Юлия Смирнова
Проект по подготовке к районному мероприятию
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начальных экологических знаний у дошкольников
через игровую деятельность
Содержание проекта :
1. Паспорт проекта
Название проекта : Формирование начальных экологических знаний у дошкольников через игровую деятельность.
Автор проекта : Смирнова Юлия Владимировна, старший воспитатель
Публикация «Проект по подготовке к районному мероприятию» размещена в разделах
Обоснование актуальности проекта : Необходимость обмена опытом между ДОО вызвана желанием педагогов повысить свой профессиональный практический уровень. Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы достойно представить своё МДОУ. Поэтому подготовке к проведению районного семинара – практикума отводилось особое место в годовом плане работы учреждения. Поскольку эта подготовка занимает не один день и требует усилий не одного человека, весь педагогический состав включился в проектную деятельность, направленную на достижение указанных ниже цели и задач.
Цель и задачи проекта.
Цель: Обобщение и представление опыта работы МДОУ по использованию игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
• продолжать повышение уровня компетентности педагогов МДОУ в вопросах проведения экологического воспитания обучающихся;
• продолжить формирование картотек различных видов игр экологического содержания;
• продолжать активное использование игр данной направленности в образовательно – воспитательной деятельности в режиме дня;
• активизировать родительскую общественность в проведении экологических мероприятий через проведение различных конкурсов, консультаций, родительских собраний и т. п.
Краткое содержание проекта.
В ходе проекта была проведена огромная работа по подготовке к проведению районного семинара – практикума для воспитателей на тему: «Формирование начальных экологических знаний у дошкольников через игровую деятельность». Воспитатели и специалисты МДОУ подытожили наработанный опыт, обобщив его в картотеках и выступлениях, предложенных коллегам из ДОО района. К реализации проекта были подключены не только педагогические сотрудники. Активное участие приняли также дети и их родители. Итогом проектной деятельности стало не только интересное и зрелищное мероприятие, но и повышение уровня экологической культуры как дошкольников, так и представителей их семей.
Целевая аудитория:
Обучающиеся МДОУ, родительская общественность, воспитатели ДОО района.
Кадровое обеспечение проекта : воспитатели всех возрастных групп МДОУ, учителя-логопеды, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители; родители (законные представители) обучающихся.
Ресурсное обеспечение:
• групповые комнаты, физкультурные и музыкальные залы;
• мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук);
• ширма.
Сроки реализации проекта : 2 месяца.
Бюджет проекта : 54 990 руб., из них:
- 15 190 руб. на приобретение принтера Canon i-SENSYS LBP7018C
- 3 800 руб. на приобретение 2 шт. тонер-картриджей Cactus CS-C729C голубой для Canon i-SENSYS LBP-7010C/LBP-7018C (1000 стр.)
- 6 000 руб. для приобретения бумаги HP для лазерных и струйных принтеров, формат A4;
- 20 000 руб. на приобретение ткани для пошива костюмов, изготовления кукол, украшение зала;
- 10 000 руб. на энергоресурсы.
2. Основная часть
2.1. Введение
В наш век прогресса, когда в каждой семье имеется не по одному автомобилю, когда горы бытового мусора растут не по дням, а по часам, когда экологическая обстановка в городах с каждым днем обостряется, возникает необходимость просвещения человечества в плане бережного отношения к окружающей природе. А так как именно дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования осознанного отношения к окружающему миру, имеет смысл говорить о важности экологического воспитания именно в дошкольных образовательных организациях. Совсем недавно почти в каждом МДОУ работал специалист по экологическому воспитанию. В сферу его деятельности входили создание «зимнего сада» и уход за ним, консультативная помощь воспитателям групп в содержании природных уголков, оборудование экологической тропы на территории детского сада, а также проведение интереснейшей образовательной деятельности экологического и познавательно – исследовательского цикла.
К сожалению, в результате оптимизации деятельности образовательных учреждений мы лишились такого специалиста. Поэтому нарабатывать материал для формирования осознанного отношения к природе и природному окружению пришлось практически заново. Такая ситуация не единична, так как коснулась не только нашего МДОУ. Поэтому актуальным на сегодняшний момент является обмен опытом работы по экологическому воспитанию.
Ежегодно каждая ДОО распространяет опыт, накопленный по различным образовательным областям. Мы начали работу над подготовкой к проведению семинара – практикума для воспитателей района на тему : «Формирование начальных экологических знаний у дошкольников через игровую деятельность» по ОО «Познавательное развитие».
Так как игровая деятельность наряду с познавательно – исследовательской являются в дошкольном детстве ведущими, мы построили наш семинар – практикум, основываясь на различных видах игр.
Подготовка к проведению районного мероприятия занимает не один день и требует усилий не одного человека, поэтому всё МДОУ включилось в работу, которая переросла в проект.
2.2. Проект «Формирование начальных экологических знаний у дошкольников через игровую деятельность».
Метод или вид деятельности, доминирующий в проекте : практико-ориентированный информационный.
Характер координации проекта : непосредственный гибкий.
Характер контактов: внутренний.
Количество участников: групповой.
Продолжительности проведения: средней продолжительности.
Методологическую основу проекта составляют :
- работы о роли природы в развитии и воспитании ребенка – дошкольника И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского;
- подходы к использованию игровых методов при экологическом воспитании Рыжовой Н. А. ;
- доказательства эффективности речевого развития в процессе ознакомления с природой и природными явлениями Виноградовой Н. Ф. ;
- деятельность по формированию осознанного отношения к природе и ее сохранению в работах Николаевой С. Н.
Социальные партнеры проекта : родители (законные представители) обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Для обучающихся:
• повышение уровня экологических знаний и экологической культуры;
• активизация интереса к обучению и познанию нового;
• увеличится количество воспитанников, а соответственно и их родителей, охваченных целенаправленной работой по экологическому направлению.
Для педагогов МДОУ:
• повышение компетентности в вопросах экологического воспитания;
• обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста по экологическому направлению;
• пополнение картотек различных видов игр по экологии.
Для педагогов ДОО района :
• ознакомление с систематизированным опытом работы по экологическому воспитанию;
• обогащение собственной педагогической копилки в данном вопросе.
Для родителей (законных представителей) обучающихся:
• повышение уровня педагогической компетентности в вопросах экологического воспитания;
• активизация интереса к участию в жизни своего ребенка и МДОУ.
Для экологической обстановки района :
• возрастет количество граждан, осознанно относящихся к экологии родного края;
• экологическая обстановка постепенно начнет улучшаться.
2.3. Этапы внедрения проекта
Подготовительный этап :
• Создание творческой группы по подготовке к проведению семинара – практикума.
• Разработка плана проведения мероприятия.
• Проведение с воспитателями и специалистами консультаций по проведению экологического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.
• Предварительная работа с родителями обучающихся по привлечению к участию в проекте.
Основной этап:
• Разработка сценария проведения семинара – практикума.
• Подготовка материалов для выступления в ходе мероприятия.
• Создание интерактивной презентации для проведения семинара – практикума.
• Проведение консультаций для родительской общественности по вопросам экологического воспитания дошкольников.
• Оформление стендов для родителей по формированию экологических основ у детей дошкольного возраста.
• Выпуск журнала «КАЛИНУШКА», посвященного данной проблеме.
• Изготовление картотек сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных, музыкальных, изобразительных, развивающих игр экологической направленности
• Изготовление настольных игр по ознакомлению с природой и природными явлениями, а также игр по экологии.
• Подбор музыкальных и театрализованных номеров для демонстрации в ходе семинара – практикума.
• Репетиции с воспитанниками музыкального материала («Песня о дружбе» - сл. П. Синявского, муз. Г. Вихаревой, «Лесные частушки»).
• Репетиции со взрослыми персонажами театрализованного материала (экологическая сказка в стихах – кукольный спектакль «Живая Капелька»).
• Проведение конкурса поделок и костюмов из бросового материала «Не загрязняй природу!» с привлечением родителей обучающихся.
• Изготовление буклетов «Игра в формировании экологической культуры дошкольников», программы мероприятия.
• Пошив костюмов для персонажей и кукол (Маленький Принц – взрослый персонаж; куклы для кукольного спектакля: Капелька, Мотылек, Планета Земля, Стебелек, лесные звери: Заяц, Лиса, Медведь, Волк, Ёжик) с привлечением родителей обучающихся.
• Изготовление декораций с привлечением родителей.
• Приглашение педагогов ДОО района на семинар – практикум.
Заключительный этап:
• Оформление зала для проведения мероприятия.
• Районный семинар – практикум «Формирование начальных экологических знаний у дошкольников через игровую деятельность».
• Подготовка материалов к публикации на информационных сайтах.
• Адаптация материалов для демонстрации на Общем Родительском собрании.
3. Список литературы:
1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М. : Просвещение, 2002, 144 с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «МОЗАИКА СИНТЕЗ». М., 2004.
3. Николаева С. Н., Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2005, 128 с.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М. : Изд. центр «Карапуз», 2001, 43 с.
5. Н. А. Рыжова. Программа «Наш дом - природа»
Данный материал представлялся на Всероссийском конкурсе
«Педагогический дебют 2017»