Ольга Савельева
Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет «Любознательные путешественники»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Любознательные путешественники».
Актуальность
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» - писал Л. С. Выготский.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет „Любознательные путешественники“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой
деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Проблема
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование
Новизна
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Условиями реализации проекта являются :
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, создание интереса у детей, участие родителей и педагогов группы в реализации проекта. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Цель проекта : развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.
Задачи:
• организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
• развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
• стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
• организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
• развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.
2. Общие сведения о проекте :
Место реализации МДОУ «Детский сад №118»
По методу информационно – практический
По содержанию педагогический
По продолжительности: Среднесрочный (сентябрь-ноябрь)
По форме реализации: групповой
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель
Возраст детей: 5-6 лет
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Области интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты:
• Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
• Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ;
• Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
• Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Методы проекта :
• игровой;
• творческий;
• проблемное общение;
• проблемно-поисковый;
• опытно – экспериментальный;
• использование ИКТ;
• развивающие игры.
Этапы реализации проекта :
1. этап - информационный:
• Анализ научной и методической литературы.
• Педагогическая диагностика на начало проекта.
• Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
• Организация предметно – развивающей среды
2. этап - содержательный.
• Реализация запланированных мероприятий.
• Привлечение родителей к участию в проекте.
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие НОД :
• «Свойства веществ»;
• «Свойства воды»;
• «Откуда берется буря»;
• «Воздух невидимка»;
• «Как найти пустыню»;
• «Известняк-что это?»
Беседы:
• «Кто такие учёные»;
• «Что такое эксперимент?»;
• «Почему в пустыне нет воды?»;
• «Почему камни и скалы источаются?»;
• «Как появляется дождь?»;
• «Что растворяется в воде?»
• «Что такое пирамида?»;
Опыты и эксперименты:
• «Пожиратель мела»;
• «Песчаная буря в банке»;
• «Разноцветный дождь»;
• «Волшебная соломинка»;
• «Как быстрее»;
• «Воздух под водой»;
• «Изменение объёма жидкости»;
• «Свойства песка и глины»
• «Свойства известняка»;
• «Где вода?».
Презентации:
• «Путешествие по Египту»;
• «Мир камней».
Наблюдения:
• «Наблюдение за дождем»;
• «Наблюдение за ветром на прогулке»;
Конструирование:
• «Песочная башня»;
• «Самолет для путешествия».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
• Я. Тайц. Послушный дождик;
• А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»);
• А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.»
• Н. Осипов «В воде и у воды»;
• Сказки «Хозяйка Медной горы», «Волшебник Изумрудного города»;
• Детская энциклопедия «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
• Е. Пермяк. Для чего руки нужны;
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры:
• «Гора и камешки»;
• «Дождик»;
• «Капли»;
• «Волшебница вода»;
• «Если бы я был ветром»;
• «Воздух невидимка»;
• «Что из чего»;
• «Что исчезло»;
• «Подбери камешек»;
• «История камня».
Сюжетно – ролевые игры:
• «Мы путешественники»;
• «Музей древности».
Магнитные и настольные игры:
• «Рыбалка»;
• «Игры с кинетическим песком»;
• «Что из чего»;
• «Лото».
Ирга - драматизация:
• «Серебренное копытце».
Трудовая деятельность :
• «Уборка рабочего инвентаря после использования».
Художественно-эстетическое развитие Аппликация:
• «Пирамида»;
• «Разноцветный дождь»;
• «Одинокая пальма».
Рисование:
• «Пустыня»;
• «Клеопатра»;
• «Сфинкс».
Оригами:
• «Лодка»;
• «Самолет».
Физическое развитие Артикуляционная гимнастика:
• «Ветерок»;
• «Горка закрывается — открывается»;
• «Загони мяч в ворота»;
• «Грибок».
Пальчиковые игры:
• «Дружные ребята»;
• «Веселая тучка»;
• «Камушки- блестяшки»;
• «Ветерок»;
• «Дождик».
Физкультминутки:
• «Самолет летит в полет»;
• «Вместе весело шагать»;
• «Музык. Физминутка «Фиксики».
Подвижные игры:
• «Ветер,воздух и вода»;
• «Кто лучше прыгнет?»;
• «Ворон»;
• «Гуси-лебеди»
• «Ремешок»;
Мини - центр: «Лаборатория путешественников» (экспериментальный центр)
Примерное оборудование для исследовательской деятельности :
• Различные ёмкости;
• Мерные ложки, воронки разного размера;
• Перчатки, фартуки, головные уборы;
• Пластиковые, резиновые трубочки;
• Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;
• Пластиковые контейнеры;
• Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);
• Пластиковые разноцветные стеклышки;
• Набор по экспериментированию «Подводный мир»;
• Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);
• Кинетический песок, набор песка разного цвета;
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• Серии картин с изображением природных сообществ;
• Журналы наблюдений.
Материалы для исследования:
• Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад, газированная вода.
• Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки, пена для бритья.
• Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, песок, почва, семена, мел, листочки, перья и т. д.
• Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,
нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т. д.
Правила безопасности:
• Работа под наблюдением взрослого;
• Сначала спроси - потом экспериментируй;
• Вещества для экспериментов брать ложечкой;
• Не брать в рот ничего;
• Не трогать глаза грязными руками.
Перспективный план работы с родителями:
Привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
Консультация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
«Играя, познаем».
Памятка:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?».
Экспериментирование:
Домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе» (представление презентаций);
Мастер- класс:
Мастер класс совместно с родителями и детьми : «Чудо-песок», «Интересные опыты вместе».
3-этап - заключительный.
• Презентация проекта;
• Мастер- класс для родителей «Чудо- песок»;
• Оформление фото - газеты: «Любознательные путешественники»;
• Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране неизведанного»;
• Открытое мероприятие: «В гостях у Клеопатры».
Вывод:
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Используемая литература:
1.“Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Менщикова.
2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
3.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л. Н. Прохорова.
5“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек” А. И. Иванова. /
6. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
10. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
11. Гризик, Т. И. Познаю мир. [Текст] /Т. И. Гризик. -М. ; 2010 г.
12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
14. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
15. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
16. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
17. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
18. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.