Анощенкова Елена Васильевна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции» совместно с дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: дефектолог - Анощенкова Е. В., воспитатель – Затравина О. Ю., воспитатель – Кудрявцева М. Е.
Актуальность проекта:
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе „Моя семья и семейные традиции“ совместно с дефектологом» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Цель проекта:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны
Задачи проекта:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• формировать у детей знания о Российской Армии и представления об особенностях военной службы;
• расширять знания о родах войск, военной технике;
• пополнять знания детей об обычаях и традициях русского народа;
• углублять познания детей о дарах природы нашей полосы;
• вовлекать родителей в воспитатнльно-образовательную жизнь своих детей в детском саду;
• воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, проявлять заботу к родным людям;
• воспитывать у дошкольников бережное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
• развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности;
• развивать связную речь детей, при рассказывании о себе и своей семье.
Характеристики проекта:
Вид проекта: информационно-творческий.
По срокам реализации проекта: долгосрочный (февраль – апрель)
Участники проекта: дефектолог - Анощенкова Е. В., воспитатели – Затравина О. Ю. и Кудрявцева М. Е., дети и их родители.
Реализация содержания образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты:
Для детей
- имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут;
- проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, в рассказах;
- знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье;
- понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-патриотическом и практическом значении для человека;
- узнают, как изготавливать поделки из природного материала;
- приобретение навыков социального общения со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;
- знать историю своей страны – предметы быта, обычаи и традиции глубокой старины.
Для родителей:
- будут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте;
- вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс своих детей.
Этапы проекта:
I этап: подготовительный. - повышение уровня педагогического мастерства.
II этап: основной - практический.
III этап: заключительный.
Продукт проекта: Зелёный лук, посаженный и выращенный детьми.
Мероприятия
1. Подбор дидактических игр
2. Выбор сюжетно-ролевых игр
3. Подготовка методического обеспечения
4. Создание пособий для театрализованной деятельности.
1. Беседы с детьми: о семье, любимом городе, о защитниках нашей Родины, о символах нашей страны России. Беседа о мамах. Беседа с детьми «Государственные символы России». Рассматривание иллюстраций «День Защитника Отечества», «Военная техника». Беседа с детьми «Тот герой, кто за Родину горой». Беседа с детьми о разнообразии деревьев и их пользе. Беседа с детьми о родном городе.
Цель: составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей дома». Обогатить и расширить знания
Об Армии. «Какие рода войск вы знаете» (моряки, танкисты, лётчики, пограничники)
2. Восприятие художественной литературы и фольклора:
Рассматривание иллюстраций о быте крестьян в старину.
- Чтение художественной литературы детям- И. Бажов «Серебряное копытце», русских народных сказок.
- Рассматривание картин, слайдов.
Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Разные колёса» и И. Бажова «Серебряное копытце».
Стихи:
Воронько «Лучше нет родного края»,
В. Лебедев – Кумач «Москва»,
С. Михалков «Кремлёвские звёзды», «Россия».
А. Барто «На заставе», «Блокада»,
А. Пантелеев «Честное слово».
Сказки народов России.
Поговорки:
«В своем болоте и лягушка поёт»,
«Дома и стены помогают»,
«Всякая птичка своё гнездо бережёт»,
«Где родной край, там и рай»,
«Где родился, там и пригодился».
- Загадывание русско- народных загадок.
-Разучивание стихов о маме и бабушке.
Цель: воспитывать любовь к самым близким людям.
3. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по городу», «Семья», «День рождения», «Пограничники», «Разведчики», «Моряки», «У Коковани в гостях».
Цель: дать знания о том, в чём заключается работа в той или иной профессии.
- Сюжетно – ролевая игра «Почта». Цель: знание адреса своего дома.
Дидактические игры: Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Игра – викторина, связанная с природой нашей России. Работа в раскрасках. Дидактическая игра «Составь флаг (цветные кубики)».
Дидактическая игра «Собери герб».
Дидактическая игра «Мир профессий».
Дидактическая игра «С какого дерева листок».
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: рассказать детям в игровой форме о важности правильного поведения в природе, а также убедить их в том, что загрязнение окружающей среды скажется и на здоровье их семьи. Учить составлять из частей - целое. Развивать логическое мышление.
Подвижные игры:
Подвижные игры: «Охотник и зайцы», «Лиса в курятнике».
Подвижные игры со словами: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».
Двигательная гимнастика: «Мишка косолапый», «Белка сушит сыроежки», «Лес», «Шишка».
Зрительная гимнастика: «Теремок», «Дом», «Ёж».
Пальчиковая гимнастика: «Это вся моя семья».
4. Художественно-эстетическая деятельность:
Изобразительная деятельность
- Рисование – портрет мамы,
- аппликация – открытки на 23 февраля – папам; открытки на 8Марта – мамам. Картинки раскраски «Военные машины»
Обведение трафаретов диких животных России, раскрашивание.
Конструирование
Изготовление поделок из природного материала.
Постройка из строительного материала «Теремок».
Прослушивание музыки природы (пение птиц, звуки леса, музыка дождя, звуки моря и т. д.).
Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Цель: воспитание чувства прекрасного, опираясь на отображениях красоты природы в звуках и живописи.
- Выставки детских работ – «Моя мама - самая лучшая в мире». Цель: учить детей пользоваться красками при создании портрета своих мам.
5. Экскурсии:
Экскурсия по территории детского сада «Приметы весны» .
Наблюдение за растительным и животным миром во время прогулок.
Цель: продолжать знакомить детей с природой в весеннее время, сопоставляя начало и конец весны по внешнему виду и их характеристикам. Рассказать о перелётных птицах. О том, каквелика наша родина. Воспитывать интерес к труду взрослых в природе. Продолжать знакомить детей с предметами окружающей обстановки, расширять словарный запас.
- Экскурсия в музей «Русской избы». Цель: познакомить детей с предметами быта русских людей далёкой старины.
Цель: обратить внимание на то, как жили люди раньше, где жили и какие предметы быта их окружали.
6. Театрализованная деятельность:
- Театрализованная деятельность – «Муха-Цокотуха наоборот» по К. Чуковскому
и «Айболит от 2 до 5».
Цель: Учить внимательно слушать произведение, правильно передавать интонации, подражать голосам животных. Учить выразительности жестов. Закрепить знания детей о том, чем питаются люди и животные. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными. По окончании зафиксировать ход спектакля в фотографиях стенгазеты «Мы и актёры и зрители».
7. Посадка огорода на окошке:
«Лук» - что сажали крестьяне на своих огородах в старину и сейчас.
Цель: учить ухаживать за растениями, дать представление о необходимости тепла, света и воды для роста растений. Расширять представления об овощных культурах.
8. Спортивный праздник:
- Спортивный праздник «Маленькие защитники» к 23 февраля.
Цель: Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
Праздник «Моя мама лучшая на свете» - к 8Марта.
Развлечение «Масленица»
9. Открытое занятие:
«Природа в обычаях и традициях русского народа»
Цель: познакомить детей с народными обычаями и традициями, которые передавались из поколения в поколение.
- Презентация мини-коллекций, которые обогатили предметно-развивающую среду нашей группы.
10. Работа с родителями:
Анкетирование родителей о их представлениях и отношении к данной теме
Роль родителей в реализации проекта: прогулки с ребенком в парк, сквер, к водоёму. Посещение с детьми зоопарка, наблюдение за окружающей природой. Просмотр и обсуждение мультфильмов
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников – родительское собрание на тему «Наши традиции».
- Пополнение развивающей среды – создание силами родителей выставки «Игрушки седой старины»
- Рекомендации для родителям по теме.
- Консультации для родителей – «Как приобщить детей к патриотическому воспитанию?»
Цель: вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
III этап – заключительный
- Сбор урожая зелёного лука.
- Выставка детских творческих работ «Моя мама самая красивая»
- Выставка детских совместно с родителями поделок «Игрушки седой старины»
- спектакль силами детей «Муха-Цокотуха» для зрителей-воспитанников всего детского сада.
Заключительный этап:
- Открытое занятие по патриотическому воспитанию на тему: «Природа в обычаях и традициях русского народа». Цель: познакомить детей с народными обычаями и традициями, которые передавались из поколения в поколение.
Продукт проектной деятельности: посаженный и выращенный детьми зелёный лук
Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
Подбор литературы, иллюстраций, рассказов, стихотворений. Создание в группе предметно развивающей среды
Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта "Моя семья и семейные традиции":
- Дети узнали больше о своей семье и о том, какие обычаи и традиции были в далёкую старину и в настоящее время.
- Расширился активный словарь детей по теме, речь стала более грамотной и выразительной.
- Речевая активность возросла, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность: дети организуют сюжетно-ролевые игры по мотивам русских народных сказок, пытаются осуществить ролевые диалоги.
-Дети успешно осваивают навыки составления описательных рассказов и загадок о животных, применяя их в процессе изучения других лексических тем.
-Дети запомнили и охотно выполняют в ходе НОД различные виды гимнастик для снятия зрительного, моторного и эмоционального напряжения.
-Возросла активность родителей, укрепилась их взаимосвязь с педагогами и детьми.
Список литературы:
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера,
1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156с.
Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». –М: ТЦ Сфера.
БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». –М: АРКТИ, 2007г.
Вераксы Н. Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика- синтез,М: 2015г.
Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.
Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.
Дегтярев А. Я. «История российского флага: легенды, факты, споры»,М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.
Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина».- М: АРКТИ, 2005г.
Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М: ТЦ Сфера, 2006г.
Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова М., 2007г.
Новиков С. В., Новикова Е. П. «Родная история». –М: Эксмо, 2004г.
Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаевой.
Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». –М: АРКТИ, 2002г.
Соловьев В. «История для детей и взрослых».- М: Белый город, 2003г.
Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Мосалова Л. Л., – СПб. : детство-Пресс, 2011г
Интернет- источники
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического
воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, No 6. С. 45 - 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка