Ирина Иванова
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.
Автор: воспитатель Иванова ИВ
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
«Экологическое пространство» - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени: это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года. На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.
Значение огорода в экологическом развитии ребенка-дошкольника. Традиционно на территории детского сада создаётся огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления о росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе. Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на подоконнике. Был организован информационно – экспериментальный проект «Огород на подоконнике у бабушки Арины»
Цель проекта : обогащать знания дошкольников о культурных растениях; о необходимых условиях для их роста; о способах ухода за растениями в комнатных условиях; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о росте культурных растений.
2. Формировать умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать ее, сеять семена овощей, зелени (укроп, петрушка, цветов, посадить лук.
3. Вести наблюдение, отображать рисунками в календаре наблюдений за ростом растений.
4. Обобщать знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природным объектам и явлениям
6. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
В ходе проекта бала предоставлена наглядная информация для родителей о полезных свойствах лука: «Чем хорош лук», «Народные рецепты лечения луком». Родители предоставили землю, контейнеры, семена для посадки. Проект имел 3 этапа.
1 этап – подготовительный.
В группе детского сада на подоконнике обустроили огород. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, земля, семена, луковицы. Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать. Подобрали художественную литературу для чтения: поговорки, загадки, стихи, сказки. Завели календарь наблюдений за ростом растений.
2 этап – исследовательский
1. Дети рассматривали луковицы, семена огурцов, тыквы, кабачков, бобы, укропа, петрушки, капусты, цветов (ноготков). Провелись беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей».
2. Дети проводили опыты, эксперименты: «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений». Беседа – исследование «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). Материал и оборудование: земля в контейнерах. Опыт - эксперимент «Вода – растение». Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают). Опыт – эксперимент «Солнце – лучок». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в кладовку). Опыт – эксперимент «Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).
3. Дети участвовали в подготовке семян растений (тыква, огурец, бобы) к высадке; сеяли семена зелени – укропа и петрушки, капусты, цветов (ноготки); сажали лук.
4. Устанавливали взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек.
5. Результаты экспериментов, наблюдений фиксировали рисунками в календаре наблюдений.
6. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: загадки, стихи, поговорки. Рассматривали иллюстрации, картинки. Проводились дидактические игры «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию».
3 этап – заключительный.
За широкими полями, за далекими лесами
Есть сад-огород, бабушка Арина там живет.
Очень любит она выращивать продукты,
И растут у нее овощи и фрукты.
Летом тот огород плодоносит и растет.
Есть капуста и укроп, огурцы, морковка,
Помидоры, кабачки, баклажаны, свекла.
И в деревне, и на даче все сажают огород,
Потому, что витамины нужны людям круглый год.
А петрушка, лук, укроп зимой на их окне растет.
Что смогли на окне вырастить мы с вами?
Это вы увидите, посмотрев все сами.
Это наш огород, здесь растут чеснок и лук,
Они помогут от недуг.
Луковица золотая круглая литая.
Есть у неё один секрет – нас спасет она от бед:
Может вылечить недуг вкусный и душистый лук!
Чеснока душистый зубчик мы с тобой положим в супчик
Даст он супу аромат, станет суп вкусней стократ.
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.
Мы его сажали вместе – было очень интересно.
Загадки про овощи.
Угадай, что за капуста, – Вся в цветочках, густо-густо,
Несколько голов кудрявых, В белых шубках кучерявых. (Цветная капуста)
Я пошла на огород Посмотреть, как Он растёт.
А Он спрятался в стручок, И конечно же - молчок!
Я люблю его покушать, сказку про Него послушать.
И для супа он неплох, а зовут Его.! (Горох)
В створчатой палатке Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!Что это? (Горошек)
В огороде хоть растёт, всё ж бобовая поёт.
Знает ноты “фа” и “соль”. И зовут её… (Фасоль)
Живут дочки и сыночки в тесном домике - стручочке.
Лопнул дом на половинки, и посыпались дробинки. (Горох)
Вьётся длинная лиана по забору вверх и вдоль.
Как созреет - для гурмана на тарелочке. (Фасоль)
Ещё не все прошли морозы, посеял грядку (мой каприз).
И наливался овощ в грозы, в земле румянился. (Редис).
Краснощекая девица очень любит веселится.
Чуб сняла, сняла свой хвостик
И пришла в салат к нам в гости.
Только в платье с белой кромкой,
Она осталась очень скромной. (Редиска)
Если хочешь винегрет - в огород за ней сходи,
У неё красивый цвет и снаружи, и внутри! (Свекла)
Он, ребята, очень нужен, если кто из вас простужен
Или гриппом заболел, расчихался, ослабел.
К вам на помощь вмиг придёт и микробы все убьёт.
Всем, конечно, он знаком и зовётся…. (чесноком).
Что за овощ тянет с грядки, дед с семьёй взамен зарядки? (Репка).
Стихи про овощи.
Помидор
Помидор на грядке делает зарядку;
- Как здоровье, помидор?
- Хорошо! В порядке!
Весь вспотел, но не устал!
От зарядки красным стал.
Морковка
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!
Малинка
Раз малинка, два малинка прямо у окошка;
Раз малинка, два малинка - целое лукошко!
Только надо рано встать, чтоб лукошко то собрать.
Клубничка
Высоко кричит синичка: «Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать - полетела деток звать!»
Яблочко
Что за грохот - бум-бум-бум?
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём,
Чтобы не пропало.
Черника
Мы чернику соберём в папин день рожденья;
Сварим папе поскорей вкусное варенье!
Скажет папа: «Молодцы! Всем подарки – леденцы».
Черешня
Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас,
Мы черешни - ешьте нас!
Чеснок-чесночок
Чесночок наш, чесночок,
Ой, как горько-горько!
Чесночок наш, чесночок
Ест телёнок Борька;
Нам скажи-ка - почему?
Чтобы сильным быть! Му-му.
Лучок
Ходит по полю бычок: «Вкусно пахнет как лучок!
В носике щекочется - скушаю, раз хочется»
«Берёза»
Дата Изменения на побеге
(Изменения, происходящие с почками: число распустившихся или набухших почек, их расположение, размер листочков)
11.02.2015г Срезали, поставили в воду
21.02.2015г Появились набухшие почки
24.02.2015г Появились листочки 1*1 см
10.03.2015г Листочки 4*3 см
«Смородина»
Дата Изменения на побеге
(Изменения, происходящие с почками: число распустившихся или набухших почек, их расположение, размер листочков)
11.02.2015г Срезали, поставили в воду
25.02.2015г Появились набухшие почки
9.03.2015г Листочки 1*1 см
«Укроп»
Дата Произведенные манипуляции Изменения в состоянии рассады
12.02.2015г Посеяли семена, полив
20.02.2015г Полив Появились всходы
26.02.2015г Полив
5.03.2015г Полив Высота- 6 см
17.03.2015г Полив Высота- 13 см
24.03.2015г Полив Высота -16 см
«Петрушка»
Дата Произведенные манипуляции Изменения в состоянии рассады
12.02.2015г Посеяли семена,полив
21.02.2015г Полив Появились всходы
25.02.2015г Полив
5.03.2015г Полив Высота -2 см
17.03.2015г Полив Высота- 9 см
24.03.2015г Полив Высота -11 см
«Лук»
Дата Произведенные манипуляции Изменения в состоянии рассады
12.02.2015г Посадили в землю, полив
17.02.2015г Полив Высота зелени- 1 см
24.02.2015г Полив Высота -8 см
5.03.2015г Полив, рыхление Высота- 16 см
16.03.2015г Полив Высота-19 см
24.03.2015г Полив Высота-22 см
«Перец»
Дата Произведенные манипуляции Изменения в состоянии рассады
24.02.2015г Посеяли семена
2.03.2015г Полив
6.03.2015г Полив Появились всходы
17.03.2015г Полив, рыхление Высота -2 см
24.03.2015г Полив Высота -8 см
«Огурцы»
Дата Произведенные манипуляции Изменения в состоянии рассады
24.02.2015г Посеяли семена, полив
2.03.2015г Полив Появились всходы
10.03.2015г Полив 3 листочка
17.03.2015г Полив, рыхление 6 листочков
24.03.2015г Полив 8 листочков, высота- 30 см
«Помидоры»
Дата Произведенные манипуляции Изменения в состоянии рассады
4.03.2015г Посеяли семена, полив
9.03.2015г Полив Появились всходы
17.03.2015г Полив, рыхление Высота -7 см
24.03.2015г Полив Высота-17 см