Зарифа Садыкова
Проект по творческому развитию с применением нетрадиционных техник рисования для детей 5–6 лет «Творим, выдумываем, пробуем»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем!"
Тип проекта : познавательно - творческий, среднесрочный.
Участники проекта : воспитанники дошкольного возраста старшей группы от 5-6 лет.
Срок реализации: сентябрь 2016 - декабрь 2016 года.
Актуальность темы
Публикация «Проект по творческому развитию с применением нетрадиционных техник рисования для детей 5–6 лет „Творим, выдумываем, пробуем“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т. д. (О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, Е. А. Екжанова, Т. П. Кудрина и др.
В процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.
Работа в проекте заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании для подготовки детей к школе. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Цель проекта : Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
4. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества. 5. Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.
6. Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.
7. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
4. Диагностика.
5.
2) Реализация проекта
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.
На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, монотипии, клеевые картинки, ожившие предметы, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы : ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.
- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Принципы реализации проекта : Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с педагогами:
Консультации:
1. “Подготовка детей к школе через развитие творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования”.
2. “Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.
2. Мастер-класс на тему «Рисуем без кисточек» (освоение нетрадиционных техник рисования).
Работа с родителями:
Консультации:
1. “Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”
2. “Развивайте творчество детей”.
3. Беседа с элементами практикума “Рисуя – играем”.
4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности.
5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
Совместная деятельность с детьми:
1. КВН по изобразительной деятельности.
2. Выставка рисунков “Чудеса своими руками”.
3. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.
Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
Игры на развитие фантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.
Упражнения на развитие зрительного воображения: нарисуй с помощью фигур, чудесный лес, истории из мешка, быстрые превращения, рисунки на спине, я – уникальный, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?
Непосредственная образовательная деятельность
Сентябрь
1. Тема “Осенние мотивы” (раздувание краски)
Задачи:
1. Познакомить с новым способом изображения - раздувание краски, показать его выразительные возможности.
2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка, что дает случайный, непредсказуемый эффект.
3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Материал к занимательной деятельности: репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, дополнительный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами разучивание стихотворений об осени игры с листьями на прогулках экскурсия в парк в период золотой осени.
2. Тема “Ветка рябины” (рисование пальчиками)
Задачи:
1. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
2. Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство.
3. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Материал к занимательной деятельности: альбомный лист в форме овала черного цвета, дополнительный лист, гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук, гроздь рябины.
Предварительная работа: наблюдения за рябиной во время прогулок.
Октябрь
1. Тема “Осенний пейзаж” (метод тычкования)
Задачи:
1. Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных.
2. Развивать чувство композиции.
Материал к занимательной деятельности: Ватные палочки, репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
2. Тема “Цветик - разноцветий” (смешивание цветов)
Задачи:
1. Закрепить представления о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов получения.
3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.
4. Развивать чувственно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Материал к занимательной деятельности: Спектральный круг, альбомный лист, с контуром изображения цветка, выполненным восковым карандашом, дополнительный лист для смешивания красок, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.
Ноябрь
1. Тема “По выбору” (рисование манкой)
Задачи:
1. Научить новому приему оформления изображения.
2. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.
3. Побуждать детей к творческой активности.
Материал к занимательной деятельности: Палитра, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, манка.
2. Тема “Музыкальный рисунок” (рисование музыки)
Задачи:
1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования
2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
3. Стимулировать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой.
Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы.
Декабрь
1. Тема “Витражи для окошек в избушке Зимушке-зимы” (клеевые картины)
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии.
2. Познакомить детей со словом “витраж” и техникой его выполнения.
3. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения боле светлого оттенка.
Материал к занимательной деятельности: репродукция с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, палитра, простой карандаш, клей ПВА, салфетка, кисть, стаканчик с водой.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. -Х. Андерсена “Снежная королева”, рассматривание репродукций с зимними пейзажами.
2. Тема “Ожившая сказка” (ожившие предметы)
Задачи:
1. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
2. Формировать работу над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.
3. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения мимики, дополнительных деталей.
Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши.
Предварительная работа: Чтение сказки Дж. Родари “Чиполлино”, стихотворения Ю. Тувима “Овощи”.
3) Заключительный этап
1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
3. Выставка “Чудеса своими руками”;
4. Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности;
5. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.
Литература.
1. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –М. : “Издательство Скрипторий 2003”, 2010.
2. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 –М. : “Издательство Скрипторий 2003”, 2010.
3. Е. А. Екжанова Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования : планирование, конспекты занятий М. : ТЦ Сфера, 2005. КомароваТ. С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 1989.