Надежда Фомина
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Преданья старины глубокой
мы не забудем никогда.
Проект по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста.
Автор: Фомина Надежда Витальевна
Воспитатель МБДОУ № 15
Г. Артёмовский Свердловской области.
79617632271@yandex.ru
Тел. 89617632271
Вид проекта
Информационно – практический
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта
Дети старшей группы детского сада(6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудники городского исторического музея, сотрудники выставочного зала, сотрудники городской библиотеки.
Методическое обеспечение проекта
Н. Ф. Виноградова «Дошкольникам о родной стране».
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России».
Л. А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова «Дошкольникам о Москве и родной стране».
Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова «Дошкольникам о Москве и родной стране».
Художественное обеспечение проекта
1. Литература
П. Горелик «Семейная реликвия» (ГЛЕВЕР 2013 г.)
Р. Данкова «Рассказы о Родине» (ОНИКС 2011г.)
А. Нечаева «Былины»
Е. Симонова «Моя первая книга о России».
В. Степанов «Россия – моя родина» (Москва ОНИКС – ЛИТ 2013г.)
Энциклопедия «Наша Родина – Россия» (Москва РОСМЕН 2014г.)
2. Музыка
В. Александров, С. Михалков «Гимн России»
Ю. Верижников «Колокола»
Е. Гомонова «Край родной»
Народно – музыкальные игры «Шёл козёл дорогою», «Плетень» (в обработке В. Калинникова, «Заря – заряница», «Долговязый журавель»
А. Островский, Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце»
Т. Попатенко, Н. Найдёнова «Очень любим Родину»
Е. Тиличеева, А. Шибицкая «Родина моя»
А. Филипенко, Т. Волгина «Бравые солдаты»
3. Художественные произведения
М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
И. Айвазовский «Смотр черноморского флота в 1849г.»
Н. Богданов – Бельский «Новая сказка»
Ф. Васильев «Деревня»
А. Васнецов «Новгородский торг», «Оборона города», «Красная площадь»
В. Васнецов «Богатыри»
А. Дейнека «Оборона Севастополя»
А. Корзухин «Девичник»
П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
Б. Кустодиев «Масленица»
А. Маковский «Пасхальный стол»
М. Нестеров «Девушки на берегу»
О. Павлова «Сердце России»
В. Суриков «Взятие снежного городка»
П. Суходальский «Вечера под Ивана Купала».
Пояснительная записка.
Воспитание и формирование личности ребёнка начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Дошкольное детство – важнейший период, когда формируются первые представления детей об окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста уже располагают целым кругом представлений о предметах и вещах, труде людей и культуре общества. В этом возрасте закладываются нравственные основы гражданских качеств.
Люди с момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.
Патриотизм – это не только преданность своему Отечеству, но и сохранение культурной самобытности каждого народа.
К концу дошкольного возраста важно обратить внимание детей на наследие Отечества, дать знания об укладе жизни, быте, обрядах, истории предков, их культуре, традициях. Возникает необходимость вспомнить лучшие традициям нашего народа, вспомнить такие понятия, как род, родство, Родина.
Старшие дошкольники должны не только что – то знать о родной стране, но и переживать за её прошлое, настоящее, будущее, за её судьбу. Выстраивая работу по ознакомлению детей с родной страной, необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип историзма – сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего;
- принцип единства эмоций, действий и интеллекта: то, что получает ребёнок на занятии, должно быть пропущено им через сердце, руки и голову;
- ориентир на общечеловеческие понятия – восприятие ребёнка как равноправного партнёра;
- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний;
Самое важное в работе педагога - показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях.
Цель:
Формирование элементарных представлений об истории человечества у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с произведениями искусства (живопись, музыка, литература, отражающими быт и культуру наших предков;
2. Показать связь времё н: окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях;
3. Формировать представление о народных традициях, которые живут в наши дни;
4. Пополнить знания детей о защитниках России во все времена, воспитывать чувство уважения к ветеранам;
5. Вызвать интерес к этой теме и эмоциональный отклик;
6. Обогащать речь детей.
Успешность ознакомления дошкольников с родной страной зависит от системности воспитательно – образовательной работы, которая базируется на следующих положениях:
- организация познавательной деятельности, обеспечивающей последовательное расширение и углубление знаний, эмоционально – положительного отношения к ним;
- стимулирование к отражению полученных знаний о родной стране в творческой деятельности;
- взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй в условиях родного города, который располагает всеми необходимыми возможностями для приобщения детей к культурным ценностям;
Интегрирование различных видов деятельности и отраслей знаний: сотрудничество с семьёй, библиотекой,.
Проектные мероприятия с детьми:
1. Преданья старины глубокой.
Цель:
Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.
Организованная образовательная деятельность Нерегламентированная деятельность Художественное сопровождение
То, что называют одним широким словом Русь. 1. Как всё начиналось (рассматривание альбомов, чтение художественной литературы).
2. Во что верили наши предки (беседа).
3. Ещё одно последнее сказание…
(литературное развлечение).
4. Из чего построен дом (дидактическая игра). 1. Альбомы «Древние города Руси», «Одежда и быт славян», «Стены и башни Кремля».
2. Буклеты об исторических местах России и памятниках истории.
3. Картины и репродукции
Н. Богданов – Бельский «Новая сказка»
Ф. Васильев «Деревня»
А. Васнецов «Новгородский торг», «Красная площадь»,
М. Нестеров «Девушки на берегу»
О. Павлова «Сердце России»
4. Музыка
Ю. Верижников «Колокола»
Е. Гомонова «Край родной»
2. Праздники на Руси.
Цель:
Познакомить детей с народными промыслами, воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.
Организованная образовательная деятельность Нерегламентированная деятельность Художественное сопровождение
Весёлая ярмарка.
Разноцветные чудеса (изобразительная деятельность). 1. Широкая масленица (развлечение).
2. Народные праздники (игра – беседа).
3. Город мастеров (просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы). 1. Альбомы «Новогодний праздник и Рождество», «Осень – раскрасавица», «Русский народный костюм», «Палех», «Гжель», «Богородская игрушка», «Хохлома», «Чудеса из городца».
2. Картины и репродукции
А. Васнецов «Новгородский торг»
Б. Кустодиев «Масленица»
А. Маковский «Пасхальный стол»
М. Нестеров «Девушки на берегу»
В. Суриков «Взятие снежного городка»
П. Суходальский «Вечера под Ивана Купала».
3. Музыка
Ю. Верижников «Колокола»
Народно – музыкальные игры «Шёл козёл дорогою», «Плетень» (в обработке В. Калинникова, «Заря – заряница», «Долговязый журавель»
4. Презентации и видеофильмы «Масленица» (автор Е. Дьякова, «История празднования Рождества на Руси» (автор Т. Мищенко).
3. Этих дней не смолкнет слава.
Цель:
Пополнить знания детей о том, кто защищал свою Родину во все времена, обратить внимание на то, как чтут память героических бойцов, воспитывать чувство уважения к ветеранам.
Организованная образовательная деятельность Нерегламентированная деятельность Художественное сопровождение
Берегите Россию, нет России другой. 1. Как наши предки защищали страну (беседа).
2. Великие полководцы (беседа – презентация).
3. Самая страшная война (экскурсия в музей).
4. Есть такая профессия (встреча с дедом воспитанника – военным) 1. Альбомы «Военная форма в истории», «Загадки об Армии», «Наша Армия», «Они сражались за Родину».
2. Картины и репродукции
М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
И. Айвазовский «Смотр черноморского флота в 1849г.»
«Оборона города», «Богатыри»
А. Дейнека «Оборона Севастополя»
П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости».
3. Музыка
А. Островский, Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце»
Т. Попатенко, Н. Найдёнова «Очень любим Родину»
А. Филипенко, Т. Волгина «Бравые солдаты».
4. Презентации и видеофильмы «Воины – защитники России» (автор Н. Мусягина, «Военные профессии» (автор М. Дортанс).
4. Послание потомкам.
Цель:
Приобщать детей к музеям, формировать ценностное отношение к истории, развивать творческую личность.
Россия в живописи, музыке, литературе.
Любить Родину – значит знать её (итоговое). 1. Сокровища русской литературы (экскурсия в библиотеку).
2. Музеи России (рассматривание книг и буклетов, презентации).
3. Путешествие в прошлое (экскурсия в выставочный зал).
4. Наши знаменитые земляки – художники (встреча с работниками выставочного зала).
5. Наша Родина
(дидактическая игра. ООО «Русский стиль Подмосковья»). 1. Альбомы «Любимые места отдыха в нашем городе», «Достопримечательности Урала», «Музеи России»
2. Картины местных художников
3. Музыка
В. Александров,
С. Михалков «Гимн России»
Е. Гомонова «Край родной»
А. Островский, Л. Ошанин «Пусть всегда будет солнце»
Е. Тиличеева, А. Шибицкая «Родина моя»
4. Презентации и видеофильмы «Памятники нашего города», «Мировая художественная культура» (автор е. Фирсова).
Проектные мероприятия с родителями
1. Консультация «Любить Родину – значит знать её».
2. Родительское собрание (1 часть) «Маленький патриот».
3. Выставка рисунков «Сказки о победе русских воинов над чудовищами».
4. Фото – выставка «Что в нашем городе, районе старое и молодое одновременно».
Итог проекта :
Дети и их родители осознали себя как представителей своего народа, прониклись уважением к прошлому, настоящему и будущему родного края; в них заложены основы нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способные к гармоничному взаимодействию с другими людьми и самосовершенствованию.