Оксана Золотницкая
Проект по патриотическому воспитанию «Спасибо за мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта : Информационно-творческий долгосрочный ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию «Спасибо за мир!»
Основные разработчики проекта : Творческая группа педагогов ДОУ в составе: старший воспитатель Золотницкая О. В., воспитатели – Дмитриева Н. П., Алфёрова Ю. А., Торгунакова И. Н., учитель-логопед Шевченко Н. В.
Цель и задачи проекта
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Спасибо за мир“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель: содействие формированию патриотических чувств через «погружение» в военно-исторические события 1941-1945 гг., в атмосферу Великого праздника – Дня Победы, приобщение воспитанников и родителей к поисковой деятельности по восстановлению военного прошлого своей семьи.
Задачи:
1. Расширять знания о государственных праздниках, историческом наследии нашей страны.
2. Обогатить знания и представления воспитанников о реальных событиях 1941-1945 гг. через непосредственное, живое общение с ветераном Великой Отечественной войны Жариковым Петром Феоктистовичем.
3. Развивать творческие способности дошкольников через приобщение их к участию в конкурсах, выставках, продуктивной деятельности.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников, пополняя их словарный запас, приобщая к художественной литературе и музыке военной поры.
5. Воспитывать патриотические чувства : любовь к Родине, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам войны и труженикам тыла.
6. Создать условия для развития познавательного интереса к историческому военному прошлому своей страны.
7. Сохранить историческую память о военных и трудовых подвигах родственников наших воспитанников в годы Великой Отечественной войны через создание «Книги памяти».
Сроки и этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный (15 января – 23 марта) :
- осознание актуальности и значимости выбранной темы и определение цели проекта;
- изучение информационно-методических ресурсов для реализации проекта;
- разработка методических материалов (конспектов, сценариев и т. д.);
- подбор наглядно-дидактического материала;
- работа с семьями воспитанников с целью выяснения отношения к предстоящему празднику – Дню Победы.
II этап. Основной (24 марта – 7 мая) :
- создание выставок, оформление стендов;
- вовлечение семей воспитанников в массовые мероприятия, посвящённые 70-летию Победы;
- участие в открытом районном конкурсе литературно-музыкальных композиций;
- проведение праздничного концерта в «Комплексном центре социального обслуживания населения» Заводского района г. Новокузнецка;
- организация встречи с ветераном Великой Отечественной войны.
III этап. Заключительный (8 мая - 19 мая) :
- проведение военно-спортивной игры «Зарница»;
- подведение итогов проекта.
Перечень основных мероприятий
- разработка опросников для работы с семьями воспитанников;
- оформление уголка памяти «Помним! Гордимся!», стенда «Никто не забыт, ничто не забыто…»;
- разработка комплекса мероприятий по развитию творческих способностей дошкольников: «Мастерская Самоделкина» (конструирование из бумаги поделок «Голубь Мира», «Букет для ветерана», выставка детского рисунка «Спасибо за МИР!», Открытый районный конкурс литературно-музыкальных композиций» Славься, Отечество!», Концерт в комплексном центре социального обслуживания населения Заводского района, посвящённый Дню Победы.
- организация экскурсии к памятнику Воину-созидателю, встречи с ветераном ВОВ Жариковым Петром Феоктистовичем;
- разработка сценария и проведение военно-спортивной игры «Зарница»;
- участие семей воспитанников в городских мероприятиях, приуроченных к празднованию 70-летия Победы «На парад идё т семья: папа, мама, дед и я!»;
- презентация устного журнала с мультимедийным оборудованием по итогам проекта «Наши добрые дела тебе, Победа!»
Исполнители проекта и основных мероприятий: Педагоги, воспитанники, родители, общественность.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
- дети и их родители осознают важность праздника – Дня Победы для всего человечества, поймут, что его значимость не стирается с годами;
- расширятся знания и представления воспитанников о событиях Великой Отечественной войны, её героях;
- будет открыта выставка детского рисунка «Спасибо деду за Победу!», оформлен стенд «Никто не забыт, ничто не забыто…»;
- пополнится исполнительский опыт воспитанников новыми стихами, песнями, драматизацией произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне;
- будут проведены масштабные мероприятия – «Детсадовский парад» и военно-спортивная игра «Зарница»;
- результаты проекта будут представлены в виде презентации для воспитанников.
- укрепится сотрудничество родителей с ДОУ, повысится их заинтересованность результатами совместной деятельности;
- повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта;
- будет создана рукописная «Книга памяти» об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, педагогов и сотрудников ДОУ.
Целевые группы проекта : Педагоги, воспитанники, родители, общественность
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования, это одна из самых актуальных задач нашего времени. Актуальность патриотического воспитания в начале XXI века обусловлена огромными коренными изменениями, которые произошли в стране за последние годы во всех сферах жизнедеятельности общества. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие «патриотическое воспитание», его содержание, цели и задачи. Сегодня, патриотическое воспитание подрастающего поколения понимается нами как взращивание будущего гражданина и «направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов», - записано в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Патриотическое воспитание – сложное и высокое человеческое чувство. Оно не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Дошкольное детство – самая благодатная пора для привития этого священного чувства. Под патриотическим воспитанием дошкольника понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине. Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры и окон детского сада, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа, – всё это Родина. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».
Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста весьма многогранно и предполагает не только воспитание привязанности к «малой» Родине, но и воспитание понимания и признания неповторимости культуры своего народа, почитание его героев, воспитание ощущения своей неразрывности с окружающим миром, желания сохранять и преумножать богатства своей страны. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе. В дошкольнике необходимо пробудить гордость за принадлежность к России.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека. Верно сказано: «Не знаешь, забыл прошлое – потерял будущее». В этой связи перед педагогом стоит непростая задача – найти, отобрать такой материал, который бы, с одной стороны, позволил в доступной, понятной форме рассказать воспитанникам о становлении Российского государства: его правителях, известных людях, важных исторических событиях, а с другой, - способствовал бы зарождению чувств патриотизма, как черты национального характера русского человека.
На наш взгляд, к такому богатейшему, эмоционально-ценностному материалу относятся факты военной истории нашей страны. Обращение к военной тематике неслучайно. Ведь именно на крутых поворотах истории – нашествиях, социальных конфликтах, революционных потрясениях, борьбе за власть, стихийных бедствиях, войнах, когда гражданское общество максимально напряжено, проявление чувства патриотизма, выражающихся в высоких, благородных порывах, особой жертвенности во имя своего народа, своей Родины настолько ярко и массово, что найти более содержательно-развёрнутое, иллюстративно-оформленное понимание этого чувства вряд ли представляется возможным.
Дошкольников нужно знакомить с тем, что война – это всегда трагедия и горе для людей. В тоже время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далёкими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за своё Отечество.
В преддверии великой даты – 70-летия Победы перед нами не стоял выбор, о какой войне рассказывать детям. Поэтому, наш проект «Спасибо за мир!» мы посвятили событиям Великой Отечественной войны и победе в мае 1945 года.
Победа… Какое долгожданное, выстраданное слово для нашего народа. Победа! Какое величественное, гордое слово в исторической летописи нашей страны. Что сегодня знают об этой Победе современные родители, что знают об этой Победе их дети – наши воспитанники? Этот вопрос не праздный. Он актуален в условиях современного мира, современной России. Ещё 3-4 десятилетия назад в мировом сознании не возникло бы и мысли подвергнуть сомнению Великий подвиг нашей страны в Великой Отечественной войне. Сегодня, на политической трибуне появились желающие переписать ход мировой истории, принизить решающую роль советского народа во Второй мировой войне. Ещё 3-4 десятилетия назад участников – свидетелей истинных событий тех лет было миллионы. Они жили среди нас и несли историческую правду современникам. Сегодня, их – фронтовиков, героев тыла, - осталось очень мало. К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений. Уже сегодня молодые люди не знают, кого называют ветеранами, как зовут героев Великой Отечественной войны, какие подвиги они совершили, какие города нашей страны удостоены звания «Город-герой» и за какие заслуги. К сожалению и в ДОУ вопросам истории своей страны уделяется недостаточно внимания. Педагоги обращаются к этой теме крайне редко, как правило, в преддверии праздника или знаменательной даты. С такой тенденцией выражения «Спасибо деду за Победу!» уже через несколько десятилетий вполне может вызвать изумлённый вопрос у ребё нка: «За какую Победу?», и кому я должен сказать: «Спасибо за мир!»
Поэтому перед нами встала проблема: как сформировать у воспитанников познавательный интерес к военному историческому прошлому своей страны, чувство уважения к её защитникам, гордости за свою Родину.
Для решения этой проблемы мы обратились к методу проектной деятельности, поскольку он предполагает:
1)разнообразные виды детской деятельности;
2)максимальную включённость всех участников педагогического процесса в общее дело, как в рамках ДОУ, так и вне его;
3)гармоничное и естественное наполнение детского мировоззрения нравственным содержанием;
конкретный конечный результат.
2. Новизна материала
Новизна нашего проекта в том, что:
- военная история России 1941-1945 годов «писалась» для воспитанников на примерах военных будней их воевавших родственников;
- введена новая форма работы с родителями «Письмо с передовой» (сочинение-воспоминание о своём родственнике – герое-фронтовике или труженике тыла) – это взаимодействие оказалось весьма результативным: так 20 семей из 135 написали сочинения-воспоминания и приложили к ним фотографии военной поры, а две семьи даже предоставили из семейного архива подлинные фронтовые письма, которые были показаны и зачитаны детям и педагогам;
- разработана новая организационная форма – «Детсадовский парад»;
воспитанники подготовительной группы впервые приняли участие в открытом районном конкурсе литературно-музыкальных композиций «Славься, Отечество!»;
- знакомство и живое общение с участником Великой Отечественной войны Жариковым Петром Феоктистовичем позволило детям, родителям и педагогам «из первых уст» узнать о реальных событиях той войны;
- установились дружеские, долгосрочные отношения с ветеранами, тружениками тыла из «Комплексного центра социального обслуживания населения Заводского района»;
в стенах нашего ДОУ впервые состоялось такое масштабное, содержательно-насыщенное, увлекательное дело.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта : содействие формированию патриотических чувств через «погружение» в военно-исторические события 1941-1945 гг., в атмосферу Великого праздника – Дня Победы, приобщение воспитанников и родителей к поисковой деятельности по восстановлению военного прошлого своей семьи.
К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта относятся :
Задачи:
1. Расширять знания о государственных праздниках, историческом наследии нашей страны.
2. Обогатить знания и представления воспитанников о реальных событиях 1941-1945 гг. через непосредственное, живое общение с ветераном Великой Отечественной войны Жариковым Петром Феоктистовичем.
3. Развивать творческие способности дошкольников через приобщение их к участию в конкурсах, выставках, продуктивной деятельности.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников, пополняя их словарный запас, приобщая к художественной литературе и музыке военной поры.
5. Воспитывать патриотические чувства : любовь к Родине, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, уважение к ветеранам войны и труженикам тыла.
6. Создать условия для развития познавательного интереса к историческому военному прошлому своей страны.
7. Сохранить историческую память о военных и трудовых подвигах родственников наших воспитанников в годы Великой Отечественной войны через создание «Книги памяти».
4. Краткое описание проекта по этапам
Главная цель подготовительного этапа (15 января – 23 марта 2015) - сбор информации о воевавших родственниках воспитанников, педагогов и сотрудников ДОУ, выявление отношения к празднику День Победы, воспитание познавательного интереса к историческому прошлому нашей страны через ООД, подготовку к районному конкурсу «Славься, отечество!», праздничному концерту для ветеранов и тружеников тыла.
Реализация поставленной цели осуществлялась по нескольким направлениям:
1) педагоги обратились к родителям с просьбой ответить на опросы анкеты, целью которой было выяснить, что значит для современных родителей праздник «День Победы» и рассказать в письме-сочинении о своём воевавшем родственнике;
2) в ООД педагоги знакомили воспитанников с событиями Великой Отечественной войны, воспитывая в них уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и чувство единения с людьми всей планеты в борьбе за мир; кроме того воспитанникам старшего дошкольного возраста была предложена продуктивная деятельность по изготовлению поделок из бумаги «Голубь Мира» и «Букет для ветерана», которая вызвала неподдельный интерес у детей и желание творить;
3) через индивидуальную и подгрупповую работу педагоги подготовили с воспитанниками праздничный концерт для ветеранов и тружеников тыла, а также разработали сценарий литературно-музыкальной композиции, которая была представлена воспитанниками подготовительной группы на районном конкурсе.
Главная цель основного этапа (24 марта – 7 мая 2015) – непосредственное включение всех участников проекта в одно большое общее дело, его эмоциональное проживание, сопереживание и осознание своей личной причастности к происходящим в ДОУ событиям.
Все проведё нные мероприятия на этом этапе можно условно разделить на 2 блока:
1. «Творческий десант» - оформление фойе и коридоров ДОУ изготовленными ранее «Голубями Мира», стенда «Никто не забыт, ничто не забыто…», уголка памяти «Помним! Гордимся!», открытие выставки детского рисунка «Спасибо за МИР!»
2. Месячник «Этот день мы приближали, как могли…» - ООД, просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций, рассматривание альбомов, репродукций картин известных художников, чтение художественной литературы о ВОВ, участие в открытом районном конкурсе литературно-музыкальных композиций «Славься, Отечество!», праздничный концерт в «Комплексном центре социального обслуживания населения» Заводского района, экскурсия к памятнику Воину-созидателю, встреча с ветераном ВОВ Жариковым Петром Феоктистовичем – прапрадедудшкой воспитанницы 1-й младшей группы Шрайнер Александры.
Целью заключительного этапа (8 мая – 19 мая 2015) является обобщение представлений воспитанников о ВОВ, подведение итогов проекта «Спасибо за мир!», награждение наиболее активных его участников.
Поставленная нами цель реализовалась в следующих мероприятиях: военно – спортивной игре «Зарница», презентации устного журнала «Наши добрые дела тебе, Победа!» и фотоотчёте «На парад идё т семья: папа, мама, дед и я!»
5. Ожидаемые результаты
дети и их родители осознают важность праздника – Дня Победы для всего человечества, поймут, что его значимость не стирается с годами;
расширятся знания и представления воспитанников о событиях Великой Отечественной войны, её героях;
будет открыта выставка детского рисунка «Спасибо деду за Победу!», оформлен стенд «Никто не забыт, ничто не забыто…»;
пополнится исполнительский опыт воспитанников новыми стихами, песнями, драматизацией произведений художественной литературы о Великой Отечественной войне;
будут проведены масштабные мероприятия – «Детсадовский парад» и военно-спортивная игра «Зарница»;
результаты проекта будут представлены в виде презентации для воспитанников.
укрепится сотрудничество родителей с ДОУ, повысится их заинтересованность результатами совместной деятельности;
повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта;
будет создана рукописная «Книга памяти» об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников, педагогов и сотрудников ДОУ.
6. Целевые группы проекта
Проект разработан для воспитанников ДОУ (2-7 лет) и их родителей.
7. Формы представления результатов
- аналитическая справка по результатам опроса родителей;
«Письма с передовой»;
- учебно-методические материалы (методические разработки педагогами организованной образовательной деятельности, сценариев общесадовских мероприятий);
- продуктивная деятельность воспитанников (поделки);
- стендовый отчёт;
- выставка;
- концерт;
- фотоотчёт;
- презентация;
- диплом об участии в районном конкурсе литературно-музыкальных композиций;
- учебно-программные материалы (программы элективных, факультативных курсов; календарно-тематические планы и др.);
- аналитические отчёты по каждому этапу проекта.
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : Методическое пособие /Н. В. Алешина – М. : ЦГЛ, 2004. - 47 с.
2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Н. Ф. Андреева //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.
3. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст] : Методическое пособие для педагогов / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. – СПб. : «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Наша Родина [Текст] : Пособие для воспитателя / Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – М. : Просвещение, 1984. – 304 с.
5. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие [Текст] : Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж: Учитель, 2006. – С. 107 – 127.
6. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / А. Д. Жариков. – М. : Просвещение, 1980 – 192 с.
7. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
8. Иванова, Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
9. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст] : Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
10. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст] : Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
11. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу» : Патриотическое воспитание в ДОУ [Текст] : Методическое пособие / А. Е Писарева, В. В. Уткина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
12. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 1990. – 420 с.