Александра Сучкова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны огня» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Тайны огня»
Постановка проблемы и ее актуальность
Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Тайны огня“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё : жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Дошкольные учреждения, кроме всего прочего, должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями.
Профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного посвящен данный проект.
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.
Цель проекта : закрепить знания детей об огне и его свойствах; способствовать формированию правильного поведения в опасных ситуациях.
• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи проекта :
Образовательные:
• знакомить детей с огнем и его свойствам;
• дать представление о функциях огня («огонь – друг ; огонь - враг»);
• углубить знания о причинах возникновения пожара;
• закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара; научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях
• познакомить детей с профессией пожарного.
Развивающие:
• расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
• развивать любознательность, память, логическое мышление.
• развитие творческих способности детей;
• развитие самостоятельности, активности, ответственности;
• развитие интереса к познанию.
Воспитательные:
• воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
• воспитывать чувство самосохранения;
• воспитывать осознанное отношение к пожароопасными предметам;
• воспитывать бережное отношение к природе.
• привлечь родителей к реализации проекта.
Сроки реализации: одна неделя.
Тип проекта : познавательно -исследовательский, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, родители.
Руководители проекта : воспитатели: Сучкова А. С., Шмелёва И. В.
Планируемые результаты:
• повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
• становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
• сформированность устойчивых навыков самосохранения и навыков осознанного безопасного поведения.
• изменение отношения родителей к данной проблеме
• объединение усилий педагогов и родителей при организации работы в области безопасности дошкольников.
Материально-технические ресурсы: методическая, детская художественная литература, анкеты по теме, буклеты, наглядные пособия, плакаты, макет пожарного щита, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, транспортные игрушки, настольно-печатные, дидактические игры, конструктор, материалы для игровой и продуктивной деятельности.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• разработка плана проектной деятельности на тему «Тайны огня»;
• подбор иллюстративного материала, пособий, атрибутов и материалов для игровой и продуктивной деятельности;
• подбор литературного материала (стихов, пословиц, поговорок, загадок);
• обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
Понедельник
• Беседа «Происхождение огня»;
• Просмотр презентации «Огонь давний друг человека»
• Словесная игра: «Закончи предложение»,
• Экскурсия по детскому саду с целью знакомства с обеспечением противопожарной безопасности (знакомство с уголком противопожарной безопасности, расположенный в холле здания, системой оповещения, планом эвакуационных путей)
• Анкетирование родителей.
Вторник
• Беседа «Профессия «пожарный»;
• Игры-эстафеты по тематике пожарной безопасности («Пожарные на учении»)
• ООД «Тили – бом, тили – бом, будет безопасным дом!»
• Папка-передвижка для родителей «Обучение ребенка пожарной безопасности».
Среда
• Беседа: «Это спичка-невеличка»
• Словесная игра: «Огонь друг или враг»,
• Конкурс стихотворений на тему: «Спички детям не игрушки»
• Д/и «Огнеопасные предметы»;
• Вечер загадок и отгадок.
Четверг
• Познавательное занятие «Огонь наш друг»;
• Дидактическая игра «Горит – не горит»;
• Просмотр театрализованного представления «Кошкин дом»;
• Конструирование на тему «Гараж для пожарной машины»
Пятница
• ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Огонь»
• Словесная игра : «Найди выход»
• Литературная викторина по прочитанным произведениям.
• Сюжетно- ролевая игра «Мы пожарные».
• Подвижная игра «Кто быстрее прибежит на помощь»
В течении недели:
Организация дидактических игр: «Найди предметы - источники пожара», «Что необходимо пожарным» - настольно-печатной игры «Опасные ситуации»
Чтение художественной литературы: - К. И. Чуковский «Путаница» - Сказка «Как человек подружился с огнём», «Коварный уголёк» - С. И Маршак «Кошкин дом» - Чтение загадок и пословиц об огне
Просмотр мультфильма «Фиксики», «Смешарики»
Работа с родителями:
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
• Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)
• Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
• Подгрупповые тематические консультации:
• «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
• «Организация домашней лаборатории»,
• «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
• Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
• Наглядная информация по теме размещённая в родительском уголке.
• Привлечь родителей к разучиванию стихов на конкурс
3. Заключительный этап.
• Оформление папки-передвижки «Тайны огня».
• Спортивное развлечение «Юный Пожарный»
• Отчет о реализации проекта на сайте детского сада.
Результаты работы. Выводы.
- дети обладают знаниями об истории возникновения огня, о его пользе и
вреде для человека;
- у детей сформированы система первоначальных знаний о правилах
пожарной безопасности и осознанное отношение к необходимости их
выполнения;
- дети имеют представление о последовательности действий в
пожароопасных ситуациях;
- изменения отношения родителей к данной проблеме, систематизация
педагогических знаний родителей о профилактике пожаров;
- повышение активности и интереса родителей к совместной работе в
области безопасности дошкольников;