетирование;
совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.
3. Заключительный.
Ожидаемый результат.
- Совершенствована предметно – развивающая среда группы для развития мелкой моторики.
- Достаточно развита мелкая и общая моторика у детей.
-Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Продукт проекта.
Методическая разработка ООД по теме.
Создание картотеки игр на развитие моторики.
Пополнение предметно – развивающей среды играми на развитие мелкой моторики.
Презентация проекта
Общее родительское собрание по развитию общей и мелкой моторики
«Речь на кончиках пальцев»
Показ слайдовой презентации «Ловкие пальчики»