Надежда Ким
Проект по развитию речи «В стране красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь его
дальнейший путь к знаниям.»
Януш Корчак
Публикация «Проект по развитию речи „В стране красивой речи“» размещена в разделах
В наше время большое внимание стоит уделять развитию речи дошкольников. На сегодняшний день в речи у детей существует множество проблем. Речь у детей односложная, неспособна грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ. Отсутствуют навыки культуры речи.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Актуальностью проекта выбранной темы неоспорима, так как именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Цель проекта : создание благоприятных условий для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные задачи:
1. Учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
2. Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи, грамматический строй речи;
3. Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихов, пословиц, поговорок.
Развивающие задачи :
1. Развивать артикуляционный аппарат;
2. Развивать внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
3. Развивать связную речь, основные психические процессы;
4. Развивать личность, способную критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интонационную выразительность речи;
2. Воспитывать положительную самооценку и эмоциональную устойчивость;
3. Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
4. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Для родителей:
1. Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
2. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Для педагогов:
1. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы;
2. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении речевого развития детей.
Продолжительность проекта : среднесрочный (18.03.2024 – 7.04.2024)
Тип проекта : групповой.
Вид проекта : познавательно – творческий направленный на развитие речи.
Участники проекта : педагоги, дети, родители, специалисты.
Условия реализации проекта :
1. Интеграция материала по развитию речи во все виды детской деятельности.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по развитию речи создание развивающей среды в условиях детского сада.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Речь детей станет более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания.
2. Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
3. Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
4. Использование речевых игр в свободной деятельности.
Для родителей:
1. Повышение знаний для обеспечения успешного речевого развития детей.
2. Укрепление связей между детским садом и семьей.
Для педагогов:
1. Улучшение предметно - развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие детей.
2. Укрепление связи с родителями.
Ожидаемые продукты:
1. Проект, презентация.
2. Д/и по развитию речи.
3. Картотека артикуляционной гимнастики и игр по развитию речи.
4. Дыхательные тренажеры.
5. Мнемотаблицы.
6. Цент речевого развития.
Аннотация проекта
Проект «В стране красивой речи» направлен на формирование правильно, четкой, эмоционально выразительной и связной речи. Проект знакомит нас с играми и упражнениями по развитию речи.
Игры и упражнение развивают артикуляционный аппарат, фонетический слух, выразительность и речевое творчество.
Так же игры и упражнение направлены на правильную постановку речевого дыхания. Правильное речевое дыхание создает условия для нормального звукообразования, поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
В работе с детьми используется мнемотехника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно – образная память. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Для развития связной речи применяется еще один из наиболее эффективных методов – синквейн (нерифмованное стихотворение). Синквейн способствует обогащению и актуализации словаря, открывает новые творческие возможности. Носит комплекс характер воздействия: развивает речь, память, внимание, мышление.
Проект имеет познавательный характер, и будет интересен как воспитателям, так и родителям.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Сбор информации:
- изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками;
- обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта :
- оформление картотек: артикуляционной гимнастики, игр по развитию речевого дыхания, игр по развитию звуковой культуры речи, игр на развитие словарного запаса, игр на развитие связной речи, чистоговорок и скороговорок;
- изготовление д/и по развитию речи;
- изготовление игр для развития речевого дыхания;
- изготовление дыхательных тренажеров;
- изготовление мнемотаблиц;
- оформление речевого центра «В стране красивой речи».
2. Деятельностный этап.
Работа с детьми:
Первая неделя
Атрикуляционные гимнастики: «После зимней спячки», «Кораблики плывут по волнам», «Весенние цветы», «Капель стучит по крыше», «Лопаются почки на деревьях».
Упражнение на дыхание: «Капель стучит по крыше», «Футбол», «Удержи мяч».
Чистоговорки.
Пословицы.
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа на тему «Весна».
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений по теме «Весна».
Дидактические игры: «Веселые пальчики», «Размытое письмо», «Разбери слово», «Кто больше заметить небылиц?»
Использование методики «синквейн» по теме «Весна».
Вторая неделя
Атрикуляционные гимнастики: «Любопытный язычок», «Язык здоровается с подбородком», «Шарики», «Чашечка».
Упражнение на дыхание: «Ветерок», «Катись, карандаш!», «Футбол», «Веселые шарики».
Чистоговорки.
Пословицы.
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа на тему «Весна».
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений по теме «Весна».
Дидактические игры: «Мой. Моя. Мое. Мои», «Телефон», «Веселые пальчики», «Размытое письмо», «Кто больше заметит небылиц?», «Собери и расскажи сказку».
Использование методики «синквейн» по теме «Цирк».
Третья неделя
Атрикуляционные гимнастики: «Покусаем язычок», «Дуем на лопаточку», «Иголочка», «Марсиане приветствуют «Землян»».
Упражнение на дыхание: «Веселые шарики», «Воздушный шарик», «Ворота», «Футбол».
Чистоговорки.
Пословицы.
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа на тему «Космос».
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений по теме «Весна».
Дидактические игры: «Кто больше заметит небылиц?», «Живое слова», «Придумай предложение», «Собери и расскажи сказку».
Использование методики «синквейн» по теме «Космос. Весна».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Говорите с ребенком правильно!», «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста», «Игры на развитие речевого дыхания», «Использование мнемотехники для развития связной речи детей».
2. Анкета «Развитие речи моего ребенка».
3. Изготовление пособий для развития речевого дыхания.
4. Помощь в оформление речевого центра «В стране красивой речи».
5. Памятки: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста», «Артикуляционной гимнастика».
3. Завершающий этап.
1. Подведение итогов работы над проектом.
2. Выставка дыхательных тренажеров и игр для развития речевого дыхания.
3. Презентация проекта.
Ресурсы:
1. Методическая и художественная литература.
2. Оснащение предметно - развивающей среды методическими и дидактическими пособиями, картотекой игр по развитию речи, играми по развитию речевого дыхания, картотекой артикуляционной гимнастики.
Продукты проектной деятельности :
1. Проект, презентация.
2. Д/и по развитию речи.
3. Картотека артикуляционной гимнастики и игр по развитию речи.
4. Дыхательные тренажеры и игры.
5. Мнемотаблицы.
6. Цент речевого развития.
Результаты работы по проекту :
Улучшилась предметно – развивающая среда, обеспечивающая речевое развитие детей.
Речь детей стала более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. Улучшилось звукопроизношение. Воспитанники используют речевые игры и игры на развитие речевого дыхания в свободной деятельности.
С родителями была проведена работа для повышения знаний по речевому развитию детей. Родители удовлетворенны проведенной работой и результатами проекта.
Выводы по проекту :
Проект «В стране красивой речи» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи.
За время реализации проекта дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Научились работать с мнемотаблицами. На основе мнемотаблиц составлять рассказы и заучивать стихи.
Так же, метод «Синквейн» доказал свою эффективность в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи. Дети научились находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Родители приняли активное участие в оформлении речевого центра «В стране красивой речи». Изготовили дыхательные игры и тренажеры.
Целенаправленная, регулярная осуществляемая работа по проекту позволила добиться положительного результата.
Используемая литература:
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2001г.
2. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М. : Изд-во «Ювента», 2012.
3. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Сайт Mnemonikon (http//www/mnemotexnika.nanod.ru) м. 2007
4. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учеб. -метод. пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. : ИД “Литера”, 2013.
6. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. – с. 102-115.
7. Светлова И. Е. Звук / И. А. Проскурякова. – М. : Изд-во Эксмо, 2015.
8. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.
9. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
10. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
11. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство», 2001г.
12. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog79222/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-na-temu-ispolzovanie-tehnologi-sinkvein-v-rechevom-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
13. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/28342