Татьяна Ивановна
Проект по профилактике и коррекции плоскостопия «Будь здоров» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше
знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера,
чем о том, что происходит внутри их собственного организма».
Тревор Уэнстон
Данный проект составлен на основе методических разработок Е. И. Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников», В. С Лосева «Плоскостопие у детей 6-7 лет», Г. Н. Олонцева «Комплексная диагностика физического развития ребёнка», Г. Н. Олонцева «Детям об осанке»
Публикация «Проект по профилактике и коррекции плоскостопия „Будь здоров“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные коврики, дорожки
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Подготовительная группа
- Проекты
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Актуальность проекта.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что большинство людей, а именно детей, живущих в городе «косолапые», а именно с диагнозом стопы или плоскостопие.
Если более подробно рассмотреть статистику, то можно сказать, что к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается законодательными актами: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41, Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и др. Так же «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (п. 1.6.1) является первостепенной задачей ФГОС ДО.
Плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата. По данным ученых, из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80%. Однако, люди мало обращают внимание на состояние ног, забывают о том, что здоровье стоп – это здоровье всего организма, и обращаются к врачу чаще всего уже с осложнениями плоскостопия.
Одной из главных причин возникновения плоскостопия является плоско - вальгусная установка стоп.
Если стоп не лечить, он может перейти в истинное плоскостопие (деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь, а это в будущем грозит развитием определённого дефекта. Стопа, как известно, является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что проблемы стопы отражаются на формировании организма в целом. Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе, на ухудшение координации движений, а это приводит к более ранним появлением болевых синдромов остеохондроза. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для сохранения здоровья детей, что является одной из актуальнейших проблем нашего времени.
Цель проекта – обеспечить воспитаннику возможности сохранения своего здоровья за период нахождения в детском саду, формирование физически, интеллектуально и социально зрелой личности дошкольника. А так же укрепить опорно - двигательный аппарат детей дошкольного возраста через систему работы по лечению «стопы» и профилактики плоскостопия посредством традиционных и нетрадиционных методов и приёмов у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Оздоровительные
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Совершенствовать функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3. Укреплять все группы мышц, содействовать профилактике плоскостопия.
Образовательные
1. Создавать условия для «Профилактики стоп и плоскостопия».
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
3. Развивать основные функций стоп; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя первого пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение трехглавой мышцы голени и увеличение подвижности в суставах стоп
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитывать положительные черты характера.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Условия реализации проекта по физической культуре.
Проект охватывает возрастной период с 4 – 6 лет и рассчитан на период с 2021-2025. Занятия продолжительностью - 30 минут проводятся 1 раз в неделю. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4–5 раз на этапе разучивания упражнений до 10–12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.
Занятия по профилактике стоп и плоскостопия начинаются проводиться с октября месяца, так как в сентябре набирается группа детей с данным диагнозом.
Наполняемость группы – 10 -12 человек
Форма организации деятельности детей на занятии - групповая
Характеристика стоп
Вальгус – определенная деформация, провоцирующая искривление конечностей. Основная причина болезни – высокая нагрузка на ножки во время быстрого развития костей при слабой связочно-мышечной системе. Все самые существенные нарушения при вальгусе появляются в коленном суставе. Если на больного в этот период взглянуть со стороны, то можно заметить переразгибание коленей. Понемногу деформируются стопы, у которых образуется плосковальгусное стабильное положение, при котором пятки отводятся наружу. Затем начинает формироваться плоскостопие. При развитии заболевания постепенно изменяется походка – она делается неуклюжей, нетвердой, развивается быстрое утомление и боль в ногах.
Вальгус стоп – недуг, в результате которого большой палец стопы смещается кнаружи, а кость, с которой палец образует сустав, сдвигается вовнутрь. По характеру от деформации врачи определяют несколько степеней данной болезни. У таких детей от обуви сжимаются кости и мягкие ткани в области сустава, возникает боль, наблюдается затруднение при ходьбе и даже может появится артроз.
Вальгусная деформация обладает довольно выраженными признаками. Поврежденные участки стопы выкручиваются наружу. И основная нагрузка в этом случае переходит на внешний край стопы. При ходьбе, стопа весьма значительно изменяется, которая зависит от того, насколько деформировалась нога. Весьма часто встречается шарканье ногами. Прогнозы стоп неутешительны: стремительное утомление при ходьбе, интенсивная боль, вероятна даже инвалидность.
Прекрасный способ предупреждения и лечения – особые остеопатические методы, за которыми необходимо применять специальную обувь с ортопедическими стельками и систематический массаж с особыми упражнениями. При стоп меняются мышцы с дальнейшим нарушением кровообращения. Если деформация имеется длительно, то нарушения в мышцах становятся необратимыми.
Именно поэтому в таком случае просто необходимы многие виды массажа. При проведении упражнений и массажа ножки начинают привыкать к повышенным нагрузкам, за счет восстановления и укрепления мышц, а это ведет к стабилизации суставов и распрямлению костей.
Также используются: массаж мячом для подошвы, ходьба и стояние на носках, ходьба по камнеподобным, бугорчатым покрытиям, ходьба с игрушкой между ногами. Широко используют прыжки на мяче с разведенными ногами, сидение в таком же положении, нужно избегать продолжительного стояния с разведенными ногами. Ногам также следует давать отдых после таких процедур.
Позитивный результат приходит только при комплексной терапии с выполнением гимнастики и массажа.
Врачи едины во мнении, что если у ребенка нет проблемы с походкой, то ему почаще следует ходить босиком. Данный способ дает возможность предупредить развитие плоскостопия.
Характеристика плоскостопия.
Отклонения в опорно- двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее основ.
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.
Стопа по данным многих исследований – это сложный сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
По форме различают нормальную (сводчатую, уплощенную плоскость стопы. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на I и V, как это бывает в норме.
При продолжительном плоскостопии упрощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.
Плоскостопие может быть врожденным (встречается крайне редко) и приобретенным. Наиболее частые причины последнего – слабость мышечно-связочного аппарата стопы (например, в результате рахита или чрезмерных нагрузок, ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, а также параличи нижней конечности (чаще после полиомиелита – так называется паралитическое плоскостопие).
Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, исчезающий за ночь.
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статистическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стоп несколько уплотняются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.
Успешная профилактика стоп и коррекции плоскостопия, возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов, (гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением, и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Работа по профилактике стоп и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически.
В процессе профилактики стоп и коррекции плоскостопия у детей необходимо :
• следить за их осанкой;
• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
• не разводили носки ног при ходьбе.
Мышечно-связочный аппарат ног укрепляют:
• ежедневная гимнастика и занятия спортом;
• ходьба босиком в теплое время года по неровной почве.
Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы, препятствующий проявлению плоскостопия.
Основное содержание проекта
Занятия проводятся под детскую музыку. Дети занимаются босиком. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой, нетрадиционной гимнастики йоги, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы.
Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету. За основу взята сказочная история о волшебной стране «Топ-топ», где жители - маленькие человечки, которые своими маленькими ножками умеют делать все на свете.
Во время занятия используется нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, платочки, ленточки, колечки, мячи различной величины, пуговицы, мешочки с песком, косточки, пробки, веревки, косички, «султанчики», шишки, камешки, погремушки, веточки, крупы: горох, гречка, «ежики» самодельные из пластмассовых пробок, палки гимнастические, обручи, счетные палочки, мячи набивные и т. д.
В ходе занятия даются оздоровительно-коррекционные игры и ходьба по оздоровительным дорожкам.
Гимнастика обязательно сочетается с самомассажем. Для самомассажа используются массажный коврик или массажный ролик. Продолжительность самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия.
Применяемые на занятии упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.
Принципы построения проекта :
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип научности.
8. Принцип оздоровительной направленности.
Материально-техническое обеспечение проекта :
• Гимнастическая скамейка
• Шведская лестница
• Мешочки набитые мелкими камушками
• Набивные мячи весом от 500 до 1кг
• Шипованные мячи, огурцы, цилиндры
• Гимнастические палки
• Мешочки с песком
• Карандаши
• Гимнастические обручи
• Массажный ролик с шипами
• Гимнастические коврики
• Шаблоны с отпечатками стоп
• Массажные коврики
• Массажные мячики, ролики
• Массажные ролики тактильные
• Массажные диски (диаметр 35см – мягкий)
• Сенсорный мат – трансформер (47*47*3 см)
• Сенсорный мат – трансформер (50*50*1,5 «Сложи тропинку»)
• Жёсткие бруски (дорожка балансировочная, жёсткие полукольца, массажная дорожка)
• Массажный спиннер
• Степ – платформа (круглые)
• Тактильные, массажные (ладошки, следы)
• Пуговицы
Прогнозируемые результаты проекта
В результате изучения данного проекта ребенок должен :
• Знать и иметь представление:
• Знать исходные положения, последовательность выполнения упражнений, понимать их профилактическое и оздоровительное значение
• Иметь представление о своем организме.
• Знать правила личной гигиены.
• Уметь:
- Правильно ставить стопы при ходьбе
- Самостоятельно выполнять специальные коррекционные упражнения, укрепляющие мышцы стопы
- Выполнять различные упражнения, в разных исходных положениях со спортивным инвентарем.
- Выполнять под контролем инструктора упражнения на самомассаж стоп
- Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий лечебной физической культурой.
Используемая литература:
1. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. – Москва. Творческий центр. - 2004 г.
2. Горбунова О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. – Санкт-Петербург. Детство-пресс, 2013 г.
3. Е. А. Алябьева «Нескучная гимнастика» «ТЦ Сфера» 2014
4. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А., под редакцией Р. А. Ереминой. – Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников : рекомендации, занятия, игры, упражнения / - Волгоград: Учитель, 2009
5.. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. –М., ТЦ Сфера, 2009.
6.. Е. И. Подольская – Необычные физкультурные занятия для дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010.
7. Е. И. Подольская - Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет – Волгоград : Учитель, 2014
8 Е. И. Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» Москва 2009
9 В. А. Доскин, Л. Г. Голубева «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка» Москва «Просвещение» 2006
10. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко «Система оздоровления дошкольников» Воронеж 2006
11. Е. Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» Волгоград 2007
12. Г. Н. Олонцева «Детям об осанке» Иркутск 1997
13. Г. Н. Олонцева «Комплексная диагностика физического развития ребёнка» Икутск 2011
14. Э. Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Москва 2006