Елена Райкина
Проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию мелкой моторики
в первой младшей группе
«Веселые пальчики»
«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель
В последние время все больше детей приходят в дошкольное учреждение с задержкой речевого развития (дети поздно начинают говорить, мало или плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна). Одной из причин этому является то, что родители стали меньше разговаривать со своими детьми из-за своей загруженности на работе. Дети стали больше проводить времени у экранов телевизоров и компьютеров. Но есть и те родители, которые говорят с детьми при любой возможности, а ребенок все равно объясняется жестами и отдельными звуками. Многолетние наблюдения показывают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированной тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. Центры речевого развития и мелкой моторики находятся рядом в головном мозге. При стимуляции одной зоны, активизируется другая. Чем больше малыш тренирует свои ручки и пальчики, чем больше задействует их в играх, тем быстрее он учится говорить, общаться.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Веселые пальчики“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Ребенок учится логически рассуждать, у него развивается память, внимание, связная речь. Значит, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Поэтому важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук у детей.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В начале дети не владеют тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Поэтому в процессе развития мелкой моторики важно удерживать и развивать интерес, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новыми знаниями, нужно превратить обучение в игру. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Для достижения желаемого результата необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики у детей регулярно.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2020- май 2021гг.)
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители.
Возраст детей:
2- 3 года.
Цель проекта:
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
Повышение уровня речевого развития детей;
Развивать мелкую моторику пальцев рук используя разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми;
Развитие памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Укрепление физического и психического здоровья детей;
Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Предполагаемый результат:
Увеличение словарного запаса детей;
Возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
Подобранные игры и упражнения помогут в развитии речи и мелкой моторики рук детей;
Кисти рук приобретут подвижность и исчезнет скованность движений;
Развитие навыков самообслуживания в соответствии с возрастом детей;
Родители получат необходимые знания по этой теме.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Составление перспективного плана;
Подбор методической и художественной литературы;
Подбор дидактических, пальчиковых и подвижных игр и др. ;
Создание предметно-развивающей среды.
Основной этап:
Основные направления работы с детьми.
Пальчиковые игры, гимнастика.
Проведение дидактических и подвижных игр.
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки и др.)
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Работа с бумагой (складывание, смятие, обрывание, выкладывание узоров). Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).
Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью, горохом
Основные направления работы с родителями.
Беседы
Консультации
Формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Индивидуальная работа с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность детей;
Работа с родителями
Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом
Фотоотчет проекта
Презентации
Выставка детских работ
Реализация проекта
«Веселые пальчики»
для детей первой младшей группы.
Октябрь – ноябрь
Пальчиковые игры: «Сорока-белобоко», «Мы капусту рубим, рубим…», «Семья», «Дом»
Д/и «Соты», «Вкладыши», «Кубики», «Пирамидки», «Веселая гусеничка»
Игры с разными видами конструкторов (игольчатый, «лего» и др.)
П/игра «Ловим мыльные пузыри», «Дождик»
Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко», «Морковка»
Массаж рук с помощью ребристых мячей.
Игры с крупой (фасоль, горох) «Найди шарик», «Найди игрушку»
Лепка «Пушистые тучки», «Зернышки для курочки», «Заборчик для петушка»
Рисование «Дождик», «Осенние листочки», «Дорисуй ежику колючки»
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Декабрь – январь
Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Пальчики здороваются», «Снег, снег», «Птички в гнезде»
Д/и «Большие и маленькие мячики», «Разноцветная мозаика», «Золушка», «Сортируем макароны», «Веселый клоун»
П/игра «Зайка серенький сидит…», «Медвежата»
Игры с прищепками «Елочка», «Снеговик», «Снежинка»
Массаж рук с помощью подручных предметов «Карандаш»
Лепка «Колечки для пирамидки», «Погремушки», «Тарелочка»
Рисование «Снежные комочки», «Нарядное платье», «Спрячь Мышонка»
Консультация для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем»
Февраль – март
Пальчиковые игры: «Кораблик», «Я пеку, пеку, пеку…», Мылом мылю я носки…», «В гости»
Д/и «Найди варежку такую же по цвету», «Волшебный мешочек», «Бусы для любимой мамочки», «Волшебный цветок», «Воздушные шары»
Игры с клубочками
П/игры: «Вышла курочка гулять…», «Найди и собери»
Игры с прищепками «Цветок», «Ежик», «Сушка белья»
Массаж рук с помощью массажного шарика «Су Джок»
Игры с песком «Печенье», «Нарисуй картинку»
Лепка «Блинчики», «Бусы», «Цветы»
Рисование: «Капель», «Клубочки для котят», «Покорми птичек»
Консультация для родителей: «Развитие речи через пальчиковые игры»
Апрель – май
Пальчиковые игры «Пальчики у нас попляшут», «Этот пальчик хочет спать…», «На двери весит замок», «Пчелка»
Д/и «Веселые пуговицы», «Волшебные шнурки», «Крутится?» (запускание маленького волчка, «Собери картинку», «Божья коровка»
Игры с бумагой (разрывание, смятие, разглаживание)
П/игры: «На лесной полянке…», «Самолеты…»
Игры с прищепками «Закрепи по цвету», «Божья коровка», «Рыбка»
Массаж рук с помощью подручных предметов «Грецкий орех».
Игры с водой «Достань, что скажу», «Рыбалка»
Лепка: «Гусеница», «Солнышко», «Бублик для Маши»
Рисование: «Расческа», «Цветочная поляна», Раскрась картинку
Консультация для родителей «Пока мама на кухне».
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями будет способствовать формированию умственных способностей, и сохранению физического и психического здоровья детей.
Литература:
1. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010
2. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999С
3. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008.
4. Сотникова В. М. «Самые маленькие в детском саду», «Линка-Пресс»,2005
5. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь». Серия «Учебники для вузов». СПб: Лань,1999
6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 2000.