Марина Черниговская
Проект по правилам дорожного движения в средней группе «Дети и дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД п. БИРА»
Проект
по правилам дорожного движения
в средней группе «Дети и дорога»
Конкурсная работа в номинации «Методическая разработка проектной деятельности детей дошкольного возраста при формировании первичных представлений об объектах окружающего мира»
Автор: Черниговская Марина Дмитриевна
2015год
Бира
Оглавление.
1. Пояснительная записка. …стр. 3
Публикация «Проект по правилам дорожного движения в средней группе „Дети и дорога“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
2. Конспект НОД «Правила дорожного движения. Светофор». стр. 5
3. Конспект НОД по лепке «Машина у светофора»… стр. 7
4. Конспект НОД по аппликации «Наш друг- светофор»…. стр. 8
5. Конспект НОД чтение художественной литературы «Рассказ Т. Александровой «Светик- трехцветик»…. …. стр. 10
6. Консультация для родителей «Обучение правилам дорожного движения в семье»… стр. 13
7. Список литературы…. стр. 14
Паспорт пректа.
Вид проекта : информационно - познавательный.
Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя)
Объект проекта : совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.
Участники проекта : дети 3-4 лет, родители воспитанников, педагог
Автор проекта : Черниговская М. Д.
Актуальность:
Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.
Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.
Цель:
Сформировать у детей среднего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
- Познакомить детей с правилами дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Предполагаемые результаты:
Работа с родителями:
Дети Родители Педагог
Формирование знаний о дорожных знаках;
Соблюдение элементарных правил дорожного движения. Тесное сотрудничество с педагогами;
Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах. Повышение знаний по безопасности; взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Папки – передвижки
«Взрослые! Вам подражают дети!».
«Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
Консультация для родителей
«Обучение правилам дорожного движения в семье».
Этапы реализации проекта :
I этап: «Подготовительный»
1. Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
2. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
3. Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).
4. Пополнение предметно-развивающей среды.
5. Встреча с родителями «Знакомство с проектом».
II этап: «Основной» (работа над проектом)
1. Беседы
«Безопасность на дороге».
«Знаки дорожные помни всегда».
«Транспорт на улицах города».
2. Художественное творчество:
Рисование: «Красный, желтый, зеленый»,
Лепка: «Машины у светофора».
Аппликация: «Светофор».
3. Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа», Т. Александрова «Светик – трехцветик».
4. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».
5. Конструирование макета «Наша улица».
6. Организация сюжетно-ролевой игры «Улица», «Правила дорожного движения».
7. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию».
8. Подвижные игры : «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
Образовательная деятельность во время проекта :
1 Познание (формирование целостной картины мира)
Художественное творчество (рисование)
Правила Дорожного Движения.
Светофор.
2 Коммуникация.
Художественное творчество (лепка)
Поведение на дороге и в транспорте.
Машина у светофора.
3 Познание (конструктивная деятельность)
Художественное творчество (аппликация)
Светофор и машина.
4 Чтение художественной литературы.
Рассказ «Светик - трёхцветик» Т. Александровой.
III этап: «Заключительный»
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Выставка рисунков, аппликаций «Светофор».
3. Обыгрывание макета «Наша улица» вместе с детьми.
4. Проведение развлечения «Красный, желтый, зеленый».
понедельник
КОНСПЕКТ НОД «Правила дорожного движения. Светофор»
Цель:
развивать необходимые умения безопасного поведения на дорогах
Программные задачи:
Закрепить знания о сигналах светофора, активизировать словарь по теме.
Побуждать стремление соблюдать правила дорожного движения.
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Учить взаимодействовать в группе.
Материалы: Краски, кисти, баночки для воды, чистые листы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята! Для поднятия настроения выполним наше упражнение - приветствие «Солнечные лучики».
Вхождение в игровую ситуацию (сплочение группы) .
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца.
Почувствуйте себя теплым солнечным лучом, несмотря на холодный день, поделитесь теплом с друзьями, улыбнитесь друг другу.
2. Основная часть.
Мы сегодня с вами поговорим, а о чём, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зелёный, желтый, красный. (Светофор)
А как Вы поняли, что загадка про светофор?
Показываю картинку светофора. Повторяем последовательность расположения цветов.
- А где мы встречаем светофор? (ответы детей)
- А для чего он нам нужен? (ответы детей)
Теперь послушаем стихотворения от ребят:
Ребенок с красным знаком (Кирилл) :
Если красный свет горит,
Это значит, путь закрыт.
Ребенок с желтым знаком (Максим) :
Желтый – подожди чуть-чуть,
Будь готов продолжить путь.
Ребенок с зеленым (Женя) :
А зеленый свет горит,
Это значит, путь открыт.
Что же означает для пешехода красный сигнал светофора? (ответы детей) А желтый? (ответы детей) А зеленый? (ответы детей)
Молодцы, ребята, знаете сигналы светофора, и что они обозначают.
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
3. Подвижная игра «Сигналы светофора»
Дети встают в круг. Я буду показывать вам сигналы светофора.
Вы, на красный цвет - должны замереть на месте и не двигаться, на желтый - на месте, на зеленый - идти по кругу.
Цель игры развивать умение детей реагировать на определённый сигнал светофора. Закрепить умение детей сопоставлять свои действия с сигналом светофора
Мы выучили сигналы светофора, но для того чтобы Вы всегда помнили про нашего помощника на дороге я предлагаю Вам раскрасить светофор.
4. Рисование светофора.
На доске висит картинка с изображением светофора без цветов сигнала.
Ребята, посмотрите, мой светофор сломался, а что может произойти на дороге без помощника? (ответ детей)
Давайте починим светофор. Называйте цвета светофора?
- Что Вы видите на рисунке? (ответ детей)
- А Вам все цвета светофора надо будет раскрасить (ответ детей)
- Давайте еще раз повторим, как расположены цвета у светофора?
Молодцы, приступайте к работе и раскрасьте те цвета, которых не хватает у Вашего светофора. Будьте внимательны!
- А теперь давайте проверим, правильно ли Вы выполнили задание.
(вывешиваю картинку с изображением светофора)
Ребята, давайте вспомним в какую игру мы сегодня играли?
- Вам понравилась игра?
- И мне ребята очень понравилось с Вами играть.
6. Итог занятия. Работы детей вывешиваются на выставке.
среда
Конспект НОД по лепке «Машина у светофора».
Тема: «Машина у светофора»
Цель: Закреплять у детей знания правил дорожного движения.
Программные задачи: Познакомить с наземным транспортом, составными частями транспорта, учить сравнивать транспорт и описывать его. Воспитывать интерес к окружающему миру, закреплять знания правил дорожного движения.
Материал: картинки с изображением транспорта разного вида, большая игрушка – машина, кукла, пластилин, доски для лепки, стеки.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент. В гости к детям приезжает кукла Катя на машине. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей: посмотрите, к нам приехала кукла Катя на машине. Давайте рассмотрим машину внимательно.
2. Рассматривание игрушечной машины. Воспитатель называет составные части машины, дети повторяют. У машины есть дверь. А если их много, то, как можно сказать? (двери). Вот окно. Если их много? (окна). Чем машина освещает дорогу, когда темно? (фарами). На чем сидит водитель, когда управляет машиной? (сиденье). Без чего машина не сможет двигаться? (без колес). А у машины одно колесо? Как можно сказать: много (колес)
3. Игровое упражнение: «Что быстрее?». Кукла Катя хочет с нами поиграть. Давайте поиграем в игру, которая называется «Что быстрее?». Ответьте мне, что движется быстрее : велосипед или мотоцикл; трамвай или автобус; поезд или автобус? (проводится с показом иллюстраций транспорта).
4. Игровое упражнение «Скажи наоборот». Воспитатель предлагает послушать фразу и закончить ее, сказав наоборот.
Грузовик большой, а велосипед (маленький).
Автобус высокий, а автомобиль … (низкий) .
Поезд длинный, а автобус … (короткий) .
Велосипед медленный, а мотоцикл … (быстрый)
5. Физкультминутка «Грузовик».
Грузовик везет песок. Идут по кругу, изображая руль в руках,
Удивляется народ: Останавливаются, делают удивленное лицо.
«Вот так чудо из чудес, 2 раза наклоняют голову вправо, влево.
В нем песок до небес» Тянутся на носочках, поднимая руки вверх.
6. Игра «Опиши транспорт».
Ребенок берет картинку с изображением транспорта и описывает ее.
Образец описания. Это автобус, он работает на бензине. У него есть двери, окна, кабина, руль, фары сиденья. Он ездит по дороге. Управляет автобусом водитель.
Кукла Катя прощается с детьми, уезжает на машине.
Дети лепят машинки из пластилина по инструкции воспитателя, воспитатель помогает детям, которые не могут сделать этого самостоятельно.
7. Итог занятия.
Дети отвечают на вопрос воспитателя:
-Кто приходил в гости?
-В какие игры играли?
-Что понравилось больше всего?
Оформляется выставка работ.
Четверг
Конспект НОД по аппликации «Наш друг — светофор».
Тема: Наш друг- светофор.
Цель: Закрепить у детей знание правил дорожного движения.
Программные задачи:
1. Расширять представления детей о правилах поведения на улице, при переходе через дорогу.
2. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.
3. Сформировать наглядное представление о светофоре с помощью аппликаций.
Материалы и оборудование: различные игрушечные машины; круги для показа (красный, жёлтый, зелёный) ; заготовки для аппликации «светофор», лист бумаги, клей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приготовить материал и оборудование, рассадить детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Тема сегодняшнего нашего занятия «Наш друг – светофор». Мы будем учиться переходить дорогу. (Читает стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»).
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой.
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и громко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгнул в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился,
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Хлопнул, лопнул – вот и все!
Воспитатель: Ребята, почему нельзя играть на дороге где проезжают машины? (Ответы детей, обсуждение) .
На проезжей части, дети, не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки во дворе и на площадке.
Воспитатель: А иногда нам необходимо перейти дорогу. Особенно это сложно сделать в городе, где много машин.
На улице нашей машины, машины,
Машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
(Воспитатель показывает разные игрушечные машины)
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
Я примерный пешеход.
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в каком месте надо переходить через дорогу? (Ответы детей).
Воспитатель:
Переходить через дорогу можно не в любом месте: переход обозначен белами полосками, его называют «зебра». При переходе через дорогу не надо спешить, а нужно посмотреть на нашего большого друга, которого называют «светофор». Кто-нибудь знает: что это такое? (ответы детей). А тем, кто не знает, я расскажу: на каждом перекрестке стоит столб, у которого на верху три глаза (кружочка) разных цветов (красный, желтый, зеленый). И они по очереди светят нам: если горит красный свет – ни в коем случае нельзя переходить через дорогу; если желтый тоже нельзя, но нужно приготовится; а если зажегся зеленый – путь открыт, можно смело идти.
Запомните: Красный – стой
Желтый – жди
А зеленый – проходи.
3. Работа с детьми: аппликация на тему «светофор».
(детям раздают листы бумаги, кружочки (красный, жёлтый, зелёный, клей.
Воспитатель объясняет, в каком порядке нужно наклеивать.
4. Физкультминутка проводится в виде игры «Светофор».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Светофор». Будьте внимательны.
Показывает:
Зеленый – топайте ногами;
Желтый – хлопайте руками;
Красный – тишина.
(проводится игра) .
Воспитатель: Давайте ещё раз повторим правило для тех, кто переходит дорогу. (Красный – стой, жёлтый – жди, а зелёныё – проходи) .
5. Загадки. Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
(светофор)
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный.
(светофор)
6. Итог занятия. Беседа с детьми о том, что новое они узнали на сегодняшнем занятии. Оформление выставки работ.
пятница
Конспект НОД чтение художественной литературы по рассказу Т. Александровой «Светик- трехцветик».
Тема: Рассказ Т. Александровой «Светик- трехцветик».
Цели: учить правилам дорожного движения, обобщить знания о светофорах и их сигналах, воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Материалы и оборудование: у детей картонные кружочки красного, желтого, зеленого цветов. Кукольный персонаж- Буратино. Иллюстрация светофора.
Ход занятия.
1. Вводное слово воспитателя:
Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Пойми меня». Вы должны отгадать, какое слово я загадала.
Эта часть улицы предназначена для движения автобусов, машин. троллейбусов (Проезжая часть).
Их нужно знать и соблюдать. О них напоминают дорожные знаки и сигналы. (Правила дорожного движения).
О каком верном друге на улицах и дорогах говорится в загадке)
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге
Где машины движутся,
Где сошли с пути
Помогает людям дорогу перейти.
(Светофор)
- Приготовьте картонные кружочки, будьте готовы отгадать со мной загадки
(Дети не называют отгадку, а показывают кружочек нужного цвета).
Он идти не разрешает
И меня не удивляет,
Возле «зебры» мы стоим,
И за светом мы глядим
(Красный).
Вот моргнул он очень мило,
Словно солнышко, игриво
Засияло все кругом.
Мы стоим, а не идем.
(Желтый).
Вот зажегся самый милый-
Нам нельзя стоять уныло.
И пошли мы все гурьбой,
Кто куда, а я домой.
(Зеленый).
Физкультминутка:
2. Игра «Светофор»
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Светофор».
Я буду показывать кружки красного, желтого, зеленого цветов.
На красный свет вы должны стоять тихо, на желтый хлопать в ладоши, на зеленый маршировать на месте.
(Играем 3-4 раза)
- Вы были очень внимательные, а значит хорошо запомнили сигналы светофора.
-Я хочу вам прочитать вам замечательную сказку Т. Александровой «Светик- трехцветик.» А вы приготовьтесь внимательно слушать.
3. Чтение сказки.
Жил-был маленький светофор. Звали его Светик. Он стоял на перекрестке двух небольших улиц и смотрел сначала зеленым глазом налево, красным – направо, а потом желтым туда и сюда.
Стоит и смотрит день и ночь. А мимо едут машины – большие, средние, маленькие; идут или бегут люди – маленькие, средние и большие. Светик заметил, что и машины, и люди больше всего рады зеленому свету.
Посмотрит Светик зеленым глазом, сразу же колесами машины задвигают. Посмотрит красным – все останавливаются в нетерпении, дают задний ход, фыркают и молчат.
- Идите, бегите, мчитесь!- радостно сообщал Светик всем, кому светил зеленым глазом.
- Подождите, потерпите, уступите! Через миг я и вам зажгу зеленый свет.
И так день и ночь. И все время одним хорошо: они едут и идут, а другим плохо: они стоят и ждут. И это огорчало доброго Светика. Ведь так неприятно говорить кому-нибудь: «Нет». Особенно если он спешит.
И однажды Светик решил: «Пусть всем будет хорошо! Буду смотреть и направо, и налево зелеными глазами!» Как было бы хорошо!
Если бы это произошло, все бы затряслось, загудело, заскрипело, завизжало! Машины налетели бы друг на друга, люди попали б под машины!
Но, к счастью, Светик мог смотреть налево и направо только желтыми глазами! Одни машины останавливались на желтый свет, другие приготовились мчаться, но никто не двинулся с места. «Я хотел быть добрым для всех сразу, - подумал Светик, - и чуть-чуть всех не погубил!»
И опять вместо двух желтых глаз зеленый посмотрел налево:
- Идите, бегите, мчитесь.
А красный смотрел направо :
- Подождите, потерпите, уступите дорогу!
И одни поехали, а другие остановились и стали ждать.
Все-таки, наверное, лучше вовремя сказать: «Нет», - объяснил Светик осенним листьям, которые кружились около него на ветру.
Так приятно всем всегда говорить: «Да», но все-таки иногда, «нет» лучше, чем «да», - говорил Светик снежинкам, которые весело плясали вокруг него и становились то зелеными, то желтыми, то красными.
И снежинки тихо соглашались с ним.
4. Игра по правилам дорожного движения.
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы-
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать
Кто всегда идет вперед
Только там, где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто забывает про дорогу,
На машины не глядит?
(Дети молчат).
Кто шагает осторожно,
За улицей следит-
И только там, где можно,
Её переходит?
(Это я, это я. Это все мои друзья)
На зеленый я иду, сестру за руку веду
(Это я, это я….)
И на красный прохожу я всегда когда спешу.
(Дети молчат).
Кто, чтоб перейти дорогу,
Не волнуясь одолеть,
И направо и налево
Хочет быстро посмотреть?
(Это я, это я, это все мои друзья).
5. Итог занятия:
- Вы были очень внимательны, ни разу не ошиблись во время игры, значит очень хорошо усвоили правила поведения на дороге. Всем спасибо.
Консультация для родителей «Обучение правилам дорожного движения в семье»
К сожалению, семья часто пренебрегает необходимостью ознакомления ребёнка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы о правилах поведения пешехода на улице, экзаменуют ли мама и папа своих детей по правилам дорожного движения? Ведь иногда даже отличнику нельзя «натянуть тройку» по этому предмету. Переход перекрёстка для него — ребус, дорожный знак не понятен.
Знакомить ребёнка с правилами дорожного движения следует постоянно, не навязчиво, используя каждый подходящий момент на улице.
Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте всё, что происходит на дорогах с транспортом, пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на это случай существуют правила для пешеходов и водителей автомобилей. Укажите на нарушителей, сказав, что они ведут себя не правильно и могут попасть в аварию. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения. Прочитайте малышам стихи и рассказы на эту тему, покажите образовательные мультфильмы.
Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир, усваивают многие правила поведения. Обучать ребят дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие.
Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите своим детям игрушечную сборную модель города типа «Лего», и организуйте тематическую игру, в которой были бы обозначены все настоящие стороны дорожного движения : улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные пути, остановки и развязки. Сюжеты игр можно придумать самим — их подскажут ПДД и сюжеты из новостей. Следует поддерживать и развивать интерес детей к вопросам поведения на улице.
Помните и о роли личного примера, будьте сами дисциплинированными и внимательными на улице, ведь нарушая правила дорожного движения лично, вы подаете дурной пример своим детям.
Отец, мать и другие взрослые члены семьи должны стать активными помощниками воспитателей детского сада в формировании у детей навыков грамотного поведения на дорогах города. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение ПДД только на воспитателей детского сада или сотрудников ГИБДД.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения, придающая их действиям целенаправленность.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Список используемой литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
5. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
6. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Третий рим», 2000 г.
7. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
9.«Занятия по правилам дорожного движения», составитель Н. А Извекова, А. Ф. Медведева и друг. /2009 год.
10.«Правила дорожного движения» /Т. Г. Кобзева, И. А Холодова и др. /
11. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду», 2009 год.
12.«Формирование навыков безопасного поведения на дорогах», С. Г. Широкова, журнал «Ребёнок в детском саду», № 3, 2010 год.