Лариса Логинова
Проект во второй младшей группе «Математика в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта "Математика в сказках"
Автор: Логинова Лариса Евгеньевна, Казимирова Галина Владимировна, МБДОУ детский сад № 11 «Звёздочка» городского округа Щёлково (корпус 4)
Тип (долгосрочный)
Период проведения
01.12.2022 – 30.04.2023
Вид
Практико-ориентированный
Участники
Воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители
Цели и задачи проекта
Публикация «Проект во второй младшей группе „Математика в сказках“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Цель: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений через сказки, обеспечить успешное развитие логики и мышления детей.
Задачи:
1. формирование системы математических знаний, умений и навыков у детей второй младшей группы;
2. развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация, конкретизация);
3. развитие познавательной активности у детей и родителей в изучении математических представлений опосредованно, через русское народное творчество – сказки;
4. развитие речи детей, обогащение словарного запаса через чтение и изучение сказок;
5. физическое развитие детей в процессе выполнения подвижных игр;
6. развитие социально-коммуникативных навыков, через взаимодействие воспитанников в ходе занятий.
7. разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения по мотивам сказок, направленные на развитие математических представлений и мышления детей.
Актуальность
Возник вопрос, что еще, кроме игры также эмоционально вовлекает детей в процесс познания, развивает их заинтересованность и внимание? Конечно же, это сказки. Формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей, так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко.
Проблема
Дети младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в формировании математических представлений, что обусловлено возрастными особенностями. Необходимо повысить уровень формирования математических представлений у детей данного возраста.
Предварительная работа
- Чтение художественных произведений,
- подбор дидактических игр по теме
- обогащение математического уголка
Детская художественная литература
«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок» «Репка», «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь» и др.
Дидактические игры
«Большой и маленький», «Найди предмет», «Длинное - короткое», «Веселые матрешки», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Широкое - узкое», «Геометрическое лото», «Составь предмет», «Танграм», «Счетные палочки», «Кому какая форма», «Три медведя», «Собери бусы»
Формы реализации проекта
Коллективная реализация проекта, игровая, познавательное чтение, беседы, подвижные игры, НОД (игровые ситуации, открытое занятие, досуг для родителей, создание книги сказок с иллюстрациями из геометрических фигур, изготовление лепбука «Математика в сказках».
План действий по реализации проекта (подробное описание мероприятий (действий) по реализации проекта: цель, содержание, промежуточный результат)
1 этап – подготовительный
проведение и анализ результатов первичной диагностики уровня формирования элементарных математических представлений у детей;
подготовка конспектов занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений с использованием сказок;
подбор разнообразных книг, иллюстраций «Русские народные сказки», «Авторские сказки»;
организация книжного уголка, с размещением книг и иллюстраций по теме проекта;
создание картотеки игр и упражнений по выбранной теме;
подготовка информационных листов для родителей по ознакомлению детей со сказками, способствующими формированию математических представлений.
2 этап – основной
«Введение в ситуацию»
Беседа «Есть ли математика в сказках»
Консультация для родителей «Математика для детей через сказку»
«Актуализация знаний»
Чтение художественной литературы «Три медведя», «Три поросенка», «Колобок», «Теремок», и тд
«Затруднение в ситуации»
НОД «Число и цифра 1 и 2»
НОД «Счет до трех» «Игралочка» Петерсон Л. Г, Кочемасова Е. Е.
«Открытие нового знания» (способа действий)
НОД «Круг»
«Включение нового знания (способа действия) в систему знаний»
Итоговое открытое занятие «Три медведя»
Игра «Найди цифру»
Игра «Найди фигуру»
3 этап – контрольно-оценочный
«Осмысление»
Создание книги сказок с иллюстрациями из геометрических фигур (Дети с родителями)
Лэпбук «Математика в сказках». (см. в презентации)
Итоговый досуг для родителей "Математика в сказке "Теремок"
Анализ проведенной деятельности с указанием задач и решений к ним
Использование сказки в образовательном процессе способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации детьми. Отмечается повышение познавательной активности детей, развитие их заинтересованности в получении новой информации. Дети научились более внимательно слушать сказки, изучая ее контекст, «видеть» математику не только в предлагаемом на занятии материале, но и опосредованно, рассказах, событиях жизни, окружающей среде, играх.
Реализация проекта, а именно использование сказок в обучающем процессе, способствовало развитию у детей не только математических представлений, но и способности договариваться, оказывать друг другу поддержку, высказывать свои предположения, творческого мышления; повысило интерес к чтению.
Следует отметить повышение активности и заинтересованности в формировании математических представлений у родителей. Так, увеличилось количество родителей, обращающихся за разъяснениями о теме и содержании занятий, проявляющих желание участвовать в конкурсах и занятиях совместно с ребенком. Создание условий для формирования математических представлений через использование сказок способствовало повышению уровня математических представлений у детей.
Перспектива
В дальнейшем продолжать работу по математическому развитию детей, пополнять и обогащать материал лепбука и математического уголка новыми играми согласно возрасту детей.
Литература:
1. «Мир открытий» комплексная образовательная программа дошкольного образования, Л. Г. Петерсон.
2. «Игралочка» учебно-методический комплект к математическому курсу для дошкольников.
3. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
4. Л. Ю. Козина «Игры по математике для дошкольников», Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.