Светлана Кирюхина
Проект по патриотическому воспитанию «Любимая Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИН»
Информационно – творческий, групповой проект.
Тема:
«Любимая Россия»
Направление: Общее образование и воспитание : информационно – коммуникационные технологии в учебно – воспитательном процессе Разработали: учитель – логопед: Петкун Н. Ю., воспитатель : Кирюхина С. В.
г. Абаза, 2022 г.
Актуальность:
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Любимая Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В настоящее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создавать условия для приобщения детей к истокам народной культуры, среди которых важное значение имеет патриотизм. Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, духовного и жизненного определения и становления личности.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена необходимостью пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, народную культуру. Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер речемыслительной деятельности у детей с ТНР и ЗПР, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Через воспитание чувства патриотизма развитие ребенка с ТНР и ЗПР происходит в процессе познания им окружающей действительности, активного участия в продуктивной деятельности по изготовлению тряпичных кукол, как одного из видов народной исторической культуры, то есть среды, в которой жил и живет русский народ.
Одним из основных подходов к решению данной проблемы считаем применение в ДОУ инновационной проектной деятельности, которую осуществляем через разработку и реализацию проекта «Любимая Россия». Проект состоит их нескольких этапов. Этапы взаимосвязаны, носят комплексный характер, применяются коррекционно-развивающие методы и приемы: наглядные (рассматривание демонстрационного материала); наглядно – словесные (беседа в сочетании с наглядным материалом); практические (игровые и речевые упражнения, продуктивная творческая деятельность, ручной труд, информационно - коммуникативные технологии, которые позволяют совместно с воспитателями и родителями не только преодолевать дефекты речи, но и способствуют формированию патриотических чувств. Для обеспечения системы работы обобщили практические и теоретические материалы по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию речи у детей с ТНР и ЗПР. При разработке проекта была учтена коррекционная программа для детей с ТНР и ЗПР и программа детского сада «Детство». «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой предполагает проведение занятий в виде блоков, т. е изучение темы проходит понедельно на всех занятиях: по социальному, познавательному развитию, лепке, аппликации. В проекте «Любимая Россия» образовательные события построены по такому же принципу, что позволяет наиболее рационально организовать работу (пример занятия представлен в Приложении 1).
Стратегия осуществления проекта :
Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР – ДС «Дельфин» в старшей логопедической группе «Жемчужинки» для детей со ОНР II – III, ОНР – III, ЗПР под руководством учителя - логопеда и воспитателя. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта. Применение информационно - коммуникационных технологий, а также коррекционно-развивающая среда групповой комнаты, кабинет учителя-логопеда, оснащенный различными видами наглядности в соответствии с основными направлениями и технологиями, использование всех видов непрерывной образовательной деятельности, наблюдений, прогулок, режимных моментов в повседневной жизни способствуют овладению детьми установкой положительного отношения к людям и самому себе, к ручному труду, развитию устной речи, умению выражать свои мысли и воспитанию патриотизма у детей.
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 4 месяца
Цель: Создание социальной ситуации формирования и развития интереса к истории своей страны и родного края, ее культурным ценностям, искусству и промыслам, чувства патриотизма и гражданственности, сохранение преемственности поколений, привитие гордости за свою Родину, формирование представлений о назначении Герба, Флага, Гимна России и Хакасии, и уважения к государственным символам.
Задачи:
Образовательные: создать условия для систематизации знания детей о родном городе, о Родине, о республике Хакасии, о народных традициях, ремеслах, народных календарных праздниках, о технологии изготовления тряпичных кукол, их названии и назначении, познакомить с гербами, флагами и гимнами России и Республики Хакасия, объяснить значение слова «Герб», «Флаг» и «Гимн».
Коррекционно-развивающие: создать условия для развития диалогической, монологической речи, логического мышления детей; умения устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы при сравнении; создать условия для развития памяти, внимания, мышления, воображения, общей и мелкой моторики; создать условия для формирования навыка в употреблении лексико-грамматических категорий (словоизменения, словообразования, согласования существительного с прилагательным, числительного с существительным); способствовать обогащению словаря по теме – через применение информационно – коммуникационных компонентов.
Воспитательные : создать условия дляформирования устойчивого интереса к русскому народному творчеству, к национальному творчеству; способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков детей, любви к художественно-эстетической деятельности; создать условия для воспитания чувства любви, уважения к своей нации, Родине и семье.
Предполагаемый результат:
• пополнятся знания о Родине, о природе родного края и страны, о столице Хакасии и России, о культуре и ремеслах России и Хакасии.
• разовьётся словесно – логическое мышление, воображение и способность выражать свои чувства различными способами (посредством словотворчества, изобразительной деятельности, дизайна);
• увеличится интерес к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм и народным игрушкам;
• разовьются навыки художественной деятельности, коммуникативные навыки, связная речь, мелкая моторика;
• привьётся желание заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим, гордиться своей страной и малой Родиной.
Материально - техническое:
Компьютер, принтер, мультимедийная установка; иллюстрации, выставки книг разных авторов, картины, фотоальбомы, макеты; сюжетно-ролевые игры, речевые игры, канцелярские принадлежности.
Экспериментальная площадка:
Группа «Жемчужинки», библиотека, «Русская изба», музей, памятник воинам Великой Отечественной войны.
Методы проекта :
• наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов, отрывков из кинофильмов, мультимедийной презентации.
• исследовательские: проблемные вопросы;
• словесные: беседа, рассказывание, пересказывание, заучивание, слушание литературных произведений;
• практические: изготовление игр, пособий; сбор природного материала.
• игровые методы.
Проект является интеллектуальной собственностью, однако, может быть реализован в любом дошкольном учреждении, при условии совместной деятельности специалистов, педагогов и родителей, заинтересованных данной темой. Он может быть полезен учителям-дефектологам, социальным педагогам, психологам, учителям – логопедам, родителям. Для специалистов детских садов и учителей начальных классов республики Хакасии представляет интерес, т. к. в нем отражен национально-региональный компонент, который реализовывается в образовательной и игровой деятельности, а также данный проект может быть интересен коренным жителям малых народов, проживающих на территории России.
Этапы работы над проектом «Любимая Россия»
Формы работы,
сроки Задачи Продукт детской деятельности Место
I этап. (1 -2 неделя сентября)
Совместная деятельность педагогов и родителей по подбору пособий, книг, видеофильмов, альбомов по развитию истории России и Хакасии
Разработка бесед, занятий. -Пополнить и систематизировать знания детей.
-Обогатить словарь детей,
Развивать словесно-логическое мышление.
-Увеличить степень участия родителей.
-Стимулировать самостоятельную, познавательную активность детей.
-Прививать любовь к литературному чтению.
-Создать условия для совместной игры.
Альбом рисунков «Моя семья», «Мой город». «Чердак времени» - выставка экспонатов русской и хакасской культуры. группа
II этап (сентябрь – октябрь)
Беседы: (3-4 неделя сентября)
«Что такое Родина»
«Как можно найти знакомых в любом городе?»
«Страна. Город. Улица»
«Народные куклы»
Занятия(5 неделя сентября – 1 неделя октября)
Знакомим с русской народной культурой:
• «Русские народные потешки»
• «Декоративно-прикладное искусство»
• «Народные праздники в старину»
• «Хлеб всему голова»
-Познакомить детей с историей города, страны, с художественными произведениями по патриотическому воспитанию.
-Развивать общие познавательные способности.
-Воспитывать на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. Работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд.
«Эхо столетий» (знакомство с народной куклой и народными праздниками, создание макета времена года и месяцы в круге)
группа
-Познакомить детей с историей русского и хакасского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством; с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.
-Развивать творческие способности.
-Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности.
Сочинение рассказов по теме: «Профессии людей моего города»; сочинение стихов, театрализация; «Придумай и нарисуй свою сказку».
«Литературная викторина», (по произведениям русских и хакасских сказок, в которой участвуют дети, родители, педагоги.
«Русская изба»
«Защитники Отечества» (2-3 неделя октября)
«Мой дом – моя семья» (4 неделя октября)
«Моя страна-Россия» (1 неделя ноября)
«Город, в котором я живу»(2-3 неделя ноября)
«Когда-то была война» (4 – 5 неделя ноября)
«Мастерская ремесел»
III этап:
Презентация проекта
(декабрь) -Обобщить и систематизировать знания о Российской армии, о людях армейских профессий.
-Развивать коммуникативные функции речи.
-Воспитывать любовь к Отечеству, гордость за своих отцов – его защитников.
Изготовление подарков для пап к Дню Отца. Сюжетно-ролевые игры «На границе», «Пароход». Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы.
Беседа с папами, служившими в Армии. Мастер-класс совместно с родителями «Куклы-обереги»
группа
- Закрепить и систематизировать знания детей о семье, закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
-Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.
-Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома». Создание альбомов: «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в создании календаря народной куклы.
-Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны, учить устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; познакомить с традиционными символами на картах, природными явлениями, учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.
-Развивать общие познавательные способности детей, любознательность, стремление изучать животный мир и природу России.
-Воспитывать любовь к природе и животному миру.
-Расширить представления детей о родном городе (знать, почему так назван город).
-Развивать наблюдательность, умение всматриваться в окружение, ценить и любить его.
-Воспитывать чувство любви к родному городу, краю.
-Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной войне.
-Развивать чувство эмпатии, сопереживания.
-Воспитывать любовь к окружающему миру.
-Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, творческого воображения детей посредством ручного труда.
-Создать условия для развития эстетического восприятия и мелкой моторики рук.
-создать условия для привлечения педагогов для трансляции опыта проектной деятельности. Просмотр фильмов о перелетных птицах Хакасии (участие детей и родителей в экологической акции «Покормите птиц» Знакомство с Красной книгой Хакасии (тактильная книга)
Интеллектуальная игра «Путешествие по Хакасии» на базе музея.
Дидактические игры: «Что такое Родина?», «Что такое столица?», настольные игры «Собери картинку» (пазлы «Герб Хакасии», «Герб Абазы», Герб России».
Рассматривание натуральных объектов, фотографий, альбомов. Дидактические и сюжетные игры: «Строим город», «Где мы были?», «Светофорик»… Выставка рисунков: «Мой любимый город».
Исторический альбом
«Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство).
Игры - перевоплощения, театрализация.
Ручной труд: работа с тканью и нитками. Знакомство детей с технологией изготовления тряпичных кукол. (Приложение 1)
Презентация продуктов проекта Городской музей
Экскурсия по городу
Экскурсия к Обелиску.
Методическое обеспечение проекта :
Бахтина Н. Б. Воспитание любви и уважения к матери // Нравственное воспитание в детском саду. - М. ,1959.-С. 176-186.
Вересов Н. Н. Мы - земляне // Дошкольное воспитание. - 1994. - №12. - С. 24-25.
Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. - М. : Просвещение, 1993. - 127 с.
Воловник Н. С. У истоков русского фольклора. - М. : Полиграфиздат, 1994. - 191 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: https://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб. : Акцидент, 1995. - 284 с.
Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу» : Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М. : Сфера, 2007. - 128 с.
Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М. : Сфера, 2004.- 86с.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2005. - 192 с.
Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детейсОНР. – М, 1991.
Приложение 1
Календарь выполнен на основе в виде круга, означает «круглый год» - символизирует представления наших предков о времени и первые календари были в виде круга. Основа разделена на четыре одинаковых по размеру сектора, по временам года – голубой означает зиму, зеленый – весну, красный – лето, оранжевый – осень.
Каждому месяцу соответствует своя кукла.
Зимние куклы:
- Декабрь - кукла Спиридон Солнцеворот - 25 декабря – день Спиридона-Солнцеворота.
Кукла Спиридон Солнцеворот - это мужской образ куклы, держит в руках колесо, что означает жизненный штурвал. Кукла помогает хозяину принять верное решение, выйти из жизненного тупика, направляет ход жизни в нужное русло, помогает разобраться со старыми делами.
- Январь – кукла Коза – 7 января – Рождество.
Кукла Коза делалась перед Рождеством, является семейным оберегом. Кукла Коза символ веселья, радости, достатка, начала новой жизни.
- Февраль – кукла Масленица – праздник Масленица.
Куклу Масленицу изготавливали на праздник Масленицы, провожали зиму. Кукла символизирует благополучие в доме, достаток в семье, является семейным оберегом. Куклу Масленицу делали двух размеров: большую – сжигали, провожая зиму, а маленькую – домашнюю - помещали в доме, в красном углу, в качестве оберега. Домашнюю Масленицу изготавливали на каждого члена семьи, берегли до следующего праздника и через год сжигали и делали новый оберег.
Весенние куклы:
- Март - Куклы Мартинички – изготавливали в марте.
Обычно Мартиничек изготавливали в паре – белая и красная куклы – белая означала зиму, а красная – весну, непременно соединяли их в паре, показывая тем самым, связь времен года, границу перехода года из зимы в весну. Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну, женщины и мужчины этими куклами украшали одежду, а девушки вплетали в косы.
- Апрель - Кукла Пасха – изготавливали на праздник Пасхи.
Кукла Пасха символизирует радость, привлекает в дом благополучие, достаток и счастье. Готовую куклу выставляли на окно, показывая, что к празднованию Великой Пасхи семья подготовилась. Некоторые куклы изготавливали для украшения крашенных яиц, в другие прятали или украшали свечой – символ очищения. Ткань для куклы Пасхи выбирали ярких, чаще всего красных оттенков, лицо у оберега тоже делали красным – считалось, что красный цвет имеет большую обережную силу, а также символизирует саму жизнь, возрождение, плодородие.
- Май - Кукла Колокольчик.
Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, добрых вестей. Кукла веселая, радостная, задорная, приносит в дом счастье. Куколка одета в три юбочки. Именно они подразумевают под собой Явь, Правь, Навь – три мира в славянском мифологическом понимании. Явь – материальный мир, то что вокруг нас, Правь – мир богов и небесного царства, Навь – мир наших предков, мир духов. Своей формой кукла напоминает колокол, а колокольчик, спрятанный внутрь куклы, издает звон. А звон колокольчика отгоняет злых духов и притягивает удачу. Считалось, что кукла Колокольчик является женой Домового, охраняет дом. Эту куклу могли дарить людям, когда те строят дом или на новоселье, дома на Руси начинали строить в марте, а заканчивали в начале июня, когда солнце еще не успело повернуть на осень.
Летние куклы:
- Июнь – куколка «На здоровье» - праздник Ярило Мокрый.
Куклу «На здоровье» изготавливали из натуральных нитей, обычно брали лен, экологически чистый материал. Считалось, что лен своими природными свойствами забирает все болезни на себя. При изготовлении куклы думали именно о том человеке, для которого делалась кукла, чтобы он быстрее выздоровел. Как правило, куклу ничем не украшали, а перевязывали только нитками красного обережного цвета. Потом куклу сжигали, чтобы болезнь не смогла вернуться к человеку.
- Июль – кукла Кубышка-Травница – середина лета.
Кукла Кубышка Травница народная аромакукла, внутрь нее клали сухие травы, если помять куклу, то воздух наполнится запахами этих трав. В руках кукла Травница держит по мешочку, которые тоже наполнены травами. Кубышка Травница бережет здоровье человека, укрепляет иммунитет.
-Август – ЖеланницаАвгустовская – в августе на растущей луне.
Куклу Желанницу делали женщины, для того, чтобы она исполняла их желания. Сделав куклу, ее прятали в укромное место, подальше от чужих глаз, иногда ее доставали, разговаривали с ней. Как только задуманное желание исполнялось, куколке дарили подарок, ленту, бусинку, зеркальце.
Осенние куклы:
- Сентябрь – кукла Зерновушка – изготавливали после сбора урожая.
Куклу Зерновушку изготавливали после сбора урожая, наполняли ее свежим зерном. Считалось, что эта кукла показывала и оберегала достаток семьи, защищала от голода и способствовала урожайному году. Располагали Зерновушку на самом видном месте, чтобы гости видели достаток семьи – толстая кукла – был урожайный год. А весной первый посев начинали именно с зерна из куклы, таким обрядом заряжали землю на новый урожай.
- Октябрь – кукла Десятиручка – праздник Покров день.
Кукла Десятиручка – женская помощница, пятью парами рук помогала справиться с хозяйскими домашними делами. Ставилась кукла в женском углу дома, где чаще всего хозяйка занималась делами. Осенью, ближе к Покрову дню наступало время, когда весь урожай убран, можно заняться домашними делами – шить, вязать, плести, вышивать, прясть, чтобы все успеть, женщины обращались с просьбой к Десятиручке.
- Ноябрь – кукла Параскева Пятница – изготавливали на день Святой Параскевы Пятницы.
Кукла Параскева Пятница – покровительница рукодельниц, ставилась обычно у прялки, а убиралась только весной. Обеспечивала успех хозяюшкам в женских ремеслах. Куклу украшали лентами, пуговицами, миниатюрным веретеном, наперстками, иглами все, чем пользовалась женщина, тем самым Параскева становилась хранительницей предметов рукоделия.
Все куклы прикреплены к календарю на нитках, так чтобы их можно было снять, показать детям или в последующем заменить ее на другую.
Все месяцы года подписаны в центре, использован древнерусский календарь https://mediaminds.ru/calendar.