Ольга Григорьева
Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Говорунок»
Вид проекта : речевой – познавательный;
Цель проекта : овладения звуковой культурой речи у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий, дидактических игр, артикуляционных упражнений, консультаций для родителей и педагогов.
Задачи проекта :
1. закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих и сонорных звуков;
Публикация «Проект по овладению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
2. развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук;
3. развивать артикуляционный аппарат;
4. совершенствовать интонационную выразительность речи у детей дошкольного возраста.
Способы оценки:
1. наблюдения за детьми на занятиях, в совместной деятельности;
2. анализ игровой деятельности;
3. диагностирование уровня сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта один год.
Этапы реализации проекта :
На подготовительном этапе проектной деятельности, мы подобрали и систематизировали занятия, дидактические игры, артикуляционные упражнения на формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность. Проводили для родителей консультации в течении года на темы:
1. «Роль семьи в развитии речи детей. Особенности произношения»;
2. «Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка»;
3. «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;
4. «Причины речевых недостатков». Приложение
Деятельностный этап проекта включает в себя :
1. проведение занятий по воспитанию звуковой культуры речи;
2. совместная деятельность с использованием дидактических игр по упражнению детей в дифференциации звуков, развитию фонематического слуха;
3. индивидуальную работу с детьми развитию артикуляционного аппарата, с использованием артикуляционных упражнений для развития круговых мышц губ, подвижности губ, подвижности мышц спинки языка, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.
На заключительном этапе провели родительское собрание на тему: «Итоги реализации проекта», обобщенный опыт работы по проекту, предоставление его на Педагогическом совете, выступление на семинаре воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Критерии отслеживания результатов:
1. дети старшего дошкольного возраста правильно произносят гласные и согласные звуки;
2. умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
3. умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
4. умеют определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса, темп речи.
Комплекс мероприятий направленный на реализацию проекта «Говорунок» по овладению детьми звуковой культурой речи.
МАРТ
деятельность Название мероприятий
занятия "Путешествие в страну гласных звуков и букв" - закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку, уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
д/игры 1. «Цепочка слов» - упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах
2. «Найди место звука в слове» - упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце)
3. «Подбери слово к схеме» - упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове.
4. «Кто в домике живет»? – упражнять в подборе слов с определенным звуком.
артикуляционная гимнастика
1. «Улыбочка» - развивать круговые мышцы губ.
2. «Хоботок» - развивать подвижность губ
3. «Утиный клювик» - развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую
4. «Лошадка» - учить растягивать подъязычную связку языка.
5. «Трубочка» - развивать круговые мышцы губ.
6. «Шторки» - развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.
работа с родителями и воспитателями
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей. Особенности произношения»- повысить уровень знаний родителей по речевому развитию.
АПРЕЛЬ
занятия
"Автоматизация поставленного звука [р] в словах"- развитие речевой моторики; введение в речь поставленного звука; расширение и обогащение словарного запаса.
д/игры
1. «Кто быстрее соберет вещи»? – упражнять детей в дифференциации звуков с – ш.
2. «Магазин» - упражнять детей в дифференциации звуков р-л, с-ш.
3. «Собери букет» - упражнять детей в различении заданного звука в словах.
4. «Найди пару» - упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Артикуляционная гимнастика
1. «Лопаточка» - развивать умение расслаблять мышцы языка. «Иголочка» - развивать умение напрягать боковые мышцы языка.
2. «Сердитая кошечка» - развивать подвижность мышц спинки языка.
3. «Лошадка»- учить растягивать подъязычную связку языка.
4. «Грибок»- учить растягивать подъязычную связку языка
5. «Маляр»- разработать подвижность языка в верхнем положении.
Работа с родителями и воспитателями
Консультация для воспитателей «Методика работы по воспитанию ЗКР» - повысить уровень знаний воспитателей по речевому развитию.
МАЙ
занятия
"Гласные звуки А, У, О, Ы, И, Э" - формировать у детей умение различать гласные звуки; формировать навыки словоизменения;
учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука; развивать у детей навыки звукового анализа; развивать дыхание и голос; развивать фонематический слух и восприятие;
закреплять понятие «гласный звук»;
д/игры
1. «Построим пирамиду» - упражнять детей в определении количества звуков в словах.
2. «Пирамида»- упражнять детей в определении количества слогов в словах.
3. «Цветочный магазин»- упражнять детей в делении слов на слоги.
4. «Включи телевизор» - упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах.
Артикуляционная гимнастика
1. «Желобок» - вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику.
2. «Парус»- развивать растяжку подъязычной связки, умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
3. «Чашечка»- упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
4. «Дятел»- разрабатывать подвижность кончика языка
5. «Утюжок» - разрабатывать подвижность кончика языка.
6. «Прогони комарика» - учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
работа с родителями и воспитателями
Консультация для родителей «Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка» - повысить знания у родителей по формированию речевого аппарата.
ИЮНЬ
развлечение "Путешествие в страну красивой речи"- формировать навыки фонематического восприятия, совершенствовать артикуляционную моторику. развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма, совершенствовать певческие навыки. Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Развивать эмоционально-волевую сферу.
ИЮЛЬ
развлечение
"Поле чудес" - закрепление букв “Р” (эр) и “Л” (эль, продолжать учить детей делать анализ предложения и составлять его из букв.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуков “р-рь” и “л-ль”. Развивать фонематический слух. Учить находить слова с этими звуками в предложении. Продолжать работать над дикцией: произносить слова внятно, отчетливо.
Развивать логическое мышление, коммуникативно – речевые умения.
АВГУСТ
развлечение "Звук, слог, слово, предложение" КВН - активизировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Игра».
Упражнять детей :
а) в образовании родственных слов;
б) в составлении предложений по заданной схеме, в умении выделять предлоги в предложении.
Продолжать работать над интонационной выразительностью предложения.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Упражнять детей в составлении и чтении слов.
Закрепить правило правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
СЕНТЯБРЬ
занятия
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе – продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение. Учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении.
Закреплять знания детей о словах предметах, умение отнести его к вопросу КТО? или ЧТО?
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве по словесному указанию, инструкции данной воспитателем. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сострадания к ближнему.
д/игры
1. «Как их зовут» - закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, и составлять из них имена.
2. «Поезд»- учить детей определять наличие указанного звука в словах.
3. «Магазин» - упражнять в определении первого звука в словах – набирать одежду по определенному звуку в начале слоа.
4. «Цепочки» - упражнять детей в выделении одинаковых звуков в начале и конце слов.
артикуляционная гимнастика
1. «Заборчик» - развивать умение удерживать зубы сжатыми, совершенствовать круговые мышцы губ.
2. «Улыбочка» - развивать круговые мышцы губ
3. «Хоботок»- развивать подвижность губ.
4. «Покусывание кончика языка» - активизировать мышцы кончика языка.
5. «Качели»- упражнять в быстрой смене движений кончика языка.
6. «Катание шарика»- укреплять боковые мышцы языка.
работа с родителями и
воспитателями Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» - формирование у воспитателей знания по развитию речи.
ОКТЯБРЬ
занятия
«Поможем Незнайке» - Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других
д/игры
1. «На каком месте этот звук»- научить определять место звука в словах – в начале, середине или конце слова.
2. «Составь пары из картинок»- упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных в словах
3. «Разложи правильно»- упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков в словах.
4. «Составь букет из цветов и наполни корзину плодами»- упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных р-рь, л-ль,с-сь в словах.
Артикуляционная гимнастика
1. «Лопаточка» - развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать в таком положении длительное время.
2. «Иголочка» - развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать.
3. «Сердитая кошечка» - развивать подвижность мышц спинки языка.
4. «Часики»- развивать боковые мышцы языка и координацию движений.
5. «Утиный клювик»- развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.
6. «Лошадка»- учить растягивать подъязычную связку языка.
работа с родителями и воспитателями
Консультация для родителей «Причины речевых недостатков» - познакомить родителей с причинами речевого недостатка.
НОЯБРЬ
занятия
Игра «БРОСАЙКА» по бучению грамоте - зареплять навыки чтения. Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, деление слов на слоги, постановке ударения, в составлении предложений по схеме, решение кроссвордов. азвивать мышление и речь детей. Вспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
д/игры
1. «Составь пирамиду»- упражнять детей в делении слов на односложные, двухсложные слова.
2. «Слоги и ударения»- упражнять детей в делении на слоги слова, выделять ударный слог в слове.
3. «Куда спрятались звуки» - упражнять в дифференциации парных звонких и глухих звуков.
4. «Чья команда быстрее добежит до финиша»? – упражнять в делении слов на слоги.
артикуляционная гимнастика
1. «Желобок»- вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику.
2. «Парус»- развивать растяжку подъязычной связки, умение расслаблять мышцы языка.
3. «Чашечка» - упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
4. «Маляр»- разрабатывать подвижность кончика языка в верхнем положении.
5. «Дятел» - разрабатывать подвижность кончика языка.
6. «Прогони комарика» - учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
работа с родителями и воспитателями
Выступление на семинаре по развитию речи «Формирование интонационной выразительности речи» - повысить уровень знаний педагогов на семинаре.