Оксана Дыгало
Проект по патриотическому воспитанию «Казачата»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «детский сад № 3 «Ивушка»
Проект по патриотическому воспитанию
«Казачата»
долгосрочный
для детей 5-7 лет
Воспитатель :
Дыгало О. Н.
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально - культурные ценности. Такие основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация предполагают приобщение ребенка к национальным ценностям, формирование у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов, его самоопределение в условиях поликультурной среды.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной.
Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.
Актуальность
Актуальность и практическая ценность этой работы заключается в том, что сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой малой Родины.
Народная культура является действенным средством познавательного, эстетического, духовного развития детей. Древние мыслители отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, с миром природы, с самим собой. Верный путь к повышению качества воспитания и обучения - это опора на красоту окружающего мира, культурные ценности.
Цель
Способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, народу через ознакомление с народным творчеством и традициями казаков Донского края.
Задачи
Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Развивать патриотические чувства у дошкольников посредством приобщения их к культуре и традициям казачества.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, ремеслам.
Этапы и сроки проведения проекта.
Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; создание уголка прикладного искусства.
Аналитический
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса у воспитанников к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Заключительный
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Участие в конкурсах, мероприятиях, фестивалях локального, муниципального и регионального уровня. Удовлетворенность всех участников результатами.
План работы на 2024-2025 учебный год
Сентябрь
1 неделя Беседа
Тема: «Кто такие казаки?»
Уточнить знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания о Донском крае.
2 неделя Семейные традиции
Развивать у детей коммуникативные умения; раскрыть роль семейных традиций; Учить составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать уважение к членам семьи.
3 неделя Беседа
Тема «Дон- батюшка, кормилец наш.»
Уточнить знания о реке Дон, его нахождении на карте Ростовской области, о рыбах реки, лечебных травах Ростовской области, диких животных.
4 неделя Показ презентации
Тема «Казачий курень»
Продолжить знакомить с внешним устройством и внутренним убранством казачьего дома-куреня, развивать память, внимание.
Октябрь
1 неделя Мой родной край
Расширять знания детей об истории нашей страны, края, познакомить с жизнью, обычаями наших предков. Формирование патриотических чувств, простейших географических представлений о крае.
2 неделя Беседа с показом видеоролика
Тема: «Одежда Донских казаков»
Познакомить детей с разнообразием одежды казаков и казачек, разучить новые слова, обозначающие предметы одежды, развивать творческое воображение.
3 неделя Прослушивание и разучивание казачьих песен.
Тема «Эх, донские казаки»
Знакомить детей с малыми формами казачьего фольклора-песнями, выучить песню «Эх, донские казаки» ,развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память, внимание, музыкальный слух
4 неделя Кухонная посуда наших предков
Познакомить детей с кухонной утварью казаков. Учить рисовать кухонные принадлежности, учить создавать несложную композицию. Расширять словарный запас.
Ноябрь
1 неделя Разучивание казачьих пословиц.
Тема «Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Продолжать знакомить детей с малыми формами казачьего фольклора- пословицами, развивать речь, память, внимание.
2 неделя Разучивание подвижных игр казаков
Тема «Подсолнухи»
Выучить с детьми правила казачьих игр "Подсолнухи" и «Чай – чай – выручай», развивать речь, память, внимание, ловкость, общую моторику
3 неделя Художественный труд
Тема "Монисты для любимой мамочки"
учить детей нанизывать бусины на нитку в определенной последовательности, развивать мелкую моторику пальцев рук,развивать память, внимание
4 неделя Загадки орнамента
Познакомить детей с символикой орнамента, раскрыть специфику тканого орнамента, развивать познавательный интерес.
Декабрь
1 неделя Народные обычаи и традиции
Познакомить со своеобразием казачьих обычаев и традиций. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
2 неделя Вещи рассказывают о прошлом
Познакомить детей с предметами быта, кухонной утварью казаков. Развивать познавательный интерес.
3 неделя Разучивание подвижных игр казаков
Тема «Заря-заряница» выучить с детьми правила казачьих игр "Заря-заряница" и "Горелки", развивать речь, память, внимание, ловкость,общую моторику
4 неделя Зимние святки
Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатство народных традиций.
Январь
1 неделя Изучение традиций казачества.
Беседа (показ презентации)
Тема «Колядки»
продолжать знакомить детей с малыми формами казачьего фольклора-
колядками, развивать речь, память, внимание,
развивать патриотические чувства, любовь к родному краю
2 неделя Без прошлого нет настоящего
Беседа о прошлом и настоящем Донского края.
3 неделя Ознакомление с символикой казачества.
Беседа Тема «Символы родного края»
Познакомить детей с гербом, флагом, гимном казачества, Ростовской области, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.
4 неделя Рисуем символику Донского края.
Тема «Флаг казачества»
продолжать знакомить детей с флагом казачества, закреплять умение правильно держать кисть сочетать цвета, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю
Февраль
1 неделя «Кто такие амазонки»
Содействовать развитию интереса детей к прошлому нашей Родины. Рассказать о воинственном народе, состоявшем исключительно из женщин – амазонках. Познакомить с их одеждой, оружием, причёсками, чертами характера.
2 неделя Легенда о Танаисе
Познакомить детей с древним городом-крепостью Танаис, с его достопримечательностями и легендой возникновения. Упражнять в подборе слов –определений к слову «Танаис».
3 неделя Откуда на Дон пришли казаки?
Познакомить детей с одной из версий о происхождении казачества на Дону. Вспомнить, что обозначает слово «казак». Вызвать интерес к прослушиванию отрывка из стихотворения Н. Дика «Удалые казаки». Ответить на вопросы по содержанию
4 неделя Оружие казака
Расширять знания детей об оружии, которым пользовались казаки. Содействовать формированию умения узнавать и различать саблю, шашку, пику, кинжал и т. д
Март
1 неделя Масленица
Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
2 неделя Ой, да Масленица!
Учить рисовать силуэты людей, зданий, деревьев соблюдая композицию. Учить передавать разнообразие цветовых оттенков, самостоятельно использовать навыки рисования. Расширять словарный запас.
3 неделя Казачий домострой. Старики, отношение к старшим
Раскрыть значение понятия домострой, познакомить с традициями и укладом семейной жизни.
4 неделя Пасха, Красная горка
Познакомить детей с главным праздником православных христиан, традициями, обрядами
Апрель
1 неделя Игровая программа «Казаки – будущие защитники Отечества»
Воспитание уважения к традициям казаков, как защитникам Отечества
2 неделя Классный час. «Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии».
Учить детей правильно определять традиции, принятые в их семье. Уметь рассказать о них своим одноклассникам. Воспитывать чувство уважения к членам своей семьи.
3 неделя Пасха, Красная горка
Познакомить детей с главным праздником православных христиан, традициями, обрядами.
4 неделя Праздничная открытка к Пасхе
Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию; умение соотносить пропорции, вырезывать силуэт из бумаги, поощрять детское творчество, инициативу, использование способов, усвоенных ранее.
Май
1 неделя Ремесла и промыслы казаков
Продолжать знакомить детей с различными видами исторических промыслов и ремесел казаков, развивать познавательный интерес.
2 неделя Щи да каша - пища наша
Беседа о традиционных блюдах на казачьем столе, об отношении к еде. Учить уважительно относиться к тому, кто готовит пищу.
3 неделя Вещи рассказывают о прошлом
Познакомить детей с предметами быта, кухонной утварью казаков. Развивать познавательный интерес.
4 неделя Народные обычаи и традиции
Познакомить со своеобразием казачьих обычаев и традиций. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.