Татьяна Музыкантова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию.
Воспитатель : Музыкантова Т. В.
Тип проекта : долгосрочный.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Вид проекта : групповой, детско-родительский. Проект предназначен для вовлечения педагога детей и их родителей (законных представителей) в активную деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Главный смысл проектной деятельности заключается в создании оптимальных условий для того, чтобы дошкольники смогли шире познакомиться с родным городом и краем, окунуться в его историю, традиции и культуру, увидеть взаимосвязь предметов и объектов окружающей действительности с жизнью общества, принять посильное участие в созидательной деятельности на благо города и людей.
Актуальность данного проекта в том, что он ориентирован на социальный запрос общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о Рудне, Смоленске, родном крае и людях, живущих в них, природе, традициях, тем быстрее они станут опорными для формирования гражданского и патриотического сознания детей. Благодаря этому расширятся возможности системной работы по воспитанию у них любви к Смоленщине и России.
Новизна организации проектной деятельности в том, что в её содержание включено оптимальное количество мероприятий с использованием мультимедийного оборудования и максимально привлечены к сотрудничеству различные организации Рудни, т. е. значительно расширен круг социального партнерства.
Цель проекта :
формирование первоначальных знаний о Рудне, Смоленске, их истории, воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, любви к своему городу и краю.
Задачи проекта :
1. Расширение знаний детей о родном городе и крае, его истории, символике, достопримечательностях, названиях улиц, исторических, культурных и социально значимых объектах, его жителях – людях, народных праздниках и традициях.
2. Побуждение детей к созидательной деятельности на благо города и людей. 3. Содействие активному сотворчеству детей и родителей с упором на совместную деятельность дома и в детском саду.
4. Создание благоприятных условий для оптимальной реализации проекта.
Подготовительный этап.
Мониторинг по выявлению у дошкольников знаний о родном городе, крае. Анкетирование родителей по теме: «Что нужно знать ребенку дошкольного возраста о Рудне и Смоленщине?». Определение проблемы, составление плана работы, подбор необходимой литературы, материалов и оборудования, создание предметно-развивающей среды, разработка примерных конспектов занятий и экскурсий, с\и игр, организация сотрудничества с различными социально значимыми объектами города.
Ожидаемые результаты: дети получат начальные знания об истории родного города, Смоленщины, смогут рассказать о некоторых интересных местах Рудни, Смоленска, Гагарина, знаменитых земляках, праздниках и традициях, приобретут опыт совместной деятельности с педагогом и родителями.
Количественные показатели проектной деятельности с детьми.
Итоговый мониторинг, проведенный на заключительном этапе проекта, выявил следующие результаты:
-7 дошкольников (29,2%) имеют достаточные для их возраста знания о родном городе и крае, его истории, достопримечательностях, культурных и социально значимых объектах, его жителях, народных праздниках и традициях;
-15 детей (62,5%) могут рассказать о некоторых интересных местах Рудни и Смоленска;
-только у 2 воспитанников (8,3%) имеются разрозненные сведения о Рудне.
То есть можно сделать вывод о том, что результативность проектной деятельности с детьми составила 91,7%.
Количественные показатели участия в проектной деятельности родителей.
Анкетирование родителей, проведённое на заключительном этапе реализации проекта, показало, что из 83,2% них теперь знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, крае, какая информация доступна ему в таком возрасте, 91,5% опрошенных владеют информацией о том, где в Рудне и Смоленске можно организовать содержательный и активный отдых с детьми.
С целью определения степени «погруженности родителей в проектную деятельность, сначала отслеживались количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: участие родителей в жизни сада, их помощь в оснащении пед. процесса. Такая работа позволила выделить три группы родителей:
- родители – активисты (5 человек).
- родители – исполнители (23 человека).
- родители – наблюдатели (17 человек – 38%).
К заключительному этапу проекта изменение восприятия родителями себя как участниками воспитательно - образовательного процесса привело к изменению количественных показателей: активные участники педагогического процесса – 18 человек (40%, исполнители, - 22 человека (49%); наблюдатели – 5 человек (11%). То есть количественные показатели отображают положительную динамику участия родителей в проектной деятельности. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что заинтересованность родителей в проектной деятельности составила 89%.
Для обеспечения комплексного подхода к ознакомлению детей с родным городом организовано сотрудничество со многими организациями Рудни, дети имели возможность непосредственно участвовать в организованных мероприятиях и праздниках. В ходе реализации проекта значительно расширилось социальное партнёрство детского сада.
1.
Краткое содержание проекта
Тип проекта : долгосрочный.
Вид проекта : групповой, детско-родительский. Проект предназначен для вовлечения педагога детей и их родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников.
Актуальность данного проекта в том, что он ориентирован на социальный запрос общества: чем полнее родном крае и людях, живущих в них, природе, традициях, тем быстрее они станут опорными для формирования гражданского и патриотического сознания детей. Благодаря этому расширятся возможности системной работы по воспитанию у них любви к Смоленщине и России.
Новизна организации проектной деятельности в том, что в её содержание включено оптимальное количество мероприятий с использованием мультимедийного оборудования и максимально привлечены к сотрудничеству различные организации Рудни. Ожидаемые результаты: дети получат начальные знания об истории родного города, Смоленщины, смогут рассказать о некоторых интересных местах Рудни, Смоленска, Гагарина, знаменитых земляках, праздниках и традициях, приобретут опыт совместной деятельности с педагогом и родителями.
2.
Описание проблемы, решению/
снижению остроты которой посвящен проект
В настоящее время все более актуальной становится проблема освоения ребенком социальной действительности, расширения его социального опыта, приобщения детей дошкольного возраста к культурно-историческому и социальному опыту предшествующих поколений, то есть идея патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становясь задачей государственной важности.
Начинать воспитание любви к своей Родине нужно с малого: с любви к своему городу. Мониторинг, проведенный в конце 2015 года, показал неутешительный результат: только у 4 пятилетних воспитанников (16%) имеются достаточные для их возраста знания о родном городе и крае, его истории, достопримечательностях, культурных и социально значимых объектах, жителях, народных праздниках и традициях. Остальные дети имеют отрывочные представления об этих понятиях.
Так обозначилась проблема: многие дети не задумываются о том, что очень мало знают про город и край, в котором родились и живут, так как в силу своего возраста этого не осознают. С целью решения этой проблемы и разработан проект «Я и родной край».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек. Экскурсии, непосредственное участие в мероприятиях и праздниках – самые любимые занятия детей, поэтому одной из задач работы педагога стала организация сотрудничества с различными учреждениями города, что очень важно для приобщения воспитанников к региональному компоненту.
Анализ родительских анкет выявил такую проблему: родители не знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, какая информация доступна ему в таком возрасте. Поэтому на подготовительном этапе были выбраны те формы сотрудничества с ними, которые позволят родителям быть компетентными в этом вопросе.
3.
Основные целевые группы, на которые направлен проект 1-ый блок. «Городок мой с названьем негромким» : дети старшей группы «Гномики» (возраст 5-6 лет) - 25 человек, воспитатель, родители воспитанников.
2-ой блок. «По родному Смоленску» : дети подготовительной группы «Гномики» (возраст 6-7 лет) – 25 человека, воспитатель, родители воспитанников.
4.
Основные цели
и задачи проекта Цель проекта :
формирование первоначальных знаний о Рудне, Смоленске, их истории, воспитание у дошкольников гражданско – патриотических чувств, любви к своему городу и краю.
Задачи проекта :
1. Расширение знаний детей о родном городе и крае, его истории, символике, достопримечательностях, названиях улиц, исторических, культурных и социально значимых объектах, его жителях – людях различных профессий, народных праздниках и традициях.
2. Побуждение детей к созидательной деятельности на благо города и людей: принимать участие в обсуждении проблем Рудни, выполнять общественно значимые дела для родного горо да и жителей, бережно к нему относиться.
3. Содействие активному сотворчеству детей и родителей с упором на совместную деятельность дома и в детском саду через использование хорошо продуманных форм работы с воспитанниками и их родителями.
4. Создание благоприятных условий для оптимальной реализации проекта.
№
п/п Мероприятие Сроки
(дата, месяц, год)
1. Подготовительный этап.
Мониторинг по выявлению у дошкольников знаний о родном городе, крае. Анкетирование родителей по теме: «Что нужно знать ребенку дошкольного возраста о Рудне и Смоленщине?». Определение проблемы, составление плана работы, подбор необходимой литературы, материалов и оборудования, создание предметно-развивающей среды, разработка примерных конспектов занятий и экскурсий, сюжетно-ролевых игр, организация сотрудничества с различными социально значимыми объектами города. Ознакомительная консультация для родителей о проекте.
Основной этап.
1-ый блок. «Городок мой с названьем негромким». 21.12.2015 - 11.01.2016
2. Беседа «Где живет моя семья». 12.01.2016
3. Конструирование «Это мой дом». 12.01.2016
4. Папка-передвижка для родителей «Из истории праздника Рождества». 13.01.2016
5. Подготовка домашних сообщений на тему: «Как в Рудне отмечают Рождество и Крещение». 13.01.2016
6. Природоохранная акция «Поможем деревьям пережить зиму!» 14.01.2016
7. Рисование на тему: «Красив наш город зимой!». 15.01.2016
8. Семейное фотопанно «Новый год и Рождество пришли в наш дом». 18.01.-22.01.2016
9. «Татьянин день». Знаменитые Татьяны нашего города. 25.01.2016
10. Беседа «Как появился наш город». Знакомство с книгой «Рудня». 26.01.2016
11. Знакомство с символикой города: гербом Рудни и гимном. 28.01.2016
12. Встреча с членами литературного объединения «Современник». 29.01.2016
13. Беседа «На защите Родины». Экскурсия к Стене Героев. 01.02.2016
14. Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Рассматривание репродукции картины Васнецова «Три богатыря». 02.02.-03.02.2016
15. Спортивный праздник «Славится богатырской силой русская земля». 08.02.2016
16. Встреча «Мы тоже когда-то мальчишками были.» (с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне). 15.02.2016
17. Круглый стол «Разговор с папой». 17.02.2016
18. Рассматривание альбома «Люди отважных профессий». 18.02.2016
19. Подготовка сообщений на тему: «Как мой отец служили в армии». 18.02.2016
20. Оформление совместно с родителями альбома «Военная техника». 08.02-19.02.2016
21. Изготовление открыток к 23 февраля. 19.02.2016
22. Утренник «Всех мужчин мы поздравляем!». 22.02.2016
23. Беседа «Как Масленицу встречают». 24.02.2016
24. Общесадовский праздник «Масленица широкая». 25.02.2016
25. День зимних именинников. 26.02.2016
26. Составление рассказов на тему «За что мы любим наших мам». 01.03.2016
27. Конкурс рисунков «Моя мама самая-самая!». 01.03.2016
28. Беседа «Профессии женщин нашего города». 02.03.2016
29. Чтение художественных произведений о маме. 02.03.2016
30. Слушание музыкальных произведений о мамах и бабушках. 03.03.2016
31. Рассматривание номеров районной газеты «Руднянский голос». 03.03.2016
32. Коллективная творческая работа в технике «барельеф». Панно «Для наших мам!». 03.03.2016
33. Встреча с интересными людьми «Наши многодетные мамы». 04.03.2016
34. Утренник «Женский день 8 Марта». 07.03.2016
35. Беседа «Реки нашего города». Конструирование «Мост через реку». 11.03.2016
36. Конкурс на лучшую дидактическую игру «Растения и животные водоемов нашего края». 16.03.2016
37. «Книжка-малышка своими руками». 22.03-28.03.2016
38. Исследовательско-познавательная деятельность «Путешествие капельки по нашему городу». 31.03.2016
39. День смеха «Смешинка в рот попала». 01.04.2016
40. Ситуативный разговор «Улицы города Рудни». 04.04.2016
41. Размещение информации в родительском уголке на тему: «Что можно рассказать ребенку о названиях улиц Рудни». 04.04.2016
42. Беседа «Чистота в городе – забота всех жителей». Мультимедийная презентация «Все на субботнике». 05.04.2016
43. Сюжетно-ролевая игра «Машины в нашем городе». 05.04.2016
44. «Дети на дороге». Встреча с работником ГИБДД. 06.04.2016
45. Настольно - печатная игра «Транспорт». 07.04.2016
46. Экскурсия в пожарную часть. 08.04.2016
47. Знакомство с энциклопедией «Космические тела». Виртуальная экскурсия в космическое пространство. 11.04.-12.04.2016
48. Оформление плаката «Космос». Выставка детских работ «Вперед! К звёздам!» 13.04.-18.04.2016
49. Рисование на тему: «Рудня весной». 19.04.2016
50. Рассуждение на тему: «Почему говорят, что «семья на счастье нам дана». 20.04.-22.04.2016
51. Рисование совместно с родителями герба своей семьи. 22.04.-25.04.2016
52. Соревнование «Мы спортивная семья». 29.04.2016
53. Беседа «Что надо каждому знать о войне». Разучивание стихов на военную тему. 02.05.2016
54. Подготовка листовки – инструкции «Как изготовить штендер для участия в акции «Бессмертный полк». 02.05.2016
55. «И. А. Флёров – капитан легендарной «Катюши». Возложение цветов к Катюше. 03.05.2016
56. Ручной труд. Изготовление макета танка из бросового материала. 04.05.2016
57. «5 мая – день рождения знаменосца Победы». Экскурсия в Сквер ветеранов к бюсту М. А. Егорова. 05.05.2016
58. Конкурс чтецов «И всё о той войне…». 06.05.2016
59. Совместное участие педагогов, детей и родителей во всероссийской акции «Бессмертный полк». 08.05.2016
60. Озеленение участка, закреплённого за группой. 16.05.2016
61. День весенних именинников. 30.05.2016
62. День защиты детей. 01.06.2016
63. Беседа «Пушкинский день в нашем городе». 06.06.2016
64. Чтение художественных произведений: С. Маршак «Багаж», «Почта». 13.06.-14.06.2016
65. День открытых дверей в библиотеке. 20.06.2016
66. Рисование на тему: «Дорожные знаки на улицах Рудни». 22.06.-29.06.2016
67. Ориентация родителей (на время отпуска воспитателя с 04.07.16. по 14.08.16.) на посещение совместно с детьми праздников. 01.07.2016
68. Беседа «Слышен колокольный звон» о Казанском храме г. Рудни). 14.08.2016
69. Совместная работа по озеленению и благоустройству участка. 16.08.-19.08.2016
70. Посещение Руднянского краеведческого музея. Знакомство с экспозицией «Одежда». 17.08.2016
71. Знакомство с назначением и профилем школ города. 18.08.2016
72. Экскурсия на стадион и в спортивную школу. 22.08.2016
73. Изготовление макета «Мой город», карты города Рудни. 23.08. – 29.08.2016
74. Викторина «Люби и знай свой город». 24.08.2016
75. Организация и проведение совместного с родителями похода. 25.08.2016
76. День летних именинников. 26.08.2016
77. Заключительный этап реализации 1-ого блока проекта «Городок мой с названьем негромким».
Интервью «Что я могу рассказать гостям города о Рудне». Итоговый мониторинг воспитанников. Отчёт по 1-ому блоку проекта. Презентация продуктов проектной деятельности. Анализ результатов, рефлексия. Выявление степени удовлетворенности родителей его результатами. 29.08.2016
1. Основной этап.
2-ой блок. «По родному Смоленску».
Экскурсия в СШ №2 на торжественную линейку, посвященную Дню знаний. 01.09.2016
2. Беседа «Почему Смоленск так называется». Рассматривание карты Смоленской области. 05.09. -09.09.2016
3. Маршрут выходного дня. 12.09. –
20.09.2016
4. Знакомство с символикой Смоленска. 21.09. -
23.09.2016
5. Участие детей и родителей во все всероссийской акции «Бессмертный полк». 25.09. -
27.09.2016
6. Ситуативный разговор: «Пожилой человек. Какой он?». 28.09. -
01.10.2016
7. Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности Смоленска». 05.10. -
12.10.2016
8. Улицы Смоленска. 17.10. -
18.10.2016
9. Подготовка домашних сообщений на тему: «Какие народы живут в нашей стране». 24.10. -
31.10.2016
10. Рассматривание образцов одежды разных народов. 01.11.2016
11. Беседа «Дружат люди всей Земли». 02.11. -
04.11.2016
12. Просмотр презентации «Архитектура Смоленска». 17.11. -
25.11.2016
13. Оформление стенда «Моя мама на работе». Концерт «Самым лучшим на Земле!». 21.11.-
25.11.2016
14. Беседа «Что такое Конституция РФ». 05.12. -
19.12.2016
15. Экологическая акция «Берегите ёлочку!». 21.12. -
29.12.2016
16. Беседа «Знаменитые люди Смоленщины. 12.01. -
20.01.2017
17. Встреча со смоленской писательницей Н. Б. Поздиновой. Презентация книги для детей «Мне вчера сказала кошка». 26.01.2017
18. Знакомство с профессией скульптора. 27.01. -
10.02.2017
19. Беседа «Кто такие настоящие мужчины». Праздник 23 февраля. 17.02.-
22.02.2017
20. Рассказы детей на тему: «Мама милая моя!». Утренник «Мамам посвящается…» 27.02.-
07.03.2017
21. Ситуативный разговор «Люди ходят на работу». 14.03. 2017
22. Просмотр видеоролика «Труд на благо города». 22.03. -
27.03.2017
23. Виртуальная экскурсия на родину Ю. А. Гагарина. 10.04. -
14.04.2017
24. Рассказ воспитателя «Что за праздник Первомай». 27.04.-
02.05.2017
25. Беседа «День Победы». Участие совместно с родителями во акции «Бессмертный полк». 03.05. -
09.05.2017
26. Ситуативный разговор «Смоленск в прошлом и настоящем». 15.05. -
23.05.2017
27. Заключительный этап реализации 2-ого блока «По родному городу».
Презентация «Что теперь я знаю про Смоленск». Викторина на знание достопримечательностей Смоленска. 22.05.-
29.05.2017
28. Итоговый мониторинг воспитанников. Анкетирование родителей. Отчёт по 2-ому блоку проекта. Презентация продуктов проектной деятельности. Анализ результатов, рефлексия. Выявление степени удовлетворенности родителей его результатами. 30.05.2017
11. Результаты проекта
Итоговый мониторинг показал, что у дошкольников к 7-летнему возрасту:
- сформировались первоначальные знания о Рудне, Смоленске, их истории, символике, достопримечательностях, названиях улиц, исторических, культурных и социально значимых объектах, и они могут рассказать о некоторых интересных местах Смоленщины;
- расширились представления о его жителях – людях различных профессий, праздниках и традициях;
Дети в ходе реализации проекта приобрели элементарные исследовательские навыки сбора информации, научились прослеживать красоту окружающей природы в разные времена года, у них появился опыт совместной деятельности с педагогом и родителями.
Анкетирование родителей, проведённое на заключительном этапе реализации проекта, показало, что большинство из них теперь знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, крае, какая информация доступна ему в таком возрасте.
12. Количест
венные показатели проекта
Количественные показатели проектной деятельности с детьми.
Итоговый мониторинг, проведенный на заключительном этапе проекта, выявил следующие результаты:
-7 дошкольников (29,2%) имеют достаточные для их возраста знания о родном городе и крае, его истории, достопримечательностях, культурных и социально значимых объектах, его жителях, народных праздниках и традициях;
-15 детей (62,5%) могут рассказать о некоторых интересных местах Рудни и Смоленска;
-только у 2 воспитанников (8,3%) имеются разрозненные сведения о Рудне.
То есть можно сделать вывод о том, что результативность проектной деятельности с детьми составила 91,7%.
Количественные показатели участия в проектной деятельности родителей.
Анкетирование родителей, проведённое на заключительном этапе реализации проекта, показало, что из 83,2% них теперь знают, что можно рассказать пяти-шестилетнему ребенку о родном городе, крае, какая информация доступна ему в таком возрасте, 91,5% опрошенных владеют информацией о том, где в Рудне и Смоленске можно организовать содержательный и активный отдых с детьми.