Елена Ширяева
Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице»
▼ Скачать
Комплексное открытое занятие по музейной педагогике Тема : «В русской горнице»; пигра «У медведя во бору»
Цель: продолжать знакомить детей с жилищем русского человека; разъяснить понятие горница, рассказать о её устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям; закрепить основные приёмы лепки; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.
Публикация «Комплексное открытое занятие по музейной педагогике „В русской горнице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
Материал: русский народный костюм (для воспитателя, дрожжевое тесто, растительное масло, фартуки на каждого ребёнка.
Словарная работа: горница, люлька, доброжелательный, почитание (родителей, сундук, полати, чугунок, деревянные ложки.
Предварительная работа: экскурсия с детьми в мини-музей краеведения, рассказ воспитателя о русских традициях и обычаях, знакомство детей с русскими народными играми.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель (в русском народном костюме) : Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли (приглашаю детей пройти в горницу).
-Ребята, давайте представим себе, что мы пришли в гости к тётушке Алёне. Она увидела нас, обрадовалась и встречает такими словами:
-Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут (дети проходят в избу, здороваются, мальчики усаживают девочек, девочки благодарят мальчиков).
-Ну вот, как славно все разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? (ответы детей) И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
Дети: когда приходим в гости, в детском саду, при встрече с друзьями, в больнице.
Воспитатель: что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (ответы детей)
-(подвожу итог детским высказываниям) : здравствуйте о слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей)
-Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем (дети здороваются друг с другом, с воспитателем).
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы умеете правильно здороваться. А ещё я вам сказала «милости прошу». Что эти слова означают, как вы их понимаете? (ответы детей)
-подвожу итог детским рассуждениям: милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми. Милый человек это какой?
Дети: добрый, хороший, красивый.
Воспитатель: Верно, добрый, ласковый, заботливый. Будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что нас окружает. Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете? (ответы детей) Вот такой наш народ доброжелательный и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу. Кто из вас, ребята, может сказать как же это происходило?
Дети: Помогали друг другу.
Воспитатель: А знаете, ребята, помогали друг другу не только при постройке избы, но и в других больших делах: например, сено косить или урожай собирать. И никто никогда в помощи соседу не отказывал. Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет – соседи и мне в помощи не откажут. Как вы думаете хорошо это или плохо?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называют горницей. Постарайтесь запомнить это слово. Кто сможет повторить это слово? Ну-ка, Тамир, повтори это слово.
Тамир: Горница (ещё два-три ребёнка повторяют).
Воспитатель:Молодцы, запомнили. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? (ответы детей)
-Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас в детском саду и дома тепло. Что нас греет? (ответы детей) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела?
Дети: Дрова.
Воспитатель: Да, верно, печь и накормит, и обогреет. А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замёрзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (ответы детей) Грибы, ягоды, травы.
-А ещё, ребята, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?
Дети: Заболеют.
Воспитатель: Правильно, заболеют. Но уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдёт. Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.
-А ещё посмотрите, что есть в горнице? Какая мебель?
Дети: Лавки, сундук, стол.
Воспитатель: Сундук для чего нужен? (ответы детей) А ещё люлька для малыша. А где же люди спали? (ответы детей) А спали тогда на печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы в избах делали большие, потому что и семьи были немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Сколько всего? (ответы детей) Верно, много. Всего девять человек. Самым главным в семье был самый старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались.
-А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок тогда не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун ложку опускал дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперёд него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперёк батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению. Как вы думаете, ребята, хорошие это были правила или нет? (ответы детей)
-Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое тёплое место для сна. Где оно? (ответы детей) Правильно, на печи. А почему? Кто знает? Женечка, ты знаешь?
Женя: Потому что они старенькие.
Воспитатель: Умница, Женя, верно. Их даже мама с папой во всём слушались, потому что любили, уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей.
-Вот, ребята, какой русский народ : доброжелательный (предлагаю детям объяснить это слово, родителей почитали (почитает – что это означает, в помочи никому не отказывает (помочь – это что) и гостеприимный. Для гостей ставили на стол всё самое лучшее.
-Но прежде, чем мы приступим к приготовлению нашего угощения я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «У медведя во бору». Вы её очень хорошо знаете. Для начала нам нужно выбрать «медведя». Сделаем это при помощи считалки:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы – дети.
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Игра проводится два-три раза.
-Ну что ж, мы поиграли, отдохнули. А теперь можно приступить и к приготовлению угощения. Давайте пройдём с вами к столам и займёмся приготовлением бубликов (дети проходят к столам). Для приготовления бубликов нам понадобится тесто, но не простое, а дрожжевое. Вот оно у меня здесь в чашке, накрыто салфеткой. А для чего я накрыла его салфеткой, кто знает?
Дети: Чтобы не попала в тесто грязь, пыль, мусор.
Воспитатель: Посмотрите, какое оно воздушное. Из него получатся вкусные бублики. Чтобы начать приготовление бубликов тесто нужно разделить на небольшие комочки, но сначала давайте оденем фартуки (помогаю детям одеть фартуки). Ну вот, мы и готовы к работе с тестом. А чтобы тесто не прилипало к рукам нужно руки смазать растительным маслом (смазываем руки маслом).
-Делю тесто на комочки и раздаю детям. Показываю, как правильно раскатать тесто и слепить бублик. Затем дети самостоятельно лепят бублики.
Воспитатель: Ну что, у всех получились бублики? (ответы детей) Какие красивые бублики у вас получились. Положим их на поднос и накроем салфеткой.
-Вот и закончилось наше занятие. Скажите, ребята, вам понравилось? (ответы детей) А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями (дети прощаются с гостями, возьмём поднос с бубликами и отнесём его на кухню нашим поварам, чтобы они выпекли наши бублики в печке.