Изюмова Светлана
Проект по развитию речи среднего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вместе весело играть»
Проект по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Вид проекта : Обучающий, игровой.
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатель, родители.
Целевая группа проекта : Проект адресован для детей среднего дошкольного возраста.
Длительность проекта :1 год
Сроки реализации: Сентябрь 2016-Май 2017 учебный год.
Публикация «Проект по развитию речи среднего дошкольного возраста „Вместе весело играть“» размещена в разделах
Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм
Создание проблемы: Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности
Мотивация:При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.
- определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
-подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей
Цель проекта : Развитие речи и обогащение словарного запаса через игровую деятельность в среднем дошкольном возрасте.
Задачи проекта :
• Создавать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
• Формировать грамматический строй речи.
• Расширять словарный запас.
• Развивать связную речь.
Методы реализации проекта :
1. Наглядно- действенный метод:
• Чтение педагогом художественной литературы;
• Заучивание наизусть стихотворений, потешек, скороговорок и др.
2. Словесно- образный:
• Пальчиковые игры;
• Игры драматизации и обыгрывание пальчиковых театров;
• Бионергопластика (речь с движением);
• Проведение разнообразных игр (подвижные, сюжетно- ролевые, дидактические);
3. Практический метод:
• Организация постановки литературных произведений;
• Опытно исследовательская деятельность (игры-эксперименты с водой и песком);
• Организация совместно с родителями выставок;
• Проведение праздников, развлечений, досугов;
• Изготовление с детьми наглядных пособий, атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических игр;
• Открытые занятия;
• Организация родительских собраний;
Проектная деятельность выражена через:
• Игру как основной вид деятельности;
• Включение элементов творчества в непосредственную образовательную деятельность детей их игровую и самостоятельную деятельность;
• Совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстникам
Планируемые результаты:
• Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы.
• Умеет согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
• С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
• Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия.
При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью
Продукт проектной деятельности :
• Театрализованное представление «Бычок смоляной бочёк»;
• Выстовка совместных работ родителей и детей «Золотые ручки моей мамы»;
• Родительское собрание «Родителям о речи ребёнка»;
• Круглый стол «Общение с родителями о результатах совместной работы по проекту «Вместе весело играть».
План работы по реализации проекта
Месяцы периоды Мероприятия Участники
Подготовительный этап
сентябрь 1-2 неделя Сбор и анализ методической педагогической литературы.
Определение темы, цели, задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
Диагностика знаний и умений по образовательным областям «Художественная литература», «Коммуникация». Воспитатели старший воспитатель
3-неделя Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей.
Средств необходимых для реализации проекта.
Определение содержания, длительность проекта и участие в нём родителей. Воспитатели родители
Воспитатели Родители
4-неделя Подготовка наглядного материала для родителе и детей. Анкета по развитию речи для родителей.
Основной
октябрь 1 неделя Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Пальчиками играем речь развиваем» Воспитатель Дети
3 неделя Игра «Что делает»
Сюжетно- ролевая игра : «Магазин» Воспитатель Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Заучивание стихов к осенниму празднику.
Пальчиковая гимнастика.
Подвижная игра : «У медведя во бору»
Сюжетно- ролевая игра : «Парикмахерская»
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Повторение дома потешек.
Папка передвижка «Как правильно говорить с ребёнком пальчиковые игры».
Родительское собрание «Родителям о речи ребёнка».
Осенний праздник «Путешествие в овощное царство – государство». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
ноябрь 1 неделя Биоэнергопластика (речь с движениями). Воспитатели
Дети
3 неделя Пальчиками играем речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики).
Дидактическая игра : «Вчера, сегодня, завтра.» Воспитатель
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Дидактическая игра «Собери урожай»
Чтение детям: «
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Повторение дома потешек.
Консультация «Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Декабрь 1 неделя Дидактическая игра : «Назови одним словом».
Игра –драматизация : «Репка» Воспитатель
Дети
3 неделя Заучивание стихов к новогоднему празднику.
Дидактическая игра : «Узнай по описанию»
Подвижная игра : «Гуси лебеди» Воспитатели
Дети
Младший воспитатель.
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Артикуляционная гимнастика
Биоэнергопластика (речь с движениями).
Пальчиками играем речь развиваем (использование дидактических игр для развития мелкой моторики.
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Памятка для родителей по развитию речи
Новогоднее представление
Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Январь 1 неделя Дидактическая игра : «Какое время года».
Игра- драматизация : «Морозко» Воспитатель
Дети
Младший воспитатель
3 неделя Игры – эксперименты с водой и песком.
Сюжетно - ролевая игра : «Семья» Воспитатель
Дети
Младший воспитатель
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Дидактическая игра : «Закончи предложение»
Заучивание закличек,песен, стихов.
Рождествинские праздники.
Работа с родителями:
Папка передвижка «Знакомство с пальчиковыми играми». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Февраль 1 неделя Словесная игра :
Заучивание стихов, песен к празднику
23 февраля Воспитатели
Дети
3 неделя Пальчиковый театр «Теремок»
Праздник посвещённый «Защитникам отечества»
Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Дидактические игры: «Кто что делает», «Что изменилось»
Чтение:
Работа с родителями:
Папка передвижка «Значение пальчиковых игр в развитие речи детей». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Март 1 неделя Дидактическая игра : «Магазин».
Заучивание стихов к празднику 8 марта
Праздник посвещённый Международному женскому дню 8 марта. Воспитатели
Дети
3 неделя Рассказывание русских народных сказок. Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Повторение стихов и потешек.
Обыгрывание знакомых сказок через пальчиковый театр: «Репка», «Теремок».
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Выставка совместных работ родителей и детей «Золотые ручки моей мамы». Воспитатели
Дети
Родители
Младший воспитатель
Апрель 1 неделя Упражнение: «Чистоговорки». Воспитатели
Дети
3 неделя Рассматривание картинок: «Времена года». Воспитатели
Дети
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Настольные игры «Найди лишний предмет», «На кого похож», «Как называется».
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Папка передвижка: «Чистоговорки». Воспитатель
Дети
Родители
Младший воспитатель
1 неделя Повторение стихов, потешек, песен, заклички,чистоговорок. Воспитатели
Дети
Май 2 неделя
Игра- драматизация : «Кошкин дом» Воспитатели
Дети
1-4
неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Обыгрывание пальчиковых театров «Теремок», «Колосок», «Репка».
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
Выстовка рисунков : «Мая любимая сказка» Воспитатели
Дети
Младший воспитатель.
Родители
Заключительный этап
Июнь 1 неделя. Праздник День Защиты детей
(песни,танцы, стихи) Воспитатели
Дети
Младший воспитатель.
1 – 4 неделю Совместная деятельность педагога и детей:
Диагностика знаний и умений по образовательным областям «Здоровье», «Художественная литература», «Коммуникация».
Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей:
День общения «Результат совместной работы по проекту «Учимся говорить играя». Воспитатели
Дети
Родители
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал;
-ТСО
Список литературы
1. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи.
-М. :Айрис- пресс, 2008.-176 с.
2. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; М. «Просвещение» ., 1977.
3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»; Кн. для воспитателя дет. сада---М. : Просвещение, 1991--- 127 с; ил.
4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи» Весна. Издательство: Гном и Д Год: 2002
5. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» - М. : Просвещение, 1988.
6. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2006.;