Ольга Чабан
Проект по ФЭМП в средней группе 4–5 лет «В стране геометрических фигур»
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 408
г. Новосибирск
Проект по ФЭМП в средней группе 4-5 лет :
«В стране геометрических фигур».
Тип проекта : познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Чабан Ольга Владимировна
Воспитатель МКДОУ д/с № 408
Новосибирск
2019г.
Публикация «Проект по ФЭМП в средней группе 4–5 лет „В стране геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель - Чабан Ольга Владимировна.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Тип пректа: познавательно - игровой
Продолжительность проекта : ноябрь-февраль
Форма проведения проекта : совместная деятельность воспитателя с детьми с помощью наблюдений, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, подвижных и дидактических игр, работы с родителями.
Актуальность проекта :
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают. Для этого необходимо развивать у детей представления о геометрических фигурах. Важно помнить, что знакомство и закрепление детьми геометрических фигур наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности.
Цель проекта : создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта : «В стране геометрических фигур».
Задачи проекта :
Для детей:
1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).
2. Развивать у детей конструктивные способности, умение классифицировать.
3. Формировать умения различать, называть, сравнивать геометрические фигуры.
4. Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Развивать умения запоминать стихотворения о геометрических фигурах.
Для воспитателей:
1. Создать условия для реализации данного проекта.
2. Обеспечить группу необходимым оборудованием.
Продукт проекта :
• развивающие математические игры, игры-самоделки;
• буклеты для родителей по математическому развитию детей;
• стенгазеты «Веселая математика»
• итоговое занятие по математическому развитию.
Работа с родителями: консультации для родителей, папка стихотворений о геометрических фигурах, картотека подвижных и дидактических игр для родителей.
Реализация этапов проекта :
№ Мероприятие Ответственный Дата проведения
Подготовительный этап:
1 Анкетирование родителей «Зачем нужна математика» Воспитатель ноябрь
2 Консультация для родителей: «Весёлая математика для больших и маленьких».
Воспитатель ноябрь
3 Консультация для родителей: «Математика – это интересно».
Воспитатель Ноябрь
4 Изготовление игр «Морской бой», «Шифровщики», «Танграм». Воспитатель Ноябрь- декабрь
5 Пополнить картотеку наглядного пособия, иллюстрированного материала.
Воспитатель Ноябрь-декабрь
6 Подбор дидактических игр. Воспитатель Ноябрь- декабрь
7 Подбор подвижных игр.
Воспитатель Ноябрь- декабрь
8 Разучивание стихотворений, пальчиковых игр, физ. минуток.
Воспитатель Ноябрь- декабрь
9 Пополнить картотеку математических игр: «Лото с геометрическими фигурами»; «Сложи круг, квадрат»; «Сделай фигуру из пальчиков»; «Покажи одинаковые предметы»; «Цвет и форма». Воспитатель Ноябрь- декабрь
10 Создание буклета для родителей «Вместе с родителями в страну математике. Воспитатель
11 Знакомство родителей с требованиями ФГОС. Мотивирование родителей к совместной работе и деятельности с детьми. Воспитатель
Основной этап:
1 Решение головоломок, ребусов, логических задач. Воспитатель Ноябрь- декабрь
2 Чтение художественной литературы: «Три поросёнка»; «Два жадных медвежонка»; заучивание считалок, стихов, потешек о геометрических фигурах.
Воспитатель Ноябрь- декабрь
3 Математический досуг «В гости к Винни-Пуху» Воспитатель Декабрь
4 Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад»; «Магазин»; «Поликлиника».
Воспитатель Ноябрь- декабрь
5 Познание: конструирование из геометрических фигур. Воспитатель Ноябрь- декабрь
6 Подвижные игры: «Ловишки»; «Найди, где спрятано»; «Найди свой домик».
Воспитатель Ноябрь- декабрь
7 Дидактические игры с математическим содержанием: «Чудесный мешочек»; «Построим фигуру»; «На что похоже»; «Найди предмет круглой формы».
Воспитатель Ноябрь- декабрь
8 Рисование: «Солнышко»; «Построй и нарисуй».
Воспитатель Декабрь
9 Лепка: «Гусеница»; «Божья коровка».
Воспитатель Ноябрь- декабрь
10 Аппликация: «Дом»; «Машина»; «Ракета».
Воспитатель Ноябрь- декабрь
11 Аппликация «Сказочное животное» (из геометрических фигур) Воспитатель Декабрь
12 Проведение совместно с родителями КВН «Знаешь ли ты» Воспитатель Декабрь
13 Изготовление поделок с родителями «Увлекательная математика» Воспитатель Декабрь
14 Игротека в кругу семьи родители Ноябрь- декабрь
15 Стенгазеты «Веселая математика» родители Декабрь
16 Наблюдения на прогулке. Форма, размер, величина, цвет в природе Ноябрь- декабрь
17 Беседа «Зачем повару математика» Декабрь
Заключительный этап:
1 Проведение НОД «Юные помощники».
Воспитатель Декабрь-январь
2 Выставка дидактических игр и пособий. Воспитатель Февраль
3 Анализ результативности Воспитатель Февраль
4 Представление материала проекта на педагогическом совете Воспитатель 25.02.2019-1.03.2019
Предполагаемый результат:
• формирование у воспитанников группы интереса к математическим играм, стремление играть в них и на основе этого формирование элементарных математических представлений;
• становление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;
• участие родителей группы в организации работы по проекту;
• совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
• накопление методической литературы и дидактического материала.
В результате реализации проекта дети средней группы смогут закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также сформируется интерес к конструированию и аппликации; развитие познавательных и творческих способностей.
Изученная методическая литература:
1. Калиниченко А. В., «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. Ребёнок в детском саду». М. ,2007г., №3.
2. «Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике», журнал «Управление ДОУ».
3. Репина Г. А., «Математическое развитие дошкольников», М. ТЦ Сфера 2008.
4. Шевелев В., «Математика для дошкольников»., 2005.
5. Новикова В. П. «Математика в детском саду. 4-5 лет»., «Мозаика Синтез»., 2015г.
Материал, используемый при проведение математического проекта.
Загадки о геометрических фигурах.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я. (Треугольник).
2. Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестрёнки,
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали, ведь это … (Квадрат).
3. Он похож на колесо,
А ещё на букву «О».
По дороге катится
И в ромашки прячется.
Нрав его совсем не крут,
Догадались, это (Круг).
4. Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра.
И на маленький листочек
Мы поставим сотни (Точек).
5. Ни угла, ни стороны,
А родня одни блины (Круг).
Физкультминутки для детей.
1. «Раз согнуться, разогнуться,
Два нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть».
2. «Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять.
По новеньким дорожкам
Мы пройдём немножко.
Влево, вправо посмотрели
И на корточки присели.
Встали дружно, потянулись
И как кошечки погнулись.
А теперь прыжки на месте
И похлопаем все вместе».
3. Мы становимся всё выше
Достаём руками крыши,
На носочки поднимись
И до солнца дотянись.
4. Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Раз, два, руки вытянуть пошире,
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дидактические игры по математике.
1. Д. и. «Что бывает такой формы».
Цель: учить различать фигуры, развивать память, мышление.
Ход игры: Яблоко, какое – круглое. Окно какое – квадратное. Что бывает круглым, квадратным и т. д.
2. Д. и. «Лото – цвета и фигуры».
Цель: освоение умений выделять различные формы и цвета.
Ход игры: Детям раздают карточки на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетание их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребёнок на карточке которого имеется эта фигура, берёт её и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
3. Д. и. «Назови одним словом».
Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.)
Ход игры: Перед ребёнком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребёнок должен назвать фигуры одним словом.
4. Д. и. «Что изменилось».
Цель: развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Материал: четыре больших квадрата (три красных, один зелёный, два маленьких зелёных квадрата, один маленький зелёный круг.
Ход игры: Педагог предлагает детям – вы закроете глаза, а я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зелёный. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2 – 3 квадрата.
5. Д. и. «Подбери подходящее».
Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общим признакам.
Материал: карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.
Ход игры: Перед ребёнком выкладываются три карточки с изображёнными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой – либо зависимости. Задача ребёнка – подобрать четвёртую карточку с подходящей геометрической фигурой.
6. Д. и. «Подбери по величине».
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники и т. д., двух размеров - большие и маленькие.
Ход игры: Педагог кладёт на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей.
7. Д. и. «Сложи квадрат».
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления.
Ход игры: Разложить кусочки квадратов по цвету и сложить из кусочков целый квадрат. Придумывать новые квадратики.
8. Д. и. «Угадай по контуру».
Цель: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертанием.
Материал: карточки с вырезанными предметами посередине.
Ход игры: Перед ребёнком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.
9. Д. и. «Чудесный мешочек». Цель: развитие воображение, тактильные ощущения. Материал: чудесный мешочек, геометрические фигуры. Ход игры: Воспитатель предлагает детям на ощупь узнать, что лежит в мешочке.