евгения гуслякова
Проект по основам безопасности жизнедеятеятельности ребенка «Береги себя сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по основам безопасности жизнедеятеятельности ребенка
«Береги себя сам»
(младшая-средняя группа, старшая-подготовительная группа)
Авторы: педагог МБДОУ № 41 г. Мурманска
Краткая аннотация
Публикация «Проект по основам безопасности жизнедеятеятельности ребенка „Береги себя сам“» размещена в разделах
Данный проект направлен на обучение детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности — это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. В процессе реализации проекта в игровой форме ребенок глубже узнает, как правильно обращаться с огнем и о последствиях неосторожного обращения с огнем, как вести себя с незнакомыми людьми и животными. Уточняются и дополняются представления детей о правилах дорожного движения, закрепляются знания детей о проезжей части. Дети через игру продолжают знакомиться с перекрёстком и дорожными знаками. Закрепляется употребление пространственной терминологии (вперёд, назад, вправо, влево, сзади, навстречу, на противоположной стороне).
Актуальность
Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлено объективной необходимостью приобретения детьми опыта безопасного поведения в быту, на улице, в ДОУ. Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования
Цель. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающие сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.
Задачи проекта :
• Развивать компетентность ребенка в сфере отношений к миру, людям, себе.
• Развивать и стимулировать познавательную активность детей посредством обогащения их представлений о правилах безопасного поведения в быту, на улице, на дороге.
• Развивать ориентировку в пространстве.
• Формировать личностные качества: внимание, осторожность, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.
• Способствовать развитию коммуникативных навыков и речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
• Систематизировать знания детей по ОБЖ путем проигрывания проблемных ситуаций.
Тип проекта : познавательно-информационный - игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
24 октября 2022г. - 29 октября 2022г.
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный
• Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
• Подбор необходимой литературы по данной теме.
• Подбор загадок, пословиц, поговорок по ОБЖ.
• Разработка необходимых конспектов по организации изучения ребенком ОБЖ.
• Подбор материалов для книжного уголка.
• Составление перспективного плана работы над проектом.
• В рамках проекта и его реализация организовать взаимодействие воспитателей, детей и их родителей.
• Корректировка мероприятий
Планируемые мероприятия в тематические дни недели
Тема Программное содержание Методические приёмы
Понедельник
Правила дорожного движения, безопасный маршрут от дома до детского сада Углубление знаний детей о городе (улица, тротуар, проезжая часть, перекресток);
Расширение понятий «транспорт», «пешеходы» • Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города»
• Беседа «Для чего нужно знать и выполнять Правила Дорожного Движения»
• Обсуждение опасных ситуаций.
• Чтение: А. Дорохова «Зелёный, красный, жёлтый».
• Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Красный и зелёный» (на прогулке).
• Инсценировка стихотворения «Разговор по душам».
• Консультация для родителей: «Безопасность детей – в наших руках»
Вторник
На прогулку мы идем Углубление знаний детей о правилах безопасного поведения на улице и в общественном транспорте, о правилах культурного поведения на улице и в транспорте. • Беседы: «Два Светофора», «Правила для пешеходов»
• Презентация «Моя улица»
• Обсуждение опасных ситуаций
• Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат», Загадки о транспорте, правилах дорожного движения
• Подвижная сюжетно-ролевая игра «Я знаю правила дорожного движения» (на прогулке)
Советы родителям по правилам дорожного движения
Среда
День пожарной безопасности Вооружение детей представлениями и способностями необходимыми для действия в экстремальных ситуациях
Уточнение, систематизация и углубление представления детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес). Воспитание в детях уверенности в своих силах, развитие в детях желания заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные. Привлечение внимания родителей к вопросу безопасного поведения детей. • Бесед –игра «Мой адрес…»
• Дидактические игры: «Служба спасения 01; 112», «Диалоги по телефону».
• 0бсуждение ситуации «Что делать если?».
• Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар» (на прогулке)
• Чтение поэмы С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
• Просмотр и обсуждение мультфильма «Кошкин дом».
• Викторина «Загадки от Огонька» (на прогулке)
• Чтение С. Я. Маршак «Пожар»
• Тренинг «Один дома»
Четверг
«Береги себя сам" Закрепление знаний об опасных последствиях контактов с незнакомыми людьми и животными.
Подведение итогов работы.
Итоговое мероприятие. • Беседа «Как общаться с незнакомыми животными».
• Презентация «Не всякий встречный друг сердечный».
• Чтение (прослушивание) сказки
«Волк и семеро козлят»
• Театрализованное представление «Учимся жить в безопасности» (для детей младшей группы)
Пятница
Обобщение знаний по ОБЖ Конкурс чтецов «Учимся жить в безопасности».
• выставка плакатов-рисунков по ОБЖ (совместная работа ребенка с родителями);
• выставка светоотражающих фликеров (совместная работа ребенка с родителями).
Просмотр мультфильмов «Смешарики: «Азбука безопасности».
Проигрывание ситуаций: «Улица – не место для игр», «Что делать,
если…»
Занятие -игра «Один дома»
Рассматривание, сравнение чистой и грязной воды «Мыло и вода наши лучшие друзья»
Просмотр и анализ короткометражных фильмов «Опасность электроприборов»,
«Травматизм»
II этап Основной
Работа по реализации проекта осуществляется в трех направлениях:
• работа педагога с детьми;
• самостоятельная деятельность детей;
• работа с родителями.
Формы и методы работы с детьми:
Методы работы с детьми, используемые для ознакомления
с основами безопасности жизнедеятельности
Основное внимание - игре. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; научить различать потенциально опасные предметы; познакомить со способами действия в случае опасности.
Не менее важное средство формирования ОБЖ дошкольников – художественная литература, являющаяся одновременно источником и знаний, и чувств.
Эффективные формы работы с детьми, используемые для ознакомления с ОБЖ
В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных презентаций: «Общение с незнакомыми людьми», «Кто работает с огнем» и других, даёт возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге, сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.
Детям предлагается не только широкий спектр игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др., а также:
• викторины;
• разучивание стихов и пословиц по ОБЖ;
• отражение воспитанниками полученных знаний в свободной художественно-творческой деятельности. Выставка плакатов-рисунков, поделок.
Работа с родителями
• Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми (разучивание стихотворений, оформление рисунков-плакатов по ОБЖ, изготовление светоотражателей).
• Оформление наглядной информации в родительском уголке:
Советы родителям по ОБЖ
Рекомендации: «Ваш ребёнок на улице»
Консультации: «Безопасность детей – в наших руках»
Благодаря совместной работе воспитателей и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира. Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при активном систематическом взаимодействии детского сада и семьи.
III этап Заключительный
Заключительный этап - подведение итогов работы над проектом
Конкурс чтецов «Учимся жить в безопасности» (Обобщение знаний по ОБЖ в игровой форме)
Продукты деятельности:
• выставка плакатов-рисунков по ОБЖ (совместная работа ребенка с родителями);
• выставка светоотражающих фликеров (совместная работа ребенка с родителями).
Предполагаемые результаты:
• осознанное отношение ребенка к выполнению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;
• выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
• повышение познавательной активности;
• умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации
Важный результат - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Список используемой литературы:
1. О. Ю. Старцева Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М. : ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд.
2. Т. И. Данилова Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. – СПб, изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
3. Н. А. Извекова Правила дорожного движения. – М. : Просвещение, 1982.
4. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Фисенко М. А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.