София Миронова
Проект по окружающему миру «Город зеленого цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект по окружающему миру :
«Город зеленого цвета»
Воспитатели:
Ковалева Елена Михайловна
Миронова София Николаевна
МБДОУ Детский сад №34 «Русская сказка»
г. Смоленск
Продолжительность проекта : Долгосрочный (январь – июнь)
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Публикация «Проект по окружающему миру „Город зеленого цвета“» размещена в разделах
Актуальность: Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов. Для того чтобы ребенок самостоятельно мог найти ответы на некоторые вопросы, было решено организовать сначала "Огород на окне", а затем огород на улице, а так же клумбы.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в экспериментировании, наблюдении, исследовании.
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Участники: Воспитатели, дети (средней группы 4-5 лет, родители.
Цель: Закрепление знаний детей об изменении в жизни растений и животных зимой и весной. Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
Задачи:
Для детей: 1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, трудолюбие, позитивный настрой.
2. Воспитывать эстетическое, цветовое восприятие, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
3. Развивать умение узнавать время года.
4. Развивать познавательный интерес к миру растений и животных.
5. Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года.
6. Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
7. Заложить основы экологического воспитания.
Для воспитателей: 1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
Для родителей: 1. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
2. Повышать активность родителей и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
3. Активизировать родителей к совместной деятельности.
4. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.
Ожидаемый результат:
Для детей: 1. В ходе экспериментальной деятельности закрепить элементарные знания детей о росте и строении растений, их названиях, уходе за ними.
2. Повысить интерес детей к окружающему миру, желание ухаживать за растениями, восхищаться их красотой.
3. Заинтересовать в работе помочь и накормить птичек.
Для воспитателей: 1. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Для родителей: 1. Активное участие родителей в жизни детского сада.
2. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с воспитателем.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап: Подборка материала для выполнения проекта. Привлечения родителей к сотрудничеству с детский садом. Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей. Посадка лука на огород на подоконнике.
Основной этап:
Познавательное развитие:
1. Беседа «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель: закрепление у детей интереса к знаниям об овощах и фруктах.
2. Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»
Цель: Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.
3. Видео урок «Чем можно кормить птичек в зимнее время года»
Цель: Расширять знания детей что можно, а что нельзя кушать птичкам.
4. Беседа «Что растет в огороде»
Цель: Расширять представления детей об овощах, местом и этапами их выращивания.
5. Рассматривание иллюстраций «Полезные продукты», «Виды птиц», «Что растет на огороде»
Цель: Учить различать предметы на огороде, познакомить с трудовой деятельностью на участке, расширять словарный запас детей.
6. Заучивание стихотворения «Береги природу»
Цель: формировать у детей основы экологической культуры.
Речевое развитие:
1. Загадки про природу, животных, фрукты и овощи.
2. Стихи «Покормите птиц зимой!», «Всем известно, что жуки», «Хочу, чтоб в мире было много света…», «В природе столько красоты!»
3. Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пришла Весна», А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…», Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки», И. Белякова «Подснежник проснулся» К. Д. Ушинский «Пчела на разведке», «Четыре желания».
4. Пословицы про природу.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры
- «Кафе»
Цель: формирование навыков игровой деятельности.
Предварительная работа: Чтение книг по эстетики, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, серия открыток с целью углубления интереса в целом. Наблюдение за работой няни сервировка стола.
Оборудование: стол, стулья, компьютер, печка, скатерть, салфетки, посуда, поднос, меню, деньги, книга песен, плакат кафе "Ромашка".
- «Магазин»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Материалы и оборудование: игрушечная касса, «чеки» из бумаги, «деньги», кошельки, корзинки, муляжи овощей, фруктов, кондитерских изделий, игрушки.
Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание иллюстраций овощей, фруктов, чтение художественной литературы, различные игровые ситуации, индивидуальная работа.
- «Столовая»
Цель: Формировать у детей представления о месте общественного питания – столовая. Продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.
Предварительная работа: Знакомство детей с различными профессиями, рассматривание картин, чтение художественной литературы, экскурсия на кухню, знакомство с работой поваров. Рассматривание картины "Повар" из серии "Кем, быть?" Беседа с детьми «Что такое столовая?», «Кто работает в столовой?», рассматривание иллюстраций и альбомов на тему «Профессии». Беседа о правилах поведения в столовой и общественных местах, загадывание загадок о столовой и кафе.
Игровой материал: спецодежда (повара, кассира, витрина, касса, весы, посуда, подносы, муляжи продуктов (еды, сумки, деньги.
2. Дидактические игры
- «Вершки-корешки»
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
- «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
- «Овощи, фрукты и ягоды»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Художественное – эстетическое развитие:
1. Лепка «Птичка», «Прилетели грачи», «Фрукты на тарелке»
2. Аппликация «Весёлая гусеница», «У солнышка в гостях», «Овощи в банке»
3. Прослушивание песен «Русская зима», «Пляска лесных зверят», «Долгожданная весна», «Сказочное лето», П. И. Чайковский «Времена года».
4. Рисование «Одуванчики», «Зима», «Букет для мамы»
Физическое развитие
Взаимодействие с родителями:
1. Оформление папок – передвижек, памяток.
- Консультация «Полезные витамины зимой», «Детям о природе»
- Памятка для родителей «Экология в нашей семье», «Как растут растения»
- Папка - передвижка «Зимушка – зима», «Огород на подоконнике»
Заключительный этап:
В ходе реализации проекта в средней группе (4 -5 лет).
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы. Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А, "Добро пожаловать в экологию"
2. Бабаева Т. И., Гогобиридзе А. Г., Логинова В. И., Михайлова З. А.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез»
5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»
6. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005.
7. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг
8. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2000г.
9. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.
10. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.
11. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.
12. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.
13. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
14. Гризик Т. И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет. : метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.
15. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
16. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.
17. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.
18. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил.
19. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.
20. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
21. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
22. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.