Потапова Татьяна
Проект по художественно-эстетическому развитию «Волшебные краски осени» для младшего дошкольного возраста
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) «Волшебные краски осени».
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Потапова Татьяна Анатольевна.
МОБУ «СОШ «Янинский ЦО» СП ДО №4
Ленинградская область, Всеволожский район.
Название проекта : «Волшебные краски осени».
Сроки реализации: краткосрочный (4 недели).
Тип проекта : познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию „Волшебные краски осени“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Возрастная группа : воспитанники 4-5 лет.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта : современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития ребенка, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, лучше понимал себя и свое окружение, чтобы выражал оригинальные фантазии и идеи и в последствии стал счастливым и полноценным человеком.
Эффективным средством решения в дошкольном детстве есть изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Цель проекта : поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образов.
Задачи проекта.
Образовательные: познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники художественного творчества. Научить создавать свой неповторимый образ, в работах выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать. Совершенствовать умения и навыки в различных техниках.
Развивающие : развивать творчество, фантазию, воображение; тренировать дыхание и мышцы рта, память.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, чувство товарищества, коллективизма, стремление помочь, усидчивость и желание доводить начатое дело до конца.
Для родителей: ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путем совместного участия. Консультации, индивидуальные беседы и презентация для родителей по теме проекта.
Методы и приемы работы:
• практические (дидактические игры, создание рисунка);
• наглядные (просмотр методического материала, рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников, просмотр мультимедийной презентации);
• словесные (беседа, объяснение, напоминание, поощрения, применение художественного слова, дидактические словесные игры).
Ожидаемый результат: дети смогут овладеть различными техниками нетрадиционного творчества; самостоятельно смогут выбирать материал и применять его в работе; смогут
проявлять интерес к изобразительной деятельности; повысится уровень развития психических познавательных процессов (мышление, память, внимание).
Интеграция по образовательным областям:
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
Оборудование и материалы: бумага, краски, карандаши, восковые свечи, кисти, непроливайки, салфетки, губки-штампы, шаблоны листьев, клей, соль, пластилин, ватные палочки, трубочки коктейльные; аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года», репродукции картин художников И. Левитана «Дубовая роща. Осень.» и Ю. Валлиулиной «Золотая осень»; почтовая посылка и сундучок с загадками Волшебницы-Осени. Мягкие игрушки медвежонок, белочка, птички. Корзина с яблоками в завершении проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап: создание развивающей среды, материальной базы. Подбор дидактических игр и упражнений. Разработка плана занятий в течение проекта. Создание выставочной зоны для готовых работ воспитанников. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта, консультация «Нетрадиционные способы и техники изобразительной деятельности детей в детском саду». Рассматривание картин русских художников, прослушивание музыкальных произведений, чтение и разучивание стихотворений об осени. Наблюдение за изменениями в природе и на участке детского сада, за растениями, птицами; сбор природного материала для поделок.
Основной этап: развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности и различных нетрадиционных материалов. На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками: рисование пальчиками и ватными палочками полусухой кистью методом «тычок», солью, по трафарету, способом «кляксография» раздувать каплю краски, пластилинография. Рисование восковой свечой с покрытием акварелью.
Обнаружение в группе посылки с письмом. В письме стихотворение, чтобы узнать от кого оно, нужно отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья!
(Волшебница-Осень).
.
Каждую неделю Волшебница-Осень будет давать ребятам задания. За активную работу и выполнение заданий она наградит детей вкусными дарами.
1 неделя.
Задание от Волшебницы-Осени : приготовить к зиме угощение для птиц. Пальчиковое рисование и лепка способом «пластилинография» «Веточка рябины».
Ягодка красна, да не вкусна,
А пришел мороз сахару принес!
Ягоды – не сладость, это глазу радость.
Садам украшенье, а дроздам угощенье!
Задачи: познакомить с правилами работы в этой технике; развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять знания о цвете; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать словарь: гроздь ягод.
Работа с родителями: индивидуальные беседы по теме проекта, видеомастер-класс «Удивляемся вместе с детьми».
2 неделя.
Задание от Волшебницы-Осени : одеть медвежонка в теплую шубку и украсить грибок для белочки. Рисование способом «тычок» «Медвежонок» и способом «монотипия» «Волшебный грибок»; аппликация природными материалами «Грибок» и «Листопад».
Белка скачет по дорожке
И грибок несет за ножку.
Ежик топал чуть дыша, тихо листьями шурша…
Задачи: познакомить с техникой работы полусухой кистью «тычок»; развивать воображение, внимание; закреплять умения и навыки работы с природным материалом; воспитывать художественный вкус; вызвать радость от работы способом «монотипия»
Работа с родителями: консультация «Нетрадиционные техники рисования», выставка детских работ.
3 неделя.
Задание от Волшебницы осени : создайте красочный ковер из осенних листьев и сказочный лес. Рисование по трафарету губками-подушечками «Лист осенний» и аппликация солью по рисунку «Сказочный лес».
Как прекрасен листопад
Листья с дерева летят.
Разные-разные, желтые и красные…
Задачи: учить создавать рисунки, используя губку, соль и клей ПВА; развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета; воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.
Работа с родителями: помощь в создании большого «ковра» из работ детей.
4 неделя.
Задание от Волшебницы-Осени : создать узор при помощи коктейльной трубочки и восковой свечи. Рисование способом «кляксография» «Краски осени» и сюжетное рисование акварелью по восковой свече «Осеннее небо».
Задачи: познакомить детей с рисованием при помощи трубочки и капли краски; показать, как краска рисует по свече; развивать цветовое восприятие, воображение; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать словарь и расширять словарный запас.
Работа с родителями: выставка работ детей, папка-раскладушка «Рисуем без кисточки». Задание на дом: выполнить рисунок совместно с ребенком в любой технике.
Заключительный этап.
Сообщение для детей от Волшебницы-Осени : «Дорогие, ребята! Вы очень хорошо потрудились! Все мои задания выполнили на отлично. Познакомились с различными способами рисования без кисточки и волшебной лепкой. Приготовила я для всех ребят дары осени (фрукты) и новые карандаши. Угощайтесь и рисуйте! До свидания в следующем году осенью!»
Итоговое мероприятие. Совместная выставка рисунков родителей и детей «Краски осени». Просмотр презентации о нетрадиционных техниках рисования. Для педагогов ДОУ - презентация.
Список используемой литературы:
1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2007г.
2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования для дошкольников», 2003г.
3. К. К. Утробина, Р. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет», 2004г.
4. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», 2000 г.