Ольга Владимировна Коняева
Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект является результатом наблюдений, практических наработок, реализации социально педагогического проекта «В содружестве по оренбургски» в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, к его социализации. Национальный состав педагогов и детей и их родителей в детском клубе «Чайка» разнообразен. Поэтому понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.
Содержание проекта
Публикация «Проект по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста „Вместе дружная семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
1. Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта 3
1.2. Цель и задачи проекта 4
1.3. Основные принципы реализации проекта 4
1.4. Адресат программы 5
2. Содержание и механизм реализации проекта 6
2.1. Краткое содержание проекта 6
2.2. Сроки и этапы реализации проекта 7
2.3. Направления, средства и формы проекта 8
2.4. Мероприятия проекта 9
2.5. Ожидаемые результаты 11
2.6. Условия реализации проекта 11
2.7. Заключение 12
3 Литература 13
4 Приложения 14
1. Пояснительная записка
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
Сегодня перед системой образования в России стоит важная задача воспитание «поликультурной личности», обучению детей новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных народов. «Национальная доктрина образования в РФ» провозглашает в числе основных целей образования: «Национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «Формирование культуры мира и межличностных отношений», «Развитие культуры межэтнических отношений».
Современные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью средств материальной и духовной культуры.
1.1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта
Актуальность данной проблемы понимается нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, толерантного богатства личности, а также просвещение родителей.
Данный проект является результатом наблюдений, практических наработок, реализации социально педагогического проекта «В содружестве по оренбургски» в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, к его социализации. Национальный состав педагогов и детей и их родителей в детском клубе «Чайка» разнообразен. Поэтому понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.
Педагогическая целесообразность проекта обусловлена тем, что поликультурное воспитание представляет собой один из подходов, ориентированных на сохранение, трансляцию и развитие культуры этносов и народов, проживающих на территории Оренбургской области и позволяющих стимулировать активный отклик обучающегося.
1.2. Цель и задачи проекта
Ведущая педагогическая идея проекта – расширить знания детей старшего дошкольного возраста о традициях, обычаях народов разных национальностей. Активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания. На основе этой идеи были сформулированы цель и задачи проекта «Вместе дружная семья».
Цель: создание благоприятной среды для формирования положительного отношения детей к своим сверстникам, взрослым людям разной национальности.
Задачи:
- познакомить детей с традициями, обычаями и культурой народов, проживающих в Оренбуржье;
- сформировать положительное, толерантное отношение к языку, традициям представителей разных национальностей;
- воспитание гражданских чувств у детей, гордость за свой народ и свою родину, стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
1.3. Основные принципы реализации проекта
Проект :
- учитывает принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием педагога и ребенка, проецирует установку на разумное усвоение;
-включает принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватных возрасту, индивидуальных особенностям ребенка, обеспечивающих развивающий характер обучения;
-учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в Оренбуржье;
-учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у обучающихся опыта самопознания и самоопределения;
-опирается на принцип толерантности, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, культуры, образа жизни;
1.4. Адресат проекта
Участниками проекта «Вместе дружная семья» являются обучающиеся детского клуба «Чайка» (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители обучающихся.
В дошкольном возрасте у ребё нка развиты первичные представления: о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира;
Ребёнок 6-7 лет проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать. Этот возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, а образовательное учреждение - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И задача педагогов – познакомить с основами толерантного отношения друг к другу, уважать традиции и культуру других народов, а также создать условия, которые позволят организовать плодотворную работу в этом направлении.
Сотрудничество с семьями и совместно организованные мероприятия («Мама, папа, я — многонациональная семья», беседа о семье, семейных традициях, фотоальбом «Моя семья», совместные сочинения детей и родителей «Выходные в культурном комплексе «Национальная деревня») не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
2. Содержание и механизм реализации проекта
2.1. Краткое содержание проекта
Данный проект включает в себя три последовательных блока, каждый из которых направлен на решение определенных задач:
1 блок - «Многонациональный край родной»;
В данном блоке узнают об истории создания города Оренбурга и его достопримечательностях, о дружном многонациональном народе, проживающем в Оренбуржье.
2 блок - «Дружный народ Оренбуржья» - содержательной основой блока является ознакомление с культурой народностей, живущих в Оренбуржье. Организуется образовательная и совместная деятельность с детьми в виде занятий, бесед-рассуждений, дидактических игр и мероприятий, которая направлена на формирование представлений о собственной национальности и культуре своего народа, а также уважительного отношение к культуре другого человека.
3 блок - «Мы разные, мы равные» - направлен на расширение представлений и знаний детей о культуре и быте других народов. На данном этапе, кроме совместной деятельности детей с педагогом, организуется работа родителей и детей по организации экскурсий, видео или фото презентаций, по созданию экспозиции «Многонациональное Оренбуржье» в музее детского клуба «Чайка».
2.2. Сроки и этапы реализации проекта
Продолжительность проекта : краткосрочный – 4 месяца.
Срокам и этапам реализации проекта «Вместе дружная семья» отведена вариативная часть в дополнительной общеобразовательной программе «Учимся- играя».
Этапы:
1. Подготовительный этап (февраль)
-изучение нормативных документов, определяющих приоритеты поликультурного образования;
-разработка идеи проекта, определение целей и задач;
-подбор методической литературы;
-обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
-разработка мероприятий для реализации проекта;
-выявление национального состояния семьи обучающихся;
-информация для родителей «Участвуем в проекте «Вместе дружная семья»;
-анкетирование родителей.
2. Основной этап
1 блок «Многонациональный край родной» (март)
2 блок «Дружный народ Оренбуржья» (апрель)
-индивидуальные и групповые беседы - «Оренбуржье мое»;
-дидактические, подвижные игры - «Узнай по описанию национальный костюм», «Чье подворье?»;
-чтение художественной литературы - народные сказки «Волк, собака и кот», «Бульба».
-проведение мероприятий с этнокультурной тематикой - ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо», выставка макетов «Национальные подворья»;
-целевые экскурсии в музеи - «Национальная деревня»;
-творческая мастерская - выставка рисунков «Оренбуржье многонациональное»;
-консультации для родителей «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов».
3. Заключительный этап
3блок «Мы разные, мы равные» (май)
Продуктивная деятельность участников проекта :
- создание в музее детского клуба экспозиции «Вместе мы одна семья»;
-стенд «Многонациональное Оренбуржье»;
-стенд «Край наш Оренбургский»;
-итоговое мероприятие «Венок дружбы».
Формы подведения итогов:
1. Выставки детских работ: «Оренбуржье многонациональное», конкурс мастериц (мамы, бабушки, ярмарка домашней выпечки: «Национальное блюдо», день народных игр; музыкальный досуг: «Песни моего народа», игры-путешествия по Оренбургской области: «К бабушке в деревню»;
Выставка фотографий родителей на тему «Дружный мой край», «Моя семья», совместные сочинения детей и родителей : «Выходные в Национальной деревне».
2. Подготовка отчетного материала в виде видеопрезентации, фотоальбома «Достопримечательности Оренбурга».
3. Определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.
2.2. Направления, средства и формы реализации проекта
Поликультурное воспитание детей «Вместе дружная семья» осуществляется в трех направлениях:
-информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей т. д.);
-эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
-поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении)
Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства, позволяющие включить детей в разные виды деятельности:
-встречи с представителями разных национальностей;
-устное народное творчество;
-художественную литературу;
-игру, народную игрушку и национальную живопись;
-декоративно – прикладное искусство;
-музыку;
-этнические мини - музеи (экскурсии в культурный комплекс «Национальная деревня»).
Реализация данных направлений осуществляется через групповые, индивидуальные формы работы.
2.3. Мероприятия проекта
Блоки Сроки Мероприятие Цель
Март
«Многонациональный край родной» 1 неделя «Карта родного края». Беседа о крае. Рассматривание альбома «Оренбуржье мое». Чтение стихотворения И. Гавриловой «Оренбуржье». Беседа по прочитанному. Изучение родного города во взаимосвязи с культурой и историей России
2 неделя «История Оренбурга». Беседа, рассказ об истории возникновения города Оренбурга. Символика родного города. Рассматривание фотоальбомов Формирование чувства гордости за свой город
3 неделя 1.«Народы Оренбуржья». Рассматривание альбомов, иллюстраций «Оренбуржье многонациональное». Знакомство с песней В. Позднеева «Край Оренбургский». Разучивание стихов И. Гаврилова «Цвет у неба бирюзовый…», «Оренбуржье». Расширение знаний детей о народностях, населяющих наш край. Формирование умения толерантного взаимодействия с окружающими и коммуникативных навыков.
2. Дидактические игры: лото «Мой Оренбург», пазлы «Памятники Оренбурга» Закрепление знаний о достопримечательностях Оренбурга
4 неделя Видеосюжет «Изюминка Оренбурга – культурный комплекс «Национальная деревня». Беседа о подворьях комплекса. Формирование у детей гордости за свой город и его достопримечательностях
Апрель
«Дружный народ Оренбуржья»
1 неделя
«Обычаи и традиции моего народа» Музыкальный досуг «Песни моего народа». Вечер стихов на разных языках
Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
«Народные сказки, сказания и предания» Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.
2 неделя «Национальная одежда. Рассматривание народных костюмов в альбомах, видеопрезентациях.
Дидактическая игра «Узнай по описанию национальный костюм». воспитание уважения к культурным традициям и обычаям другого народа
Презентация «Одежда моего народа» Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия в совместной творческой деятельности
3 неделя «Национальные блюда». Представление народных блюд в альбомах, видеопрезентациях. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья.
Ярмарка «Национальные блюда». Развивать стремление к познанию национальных традиций.
4 неделя «Национальные народные игры». Знакомство с игрой. Разучивание правил игры. Обыгрывание. Знакомство с традициями народов и национальными играми
Программа тренинга для родителей
«Толерантность – основа культуры мира» Развить национальное самосознание участников проекта на основе культуры разных народов.
Май
«Мы разные, мы равные» 1 неделя «Экскурсия в культурный комплекс «Национальная деревня». Фото-сессия. Закрепить представления детей о музеях культурного комплекса и их назначении. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города.
Оформление видео-сборника и фотоальбома. Совместные мини -сочинения детей и родителей «Выходные в культурном комплексе «Национальная деревня». Расширение знаний о культуре многонационального Оренбуржья;
Создание альбомов для музея клуба Вовлечение обучающихся в исследовательскую, творческую деятельность
Создание демонстрационных стендов для экспозиции музея клуба Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия в совместной творческой деятельности
4 неделя Праздничная программа «Венок дружбы» Включение участников проекта в систему социальных отношений через организацию досуговых мероприятий
Экскурсия по экспозиции «Многонациональное Оренбуржье в детском клубе «Чайка» Воспитывать в детях чувство гордости за многонациональный народ Оренбуржья
2.5. Ожидаемые результаты
Не секрет, что обычаи и традиции наших предков не всегда передаются от поколения к поколению - где-то нарушается связь времен. Поэтому, участвуя в мероприятиях и тем самым, реализуя проект поликультурного воспитания «Вместе дружная семья, участники проекта не только познакомятся с традициями и обычаями предков, но и смогут рассказать об этом. Расширение знаний о многонациональностях, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к положительному межнациональному и межкультурному взаимодействию.
Данный проект поможет педагогу :
-раскрыть ребенку мир национальных культур;
-расширить представление об образе жизни людей, живущих в нашем Оренбуржье, их обычаях и традициях на основе познания;
-способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию детей через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом;
-сформировать у них представление о себе и других, как о личности.
.
2.6. Условия реализации проекта
Реализация проекта поликультурного воспитания «Вместе дружная семья» будет успешной при соблюдении определё нных условий:
Педагогические условия:
-наличие целостной системы воспитания личности как носителя общекультурных ценностей;
-инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
-создание информационного блока по ознакомлению детей с культурой народов Оренбуржья;
-включение дидактических, подвижных, музыкальных и театрализованных игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру разных народов;
-создание и оформление информационной среды для родителей;
-создание в коллективе атмосферы взаимоуважения, сотрудничества, творчества, самореализации собственной позиции, психологического комфорта
Материально– технические условия:
- необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы: столы; стулья; шкафы, аудио и видео оснащение, проектор;
- спонсорская помощь.
Информационное обеспечение:
- детская художественная и методическая литература;
- демонстрационный и дидактический материал;
- методические пособия;
- образовательные презентации;
- изделия декоративно-прикладного искусства;
- аудио, видео, фото, материалы, мультимедийное оборудование;
- материалы для продуктивной деятельности детей;
- атрибуты для театрализованных и подвижных игр.
Кадровые условия:
-квалифицированные, компетентные педагоги.
2.7. Заключение
Проблема поликультурного воспитания значима для нашей Оренбургской области, которая специфична своей многонациональностью. Сама природа оренбургских степей издревле объединяла людей, способствующих их передвижению, превращала край в своеобразный мост, связывающий различные национальности с их родной культурой.
Приобщение детей к культуре разных народов сформирует у них предпосылки толерантного отношения к людям разных национальностей и рас, а также основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа. Культура народов является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями разного народа, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию к объектам эстетического содержания.
3. Литература
1. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур//Педагогика. -2000.№2.
2. Гуров В. Н., Вульфов Б. З., Галяпина В. Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. – М., 2004. – 240с.
3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с.
4. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000. - №10.
5. Детям о разных народах. Журнал. Дошкольное воспитание. №11, 1967г., стр. 70 – 72.
6. Иванова Н, Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. - №1.
7. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М. : «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
8. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 2010. - №4.
9. Панкеев И. А. Русские народные игры – М. : Яуза, 2008. – 240с.
10. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с. : ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
11. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Magister. – 2000. - №3.
12. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 2009. –