Ольга Сергеева
Проект по патриотическому воспитанию «Я-часть России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи».
Д. С. Лихачев
Пояснительная записка.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Я-часть России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Патриотизм – социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий,направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Актуальность проекта по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитанияподрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта :
• воспитание нравственно-патриотических качеств
• любви к отечеству,
• ответственного отношения к окружающей природе и людям,
• становления устойчивой связи поколений.
• развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта :
• Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
• Воспитание гражданско - патриотических чувств через изучение государственной символики РФ;
• воспитывать чувство гордости за свою страну;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы. Воспитывать интерес к истории своей Родины;
• расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
• закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
• расширять знания о малой родине;
• воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
• прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
• расширять предметно-развивающую среду;
• воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
• воспитывать активную жизненную позицию;
• расширять словарный запас
Участники проекта
• дети подготовительной группы
• педагог
• родители
Вид проекта
• групповой
• информационный - практико – ориентированный
• долгосрочный
Срок реализации
• учебный год
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО определяет методы работы с дошкольниками:
• Обустройство патриотических уголков в ДОУ;
• Организация экскурсий по достопримечательностям родного поселка;
• Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
• Проведение тематических занятий – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующей литературы, заучивание стихотворений, просмотр фильмов и передач.
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта:
Создание картотеки: «Стихи о России», «Пословицы и поговорки»,
«Стихи к 9 Мая»;
Наглядные пособия:
«Москва – столица нашей Родины», «Боевая техника России», «Защитники Отечества», «Перелётные птицы России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», «Детям о Космосе», «Наша Родина – Россия», «Великий День Победы».
Выставки детских работ:
«Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «23 февраля», «8 Марта», «День матери», «День Космонавтики», «9мая – День Победы».
Создание предметно-развивающей среды:
«Моя Родина – Россия»», «Мой город», «Моя семья», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
• Непосредственно образовательная деятельность
• Экскурсии
• Викторины
• Праздники
• Чтение художественной литературы
• Беседы
• Художественное творчество
• Мультимедийные презентации
Работа с родителями
• Консультации
• Совместная работа с детьми
• Участие в конкурсах
• Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной)
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
Семья. Детский сад.
Беседы:
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Работа над понятием «семья».
Изготовление панно «Моя семья» (Я в середине, а по лучам члены семьи)
Чтение художественной литературы:
Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения»,
З. Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, разгадывание ребуса «7Я»
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Лепка домашней утвари для игры в «Семью»
Развлечение: «День знаний»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Экскурсии:
Прогулка по улицам посёлка, в библиотеку, в музей, в пожарную часть
Работа с родителями:
Родительское собрание: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»
Октябрь
Малая Родина
Беседы:
«День пожилых людей»
«Мой посёлок»
«Предприятия родного поселка»
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад)
Чтение художественной литературы:
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка»
Экскурсии:
В историко – краеведческий музей
Описательный рассказ:
«Дом, в котором я живу»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»
Ноябрь
Россия
Беседы:
«История возникновения России»
«Богатства России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители России».
Художественное творчество:
Рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А. С. Пушкина
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России.
Работа с родителями:
Консультация «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
Совместное мероприятие с родителями «Семья знатоков древней Москвы»
Выставка детского творчества к Дню матери
Декабрь
Беседы:
«Москва- столица нашей Родины»
«О Конституции»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
Красная книга России, «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Граттаж – «Зима в деревне»
Чтение художественной литературы:
Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме, чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д Родари «Чиполино» (беседа о справедливости сказочного государства)
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Совместное мероприятие с родителями «Семья знатоков древней Москвы»
Выставка детского творчества «Зимушка хрустальная»
Январь
Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись, «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня».
Чтение художественной литературы:
«Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная», «Снегурочка» «Никита Кожемяка»
Работа с родителями:
Конкурс «Мы читающая семья»
Февраль
Защитники отечества. Масленица.
Беседы:
«О характере богатырей Руси»
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
«Богатыри» картина В. Васнецова, «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
Просмотр видеофильмов «Защитники Отечества»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Рисование в нетрадиционной технике «Солнышко»
Чтение художественной литературы:
Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Праздники: «Папа мама я –спортивная семья», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультация «Ребёнок и его родина»
Март
Моя любимая мамочка. Пасха
Беседы
«Наши мамы»
«Как мы поздравляли мам и бабушек»
Обсуждение Мама - самое прекрасное слово на земле.
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов
«Женские профессии», «Дамы эпохи», репродукций «Мать и дитя»
Художественное творчество:
Рисование «Портрет мамы», Изготовление подарков для мам, чудо-писанки (декоративное рисование пасхальных яиц). Выставка детских рисунков к «Международному женскому дню»
Чтение художественной литературы:
Разучивание стихов и песен о маме. Чтение стихотворение Е. Благининой «Посидим в Тишине», А. Барто
«Перед сном» ,викторина «Что ты знаешь о своей маме».
Праздники: «8 Марта мамин день», «Пасха»
Работа с родителями:
Консультация «Праздник Пасхи и весны», творческий конкурс «Веселая ярмарка».
Апрель
Наши космонавты (1-2 недели)
Наше государство - Российская Федерация (3-4 недели).
Беседы
«Первооткрыватели космоса»
«О космонавтах» с просмотром видеофильма
Беседа о государстве – «Российская Федерация»
«Российский флаг» «Президент России»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
«Детям о космосе», «Юрий Гагарин – первый космонавт Земли», «Наша Родина – Россия» ,«Карта России»
Чтение художественной литературы:
Пословицы и поговорки о космонавтах, стихи про космос, знакомство с городами России, знакомство с флагом, гербом гимном России, Прослушивание гимна России.
Художественное творчество:
Конструирование космического корабля, выставка детского рисунка ко Дню Космонавтики, аппликация - «Космический корабль летит к звездам», рисование «Тайны космоса», разукрашивание в альбомах Российского флага, оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети.
Праздники:
«Спортивное развлечение «Мы – космонавты»»,
«Путешествие по реке времени»
Работа с родителями:
Совместное оформление альбомов «Покорение космоса», «Наша родина – Россия»
Май
Этот День Победы
Беседы:
«О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны»
«Дети войны», «Блокадный Ленинград»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:
стенд с орденами и медалями, «города – Герои в мирное и военное время», «Книга Памяти» (подборка статей о жителях поселка, участвовавших в Великой Отечественной войне, просмотр видеоролика «22 июня 1941года», просмотр видеоролика «9 мая 1945 года»
Чтение художественной литературы:
А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат», заучивание стихов о войне.
Художественное творчество:
аппликация «Цветы к Вечному огню», рисование «Солдат на посту», «Мы за мир!», ручной труд «Военная техника»
Праздники:
выступление детей для ветеранов ВОВ, возложение цветов к обелискам.
Работа с родителями:
Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и родителей о членах семей - участниках войны, их героических судьбах, участие в акции «Бессмертный полк»
Итоги проекта :
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
• воспитание любви к Родине;
• воспитание уважения к старшему поколению;
• воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
• знание истории своей страны;
• другое - ___
• затрудняюсь ответить.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
• прививать детям уважение к людям своей страны;
• познакомить с обычаями и традициями своего народа;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• расширять представления о родной земле, её столице, городах;
• ознакомление с историческим прошлым России;
• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
• да;
• нет;
• затрудняюсь ответить.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?___
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1. Абсалямова А. Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение. 1987
3. Гасанова Р. Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В. В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6. Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
8. Жирякова И. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
9. Комратова Н. Г., .Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
11. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005.
13. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор : Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005.
17. Интернет – ресурс: Википедия.