адима мукамбетиярова
Проект по речевому развитию во второй группе раннего возраста «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по речевому развитию во второй группе раннего возраста
«Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках» Андерсен Ганс Христиан
Актуальность проекта :
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.
Публикация «Проект по речевому развитию во второй группе раннего возраста „Говорушки“» размещена в разделах
Тип проекта : информационно- практико-ориентированный
По виду деятельности- творческий
По форме реализации-групповой, возраст детей 2-3 года
Участники проекта : Дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители
Продолжительность (долгосрочный).
Области интеграции «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Практическая значимость проекта :
Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно - пространственной среды для обобщения материала по формированию основ речевого развития у младших дошкольников; методической копилки по сказкам, потешкам, пальчиковой гимнастики и артикуляционной гимнастики. Повышение качества образовательного процесса по речевому развитию через организацию НОД и совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к речевому воспитанию через проектную деятельность. Укрепление связи семьи и ДОУ.
Цель проекта :
развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи проекта :
Образовательные: Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. Обогащать, активизировать речь детей, формировать умение обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
Развивающие : Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память, интерес к народному творчеству, чувство ритма, образное мышление детей, а так же согласованность движений обеих рук.
Воспитательные: Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. Воспитывать любовь к окружающему. Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы.
Ожидаемые результаты
У дошкольников развитие речевого потенциала через приобщение детей к сказкам, потешкам, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; - развитие личности ребенка, как активного участника проекта; - формирование умения характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции, понимать чувства других через имитацию образа героев сказок; - использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, коммуникативной).
У воспитателей повышение педагогической компетентности по теме проекта; - внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями; - организация воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции всех видов детской деятельности; - создание картотеки игр и упражнений по развитию речи, пальчиковой и артикуляционной гимнастике; - проведение родительского собрания, семинара и мастер-класса; - проведение анкетирования; - организация выставок и конкурсов; - организация итогового развлечения «Приключения Колобка» по результатам проектной деятельности.
У родителей- активное участие в реализации проекта; - оказание помощи в пополнении предметно-развивающей среды группы; - принятие участия в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах; - принятие участия в мастер-классе, семинаре и родительском собрании; - создание дома условий для воспитания и развития детей.
1 этап – организационно – диагностический.
Цель: определение содержания проекта, постановка мотивации, цели, задач по организации проекта, определение перспектив. Определение темы проекта; формулировка цели и определение задач; постановка цели и задач, определение продуктов проекта; подбор методической литературы; подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала, музыкальных произведений; выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта; составление перспективного плана, разработка циклов НОД, мотивация родителей на совместную деятельность;
Вывод: На 1 этапе реализации проекта поставленная цель достигнута: Определили актуальность темы; Провели диагностику, анкетирование; сформулировали цель и задачи проекта; изучили методическую, психолого-педагогическую литературу; выбрали формы, методы и приемы взаимодействия между участниками проекта; составили перспективное планирование; организовали пополнение развивающей предметно-развивающей среды
2 этап – основной.
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. Работа по перспективному плану; Проведение организованной деятельности с детьми; использование методической и художественной литературы, наглядно-дидактического, аудио- и видеоматериала по теме проекта; Проведение родительского собрания; размещение информации для родителей.
Перспективный план работы над проектом :
Речевое развитие
-Знакомство с русскими народными сказками и потешками
- Рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам. -Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь».
- Инсценировка «Репка», «Теремок»
- Пальчиковый театр «Теремок»,
«Колобок» -Пересказ сказок с опорой на схемы.
- Чтение и разучивание потешек
-Пальчиковые игры: «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Апельсин», «Сидит белки на тележке», «Капуста», «Мы ходили на базар», «Копаю, копаю лопатой снежок» и др.
-чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок», пересказ сказки «Лиса, заяц и петух», «У страха глаза велики», рассматривание картины по теме «Осень»;
- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Чистим зубы», «Шарик», «Гармошка», «Маляр», «Сказки про язычок" Познавательное развитие
- ООД:«Мои любимые сказки».
- Беседы «Моя любимая книжка», «Для чего нужен язык», «Что за прелесть эти сказки», «Правила обращения с книгой»
- Наблюдения на прогулках
Социально – коммуникативное развитие :
- Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Построим теремок»; «Ждем в гости Машу и медведя», «Семья».
- Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию сказочного героя», «Узнай сказку» (по иллюстрациям, «Помоги герою сказки», «Узнай, чья тень», Лото «Собери сказку» (из частей, «Встань в круг», «Разноцветный сундучок»
- Конструирование «Теремок», «Дорога к дому бабушки», «Огород для репки», «Домик для зверят»
Художественное – эстетическое развитие :
- Лепка «Колобок», «Репка»
- Рисование «Сказочный домик», «Рукавичка»
- Аппликация «Теремок», «Зайчик»
Физическое развитие :
-Дыхательная гимнастика:«Слабый и сильный ветерок», «Горячий чай», «Качели». «Надуй шарик», «Каша кипит», «Насос»
- Физминутки: «Листопад», «Прилетели воробьишки в огрод», «Тучи дождевые», «Детский сад». «Часы», «Зайчик», «Самолет», «Нам сегодня не скуки», «Мишка вышел из берлоги».
- Подвижные игры: «Зайка серенький
Работа с родителями
- Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;
- Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Роль книги в жизни ребенка»; «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие речи детей 2-3 лет», «Ум на кончиках пальцев»;
- Оформление выставки книг «Сказки, которые мне читают дома»; - Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»;
Вывод: на 2 этапе проводились все запланированные мероприятия. 3 этап – заключительный,
Цель: анализ и подведение итогов работы. диагностика уровня сформированности речевых знаний детей; презентация проекта; сбор накопленного материала