Приложение МААМ

Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице»

Елена Ширяева
Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице»
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное открытое занятие по музейной педагогике Тема : «В русской горнице»; пигра «У медведя во бору»

Цель: продолжать знакомить детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие горница, рассказать о её устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям; закрепить основные приёмы лепки; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.

Публикация «Комплексное открытое занятие по музейной педагогике „В русской горнице“» размещена в разделах

Материал: русский народный костюм (для воспитателя, дрожжевое тесто, растительное масло, фартуки на каждого ребёнка.

Словарная работа: горница, люлька, доброжелательный, почитание (родителей, сундук, полати, чугунок, деревянные ложки.

Предварительная работа: экскурсия с детьми в мини-музей краеведения, рассказ воспитателя о русских традициях и обычаях, знакомство детей с русскими народными играми.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель русском народном костюме) : Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли (приглашаю детей пройти в горницу).

-Ребята, давайте представим себе, что мы пришли в гости к тётушке Алёне. Она увидела нас, обрадовалась и встречает такими словами:

-Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут (дети проходят в избу, здороваются, мальчики усаживают девочек, девочки благодарят мальчиков).

-Ну вот, как славно все разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? (ответы детей) И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?

Дети: когда приходим в гости, в детском саду, при встрече с друзьями, в больнице.

Воспитатель: что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (ответы детей)

-(подвожу итог детским высказываниям) : здравствуйте о слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей)

-Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем (дети здороваются друг с другом, с воспитателем).

Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы умеете правильно здороваться. А ещё я вам сказала «милости прошу». Что эти слова означают, как вы их понимаете? (ответы детей)

-подвожу итог детским рассуждениям: милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми. Милый человек это какой?

Дети: добрый, хороший, красивый.

Воспитатель: Верно, добрый, ласковый, заботливый. Будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что нас окружает. Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете? (ответы детей) Вот такой наш народ доброжелательный и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу. Кто из вас, ребята, может сказать как же это происходило?

Дети: Помогали друг другу.

Воспитатель: А знаете, ребята, помогали друг другу не только при постройке избы, но и в других больших делах: например, сено косить или урожай собирать. И никто никогда в помощи соседу не отказывал. Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет – соседи и мне в помощи не откажут. Как вы думаете хорошо это или плохо?

Дети: Хорошо.

Воспитатель: И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называют горницей. Постарайтесь запомнить это слово. Кто сможет повторить это слово? Ну-ка, Тамир, повтори это слово.

Тамир: Горница (ещё два-три ребёнка повторяют).

Воспитатель:Молодцы, запомнили. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? (ответы детей)

-Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду и дома тепло. Что нас греет? (ответы детей) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела?

Дети: Дрова.

Воспитатель: Да, верно, печь и накормит, и обогреет. А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (ответы детей) Грибы, ягоды, травы.

-А ещё, ребята, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?

Дети: Заболеют.

Воспитатель: Правильно, заболеют. Но уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

-А ещё посмотрите, что есть в горнице? Какая мебель?

Дети: Лавки, сундук, стол.

Воспитатель: Сундук для чего нужен? (ответы детей) А ещё люлька для малыша. А где же люди спали? (ответы детей) А спали тогда на печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы в избах делали большие, потому что и семьи были немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? (ответы детей) Верно, много. Всего девять человек. Самым главным в семье был самый старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.

-А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок тогда не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун ложку опускал дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперёд него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению. Как вы думаете, ребята, хорошие это были правила или нет? (ответы детей)

-Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое тёплое место для сна. Где оно? (ответы детей) Правильно, на печи. А почему? Кто знает? Женечка, ты знаешь?

Женя: Потому что они старенькие.

Воспитатель: Умница, Женя, верно. Их даже мама с папой во всём слушались, потому что любили, уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.

-Вот, ребята, какой русский народ : доброжелательный (предлагаю детям объяснить это слово, родителей почитали (почитает – что это означает, в помочи никому не отказывает (помочь – это что) и гостеприимный. Для гостей ставили на стол всё самое лучшее.

-Но прежде, чем мы приступим к приготовлению нашего угощения я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У медведя во бору». Вы её очень хорошо знаете. Для начала нам нужно выбрать «медведя». Сделаем это при помощи считалки:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы – дети.

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Игра проводится два-три раза.

-Ну что ж, мы поиграли, отдохнули. А теперь можно приступить и к приготовлению угощения. Давайте пройдём с вами к столам и займёмся приготовлением бубликов (дети проходят к столам). Для приготовления бубликов нам понадобится тесто, но не простое, а дрожжевое. Вот оно у меня здесь в чашке, накрыто салфеткой. А для чего я накрыла его салфеткой, кто знает?

Дети: Чтобы не попала в тесто грязь, пыль, мусор.

Воспитатель: Посмотрите, какое оно воздушное. Из него получатся вкусные бублики. Чтобы начать приготовление бубликов тесто нужно разделить на небольшие комочки, но сначала давайте оденем фартуки (помогаю детям одеть фартуки). Ну вот, мы и готовы к работе с тестом. А чтобы тесто не прилипало к рукам нужно руки смазать растительным маслом (смазываем руки маслом).

-Делю тесто на комочки и раздаю детям. Показываю, как правильно раскатать тесто и слепить бублик. Затем дети самостоятельно лепят бублики.

Воспитатель: Ну что, у всех получились бублики? (ответы детей) Какие красивые бублики у вас получились. Положим их на поднос и накроем салфеткой.

-Вот и закончилось наше занятие. Скажите, ребята, вам понравилось? (ответы детей) А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями (дети прощаются с гостями, возьмём поднос с бубликами и отнесём его на кухню нашим поварам, чтобы они выпекли наши бублики в печке.

Публикации по теме:

«Сказочные посиделки в русской горнице». Музыкальное развлечение по русским сказкам во второй младшей и средней группах • Задачи: - Расширить представления детей о сказках, воспитывать к ним интерес; - Способствовать умению детей дружно и согласованно работать.

Конспект интегрированной НОД по музейной педагогике «В гостях у Марьи-искусницы» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное», «Речевое», «Социально-коммуникативное», «Физическое» Цель: Приобщение.

Конспект НОД по музейной педагогике «В гостях у пряхи» Цель: Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций Музея «Родничок». Образовательные задачи: - Продолжать знакомить детей с предметами.

Конспект НОД по музейной педагогике в старшей группе «Как появилась русская изба?» Технологическая карта НОД по музейной педагогике Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…», или «Как появилась русская изба?».

Конспект занятия в подготовительной группе «В русской горнице» Конспект занятия в подготовительной группе «В русской горнице» Тема: «В русской горнице» Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека,.

Открытое комплексное занятие в первой младшей группе «Петушок и его семья» Открытое комплексное занятие в младшей группе «Петушок и его семья» Цели: - расширять представление детей о домашних птицах: петухе, курице,.

Открытое комплексное занятие в младшей группе «Праздник лета»Открытое комплексное занятие в младшей группе «Праздник лета» "Праздник лета" во второй младшей группе «Гномики» Место проведения: групповая комната Дата проведения: 1 июня 2017г. Ведущая. Здравствуйте.

Открытое комплексное занятие в средней группе «Весеннее настроение» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №77 «Морошка» Открытое комплексное занятие «Весеннее настроение".

Открытое занятие на тему: «Загадки русской избы» Программное содержание: - обобщить знания детей об избе на Руси, о предметах быта; - развитие интереса к прошлому; - формировать у детей.

Проектная работа по музейной педагогике «Здравствуй, музей!» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района — детский сад «Аленький цветочек» выступление на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 22:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ширяева (УИ 176244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД