Ольга Чернова
Проект по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
Умение одухотворять живую и неживую природу
Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми средней группы» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Стремление заботиться о других
Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребё нок набирается опыта изодеятельности:
Учится быть оригинальным
Учится использовать средства выразительности
Учится давать оценку своей и чужой деятельности
Учится проявлять инициативу, самостоятельность
Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н. А. Ветлугина)
Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.
Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.
Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.
Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.
Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:
Развитие художественно-эстетического восприятия
Способность замысливать, представлять будущий рисунок
Освоение технических и изобразительных навыков
Опыт общения с миром изобразительного искусства
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.
Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Результатами работы должны стать:
Активность и самостоятельность детей в рисовании
Умение находить новые способы для художественного изображения
Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.
2. Цель и задачи проекта
Целью данного проекта является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисования.
На основе данной цели определены следующие задачи:
Развивающие :
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Форма проведения проекта : комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
В работе с детьми по проекту необходимо :
Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Условия работы :
Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.
При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:
Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития
Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности
Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.
Развивающая среда опирается на принципы:
Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития
Принцип информированности, обогащённости
Принцип активности
Принцип эмоциональной насыщенности
Принцип системности
Принцип статичности и подвижности
Принцип эмоционального благополучия и комфортности
Принцип закрытости
Принцип обеспечения половых различий
Принцип универсальности.
Игры и упражнения.
Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении
А если учесть,что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.
Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга
Выгорский Л. С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
МОНОТОПИЯ– эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!
Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.
Упражнения:
«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному. Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…
«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.
«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
«Я и мой портрет». Нарисуем себя и посмеёмся.
«Город на реке». Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.
«Белый пароход». Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.
«Гномы – близнецы». Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.
ПЕЧАТКА– техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.
Ход работы.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д.
Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т. п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!
Упражнения:
Для детей младшей группы можно предложить нарисовать :
- цветы для пчёлки;
- бабочек порхающих над лугом;
- грибы на полянке;
- овощи в корзинке;
- фрукты в вазе и т. п.
Дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы:
- открытки;
- пригласительные билеты;
- платки;
- салфетки
Используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»
- букет цветов;
- закладки;
- букет из рябиновых веток.
РИСОВАНИЕ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ – своеобразная техника рисования.
Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.
Ход работы.
1-ый способ
Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.
2-ой способ
Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.
Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.
Упражнения:
«Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?
«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.
«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую,пушистую шубку непоседы.
«Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.
«Воробышки зимой» Холодно птахам, нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!
«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.
«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!
КЛЯКСОГРАФИЯ – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы.
1-ый способ
Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
2-ой способ
Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!
Упражнения:
«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.
«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.
«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.
НАБРЫЗГ– непростая техника.
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
Ход работы:
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.
Упражнения:
«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.
«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.
Кружатся в танце белые снежинки.
«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.
ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ– очень интересная техника.
ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА.
Материал: краска, тарелочки, бумага
Ход работы.
Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.
Упражнения:
Предложите детям представить:
«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!
«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.
«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.
«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.
«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.
«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.
МЯТАЯ БУМАГА
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.
Ход работы.
1-ый способ
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
2-ой способ
Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т. п.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»
Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.
Ход работы.
В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.
РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
Ход работы.
Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.
РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т. п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.
Ход работы.
Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.
Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.
Организация работы с родителями
Для сотрудничества с семьё й выбраны следующие формы работы:
Оформление наглядной агитации для родителей
Проведение бесед
Консультаций
Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
Анкетирование
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.
Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
Заключение.
Работа по данному проекту даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования
Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.
Дети научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.
Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.
Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:
Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;