Ковальчук Светлана Сергеевна
Проект по речевому развитию «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : ПРОЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Актуальность темы.
Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Публикация «Проект по речевому развитию „По дорогам сказок“» размещена в разделах
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.
Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказка - это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Детская сказка всегда дает надежду, что все будет хорошо.
Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой : «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!».
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.
Цель:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства;
- возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.
Задачи для детей:
Образовательные:
- расширить представление детей о сказках;
- формировать умение детей рассуждать;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие :
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
Задачи для родителей:
- способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
Задачи для педагогов:
- развивать творческий потенциал ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Предполагаемый результат:
- активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
- появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
- появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
- творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный)
• Выбор темы проекта, постановка цели и задач проекта;
• Составление плана работы;
• Подбор наглядного материала и иллюстраций, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей;
• Подборка консультаций, рекомендаций, домашних заданий для родителей;
• Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта.
II этап (основной)
Дата Работа с родителями
16.11.20
-
20.11.20 Беседа о бережном отношении к книге.
Пальчиковая игра «Сказки» Ознакомление с темой проекта.
23.11.20
-
27.11.20 Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке» Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
30.11.20
-
4.12.20 Пальчиковая игра «Сказки»
Лепка из пластилина по мотивам русской народной сказки «Колобок» Рекомендации по чтению художественной литературы.
Чтение русской народной сказки «Колобок»
7.12.20
-
11.12.20 Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.
Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Игры с театром на палочках. Рисование на тему русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»
14.12.20
-
18.12.20 Пальчиковая сказка – игра «Теремок»
Дидактическая игра «Исправь ошибку художника»
Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди» в обр. А. Толстого. Папка - передвижка «Приемы обучения детей рассказыванию»
21.12.20
-
25.12. 20 Дидактическая игра: «Из какой я сказки?»
Игры с настольным театром.
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»
11.01.21
-
15.01.21 Беседа «Моя любимая сказка»
Дидактическая игра «Отгадай название сказки»
Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Памятка, какие книги надо читать детям.
Итоговое мероприятие: театрализация русской народной сказки «Рукавичка»
Цель: актуализация знаний и умений детей, полученных в ходе реализации проекта.
III этап (заключительный)
• Обработка и оформление материалов проекта
• Презентация проекта на педагогическом совете.
• Внесение дополнений и поправок.
1. Беседа «Бережное отношение к книгам»
Цели: расширять знания воспитанников о создании книг, о материале из которого делают книги; развивать навыки бережного отношения к книгам; воспитывать преданность книге, как основному источнику знаний.
2. Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.
Цель: Познакомить детей с видами театров и театральных кукол.
3. Беседа «Мои любимые сказки»
Цель: вспомнить и повторить знакомые сказки.
4. Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, речь, внимание.
5. Чтение сказки «Три медведя»; «Петушок и бобовое зернышко»; «Гуси – лебеди» в обр. А. Толстого; «Лиса и журавль»; «Рукавичка».
Цель: Обогащать словарь детей, развивать звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи, грамматический строй речи. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
6. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
Цель: Формировать умение пересказывать знакомую сказку с опорой на иллюстрации.
7. Пальчиковая сказка - игра «Теремок»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, речь, внимание.
8. Дидактическая игра «Исправь ошибку художника».
Цель: Закрепить знание сказок. Развивать, память, воображение, мышление и речь.
9. Дидактическая игра «Из какой я сказки?»
Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых сказок. Развивать, память, воображение, мышление и речь.
10. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»
Цель: Закреплять память, учить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.
11. Дидактическая игра «Отгадай название сказки»
Цель: Развивать зрительное восприятие, знание названий русских народных сказок, их героев.
12. Дидактические игры «Узнай сказку по картинке»
Цель: закреплять знания о сказках, развивать память, мышление, речь.
13. Игры с театром на палочках
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь.
14. Игры с настольным театром
Цель: развивать диалогическую речь, воображение.
15. Лепка из пластилина по мотивам русской народной сказки «Колобок».
Цель: развитие творческого воображения; развивать у детей способность к созданию собственного замысла.
Вывод.
В результате проектной деятельности были сформулированы следующие выводы. Через восприятие сказок мы :
- развиваем творческую активность;
- развиваем логическое мышление;
- воспитываем детей;
- развиваем выразительную, образную речь;
-сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых;
- дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.