Оксана
Проект по познавательному развитию «Мои любимые машинки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Дошкольное детство приносит радость малышам и взрослым. В этот период ребёнок ещё очень привязан к маме, папе, воспитателю, полностью открыт для них. Общаясь с детьми, взрослые как бы заново переживают счастливую пору дошкольного детства.
И у родителей, и у воспитателей общие задачи - сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право ребёнка на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
А начинается всё с детской игры, где, по мнению многих педагогов и психологов, ярче всего могут проявиться творческие способности детей.
Публикация «Проект по познавательному развитию „Мои любимые машинки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Что даёт ребёнку игра? Она является средством познания окружающего мира. Эта сложная, внутренне мотивированная, но в то же время приятная деятельность, доставляющая ему удовольствие.
Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребёнка. Оно развивает изобретательность, даёт малышу возможность проявить фантазию, испытать ощущение всесилия и свободы.
Игрушки и многие игры, так или иначе, в доступной, интересной форме моделируют детскую жизнь. Естественно, каждая эпоха отражается в играх детей по-своему, как бы реализуя в них свой социальный мир. Игры воздействуют на определенные качества личности, которые необходимо воспитать в подрастающем поколении.
Любимые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют в них с удовольствием. Также и творчество - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей.
Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Давайте присмотримся внимательнее к ребёнку, стоящему на пороге взросления. Что он знает и умеет? Какие трудности перед ним стоят? Что он хочет, к чему стремится?
Мир маленького ребёнка - это его комната с кубиками и куклами, стульчиком и кроваткой, это двор, где можно качаться на качелях, сидеть на велосипеде, детский сад с воспитателями и другими детьми. Моя цель – научить малыша правильно общаться с предметами, не стеснять его свободу, стимулировать желание исследовать окружающий мир.
Порой нам, взрослым, кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, умения и навыки. До сих пор ещё бытует мнение о том, что ребёнок - это несовершенная копия взрослого: он такой же, как взрослый, только хуже мыслит, не умеет справляться со своими эмоциями, имеет слабую волю и т. д. Привычные ответы взрослого на вопросы ребёнка: «Отстать, ты мне мешаешь», «Вырастешь - узнаешь», «Не лезь, куда не надо» тормозят детское воображение, фантазию.
И наоборот, внимание взрослого к детской деятельности придаёт ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, даёт ощущение важности его дел, желание продолжать и совершенствовать их.
Эмоциональное общение ребёнка со взрослыми – необходимый компонент в его жизни. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Только установив личностный контакт с ребёнком, взрослый сможет влиять на его развитие.
Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовав играть в них со своими малышами, сами папы и мамы, в зависимости от склонностей или профессиональных знаний смогут дополнять имеющиеся задания новыми, придумывать новые варианты игр, которые развивают другие стороны личности и способности ребенка.
Игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это - залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удаётся нас рассмешить или обрадовать.
Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении «вверх по лестнице» заданий.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми.
Для ребенка - дошкольника восприятие предмета – это, прежде всего, ознакомление с ним: с его назначением, свойствами, деталями и т. д.
Опираясь на наличие у детей познавательных интересов к предметам и явлениям окружающего мира, обязательно нужно использовать рассказ о предмете.
Наблюдения и эксперименты показывают, что многие дети, лишенные возможности прикоснуться к жизни взрослых, вплоть до школьных лет не знают, откуда берётся еда и одежда, как выглядит кухня, как работает магазин, что такое холодильник или сервиз. Они представляют картошку только в виде пюре, не знают, как сделать чай сладким. Ребёнку, не имеющему знаний и впечатлений о жизни, не из чего черпать материал для сравнений.
Пусть эти маленькие открытия ценны пока только для самого ребёнка, но придёт время, и, может быть, он увидит мир с высоким взлётом своего таланта.
ФГОС ДО ориентируют педагогов на необходимость вовлечения родителей в реализацию Программы, в создание условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.
Работая воспитателем младшей группы, я задалась целью объединить своих воспитанников и их современных родителей в общую игру, в совместную деятельность, где полноценными участниками будут дети и родители. Так возникла идея создания проекта. Хотелось, чтобы мой проект пробудил инициативу у родителей. Ведь для повышения родительской компетентности очень важно найти новые формы сотрудничества педагога и родителей.
В нашей группе много мальчиков, поэтому тема проекта звучит так: «Мои любимые машинки».
Целевая группа:
- педагоги;
- родители;
- дети.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Цель проекта: развитие творческих, познавательных способностей детей, вовлечение семьи ребёнка в образовательно-воспитательный процесс; побуждение к активной совместной деятельности родителей и дошкольников.
Задачи проекта: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности, формировать эмоциональную заинтересованность; развивать мышление, воображение, речь; обогащать и расширять представления об окружающем мире, о разных видах игр в машинки.
Основное содержание проекта.
Актуальность: вовлечение семьи ребёнка в образовательно - воспитательный процесс.
Цель: развитие творческого и познавательного интереса у детей.
Задача: для улучшения родительской компетентности очень важно найти новые формы сотрудничества педагога с родителями и их детьми.
Данный проект предполагает развитие у детей речи, памяти, восприятия окружающего мира через игровую деятельность, развить умение различать различные виды машин.
Благодаря совместной работе родителей и детей были изготовлены макеты разных видов машин. Во время игр с макетами машин у детей формируются элементарные представления из области естествознания (знание видов машин, их назначение, формируется умение описывать и различать машины по внешнему виду).
Рядом со взрослыми ребенок учится устанавливать положительное отношение к миру, к различным видам труда, адекватно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх; способен учитывать интересы и чувства других, учится сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Может эти познания и навыки в дальнейшем помогут родителям присмотреться внимательнее к своему ребёнку, и в конце понять, что он знает и умеет, какие трудности перед ним стоят, что ребенок хочет и к чему стремится?
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Кадровое: в реализации проекта участвовал воспитатель.
2. Временное: срок реализации проекта 2 месяца.
3. Информационное: методическая литература, Сеть Internet.
4. Материально – техническое: наглядно-демонстрационный материал, фотографии, плакаты, открытки, иллюстрации на тему «Мои любимые машинки», «Использование человеком машин»., картотеки, конспекты бесед, сюжетно-ролевые игры (сценарии, развлечения, подборка мультфильмов и музыкального сопровождения,
5. Интеллектуальное: дидактические пособия, ребусы, загадки, лабиринты, пазлы, раскраски, аппликации, рисование.
План реализации проекта
Этапы проекта Сроки Мероприятия
Организационный Октябрь 2020 г. Изучение и подбор литературы по теме.
Основной Октябрь – ноябрь 2020 г. Мероприятия по реализации проекта:
1) Проведение консультации для родителей по изготовлению макетов машин и лэпбуков.
- Раздача тем для выполнения задания.
2) Проведение игр различной направленности:
Двигательные:
- Игры в подвижные и пальчиковые игры на автомобильную тему.
Задачи: умение повторять движения за взрослым, применять правила в подвижных играх, активно в них участвовать.
-П/игры «Давай поиграем в машинки» (в д/саду и дома); «Воробушки и автомобиль», «Мы едем, едем, едем», «Мишка заболел» и др.
Д/игры «Транспорт», «Почему мишка не поехал на машине» (нет колёс, не пришёл шофёр, «Найди зайке машину».
Настольно-печатная игра «В мире машин».
- Лото: «Транспорт».
- Составление пазлов «Машины».
Проведение игр на коммуникативное взаимодействие;
3) Конструирование: «Строительство гаража для машин».
«Строительство машин из кубиков, стульев»;
«Строительство машин из мягкого модуля».
4) Беседы об автомобилях (какие машины бывают по размеру, цвету и пр., для чего нужны разные машины, марки автомобилей и т. д.);
Задачи: учить узнавать машины ближайшего окружения: грузовая, легковая;
Учить называть части машины (кузов, кабина, колесо, руль)
Учить называть действия: колесо крутится, руль вертится, мотор гудит, дверь открывается, машина едет и т. п.
- Знакомство с работой шофёра.
5) Рассказы детей (обобщение полученного опыта): «Как мы с папой ездили чинить машину», «Как я катался в парке на машинках»;
6) Просмотр мультипликационных фильмов о машинах: «Сказки о машинах», «Сверчок и машинка», «Тачки», «Тачки-2», «Финли- пожарная машина», «Перекрёсток в джунглях» «Щенячий патруль», «Теремок ТВ».
7) Познавательно –исследовательская деятельность:
- Рассматривание иллюстраций машин в журналах, книгах, альбомах;
Рассматривание иллюстраций с изображением разных машин и пешеходов на улице, Рассматривание эмблем автомобилей;
- Загадывание загадок про машины;
- Прохождение лабиринтов.
8) Продуктивная деятельность:
- Раскрашивание машин (не выходить за контуры рисунка);
- Выполнение аппликаций из цветной бумаги «Легковой автомобиль» (учить аккуратно пользоваться кистью и клеем).
- Лепка «Колёса к машине».
9) Музыкально-художественная деятельность:
Пальчиковая гимнастика (музыка Екатерины и Сергея Железновых «Автобус»). Умение повторять движение за взрослым.
Исполнение песен о машинах.
10) Восприятие художественной- литературы:
- А. Тюняев «Машины»;
- А. Барто «Жил на свете самосвал»;
-А. Барто «Грузовик»,
- В. Сутеев «Разные колёса»;
- С. Маршак «Автобус № 26»;
- М. Дружинина «Наш друг светофор»,
- Чтение рассказов о работе шофёра,
- В. Берестов «Про машину»,
- Б. Копалыгин «Дождик на колёсах».
Заключительный
Ноябрь 2020 г.
- Презентация творческих семейных работ.
- Изготовление родителями лэпбука на тему «Правила ПДД».
Ожидаемые результаты.
Участие современных родителей и воспитанников в общей игре, в совместном проекте. Умение малышей правильно общаться с предметами, исследовать их.
Проявление детьми самостоятельности в игре, в различных видах деятельности, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.
Положительное отношение ребенка к миру, к различным видам труда.
Развитое детское воображение в различных видах деятельности и, прежде всего, в игре, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.
Развитая крупная моторика и мануальный праксис в соответствии с возрастом в подвижных играх, соблюдение правил безопасного поведения в играх.
Умение проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым, сверстникам. Умение различать виды машин по внешнему виду и предназначению, умение их описывать.
Пусть эти маленькие открытия ценны пока только для самого ребёнка, но придет время, и он увидит мир с высоким взлётом своего таланта.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Мне удалось искренне заинтересовать родителей. Совместная работа с родителями продолжается.
Запланировано создание уголка по ПДД, музея «Машины», изготовление интеллект-карт, которые помогут реализовать родители.
Совместно с родителями мы проведём презентацию семейных творческих работ.
Литература:
1. Румянцева Е. А. Проектная деятельность в практике обучения детей 3-7 лет/авт. -сост. Е. А. Румянцева. - Изд. 2-ое, испр. - Волгоград: Учитель. -159с.
2. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей. - 2-е издание/С. Л. Соловейчик. - Москва. : Дет. лит., 1989.- 367 с.
3. Хрипкова А. Г. Мир детства: Дошкольник. -2-е изд., доп. / А. Г. Хрипкова,
А. В. Запорожец. - Москва. : Педагогика, 1987.-256 с.
4. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. /Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова., - Москва. : Просвещение, 1992.-143с.
5. Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной образовательной программе «Детство»: учеб. -метод. пособие. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г. -272с.
Электронный ресурс:
1. https://fgos.ru/
2. https://kadikama.ru/817-2006-tachki.html