Папки-передвижки

Проект по формированию экологического познавательного интереса «Вода — это жизнь»

Жанна Гоголева
Проект по формированию экологического познавательного интереса «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Цель проекта:

• Формирование экологического познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

• Способствовать оздоровлению детей (экскурсии, наблюдения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание).

• Развивать у дошкольников коммуникативные навыки.

Задачи:

• Формирование поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у старших дошкольников.

Публикация «Проект по формированию экологического познавательного интереса „Вода — это жизнь“» размещена в разделах

• Формирование способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, логическим операциям.

• Формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;

• Развитие коммуникативных навыков.

• Формирование у детей экологических знаний и бережного отношения к природе.

• Формирование представлений о простейших связях между явлениями в природе.

• Формирование активного словаря детей.

Паспорт проектной работы:

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6 - 7 лет.

Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: поисково-познавательная, речевая, изобразительная, игровая, театрализованная, физическая, трудовая).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, муз. руководитель, инструктор физкультуры, родители.

Тип проекта: экологический, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.

Продолжительность: долгосрочный (с сентября по май).

Форма защиты: картотека опытов с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода».

Место защиты: спортивная площадка детского сада.

Ожидаемые результаты:

Дети должны научиться:

• Планировать свою деятельность.

• Уметь работать в коллективе.

• Добывать информацию самостоятельно и уметь обращаться за помощью к взрослым.

• Уметь анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

• Выполнять поделки, постройки, художественные работы из разных материалов.

• Уметь презентовать свою деятельность другим людям.

Реализация проекта через разные виды деятельности

Направления + Виды детской деятельности

1. Экологическое воспитание.

Занятие «Что мы знаем о воде?»

Экскурсия «Поход к роднику».

Занятие «Почему мы должны беречь воду?»

Организация экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».

Занятие «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)»

Моделирование «Как рождается река».

Наблюдения за осадками, облаками, снегом.

Занятие «Как помочь загрязненной реке».

2. Детское экспериментирование.

• Проведение опытов с водой:

«Когда льется вода, когда капает»;

«В какую бутылку быстрее нальется вода»

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха».

«Вода не имеет формы», «легкие предметы в воде не тонут, тяжелые - опускаются на дно»

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»

• Моделирование

«Путешествие капельки».

3. Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство».

Игровой практикум «Мама – тучка».

Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки».

Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если?», «Что это такое?», «Хорошо – плохо».

Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».

4. Развитие речи, художественная литература.

Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка»,

Копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях.

Чтение рассказов, экологических сказок.

Развлечение «Страна загадок».

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Вода нужна всем?»

Беседа «Путешествие капельки».

5. Изобразительная деятельность.

Рисование пальчиками и тычками «Море»

Конструирование поделок из природного материала для игр с водой на прогулке (корабликов, лодочек).

Изготовление коллективного панно «Водоем»

Интегрированное занятие по аппликации "Белый снег, пушистый"

Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды».

Изготовление плаката «Кому нужна вода».

6. Трудовое воспитание.

Работа в уголке природы «Мы – друзья природы».

Рейд «Берегиня»: В течение проекта дети вместе с воспитателями:

• проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.

• результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.

• беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».

Изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки».

Привлечение родителей к организации экологического музея «Вода в природе и в жизни человека» (пополнение экспонатов, имеющих отношение к воде: речные и морские камни, ракушки, фотографии животных, водных сооружений и др.)

7. Развлечения.

«Праздник воды»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода»

8. Здоровье и физическое развитие.

Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна»

Занятие по ОБЖ «Правила поведения на воде».

Родителям предоставляли разную степень участия на отдельных этапах в проекте: консультант, материально – техническая поддержка и др. Таким образом, у родителей формировались представления о методе проектов как эффективном условии развития детей. Привлечение родителей к участию в проекте позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывалась на основе комплексного подхода. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

На протяжении всех занятий детей сопровождали воспитатели, которые поддерживали познавательную активность детей, поощряли их самостоятельность.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

У одних детей был хорошо заметен интерес к музыке, у других к физической культуре, большинство детей с удовольствием принимали участие в играх-драматизациях и упражнениях, предложенных воспитателями.

Вопросы и задания вызывали у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций воспитатели пробуждали интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагоги закрепляли положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяли их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.

В работе над проектом, двигаясь к намеченной цели, дети обращались за помощью к родителям, взрослым. Родители не оставались равнодушными, активно включались в работу. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.

В период реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» применялся индивидуальный подход. Воспитатели старались активизировать познавательный интерес более робких или застенчивых детей, которые не проявляют интереса на занятиях потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Некоторые дети заново учились способам коммуникации - «выскочки» и «всезнайки» сначала пробовали лидировать за счет поверхностных знаний, и с целью привлечь к себе внимание – перебивали других детей, обижались на замечания, одним словом, вели себя демонстративно. Их поведение воспитатели очень умело корректировали, предлагали индивидуальные поисковые задания, привлекали помочь другим детям и т. п. К завершению проекта эти дети овладели навыками коммуникации и поведения в коллективе.

Этапы мероприятий в процессе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь»

Мероприятия в рамках проекта+Время проведения+Участники

Подготовительный этап.

Задачи: Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степень заинтересованности детей данной темой.

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

«Вода – это жизнь».

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Сентябрь 2012г.

1. Родительское собрание Воспитатель, родители

2. Подбор материала (художественная литература, по собия) Воспитатель

3. Изготовление образцов Воспитатель

4. Изготовление схем Воспитатель, родители

Накопительный этап.

Задачи: Уточнить и расширить представление о свойствах воды.

Закрепить значение воды в нашей жизни, показать в каком виде она существует, разнообразие состояний воды, уточнить представления детей о природных водоисточниках.

Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к экспериментированию, умение находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях.

Воспитывать осознанно-правильное отношение к природным ресурсам.

Октябрь 2012 г.

1. Беседа «Вода вокруг нас»

2. Рассматривание иллюстраций «Вода в природе»

3. Экскурсия «Поход к роднику»

4. Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха».

5. Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя»

6. Чтение стихотворения А. Тараскина «Сколько знаю я дождей»

7. Моделирование «Как рождается река»

8. Рейд «Берегиня»

Ноябрь 2012 г.

1. Беседа «Вода нужна всем»

2. Рассматривание иллюстраций «Как человек использует воду»

3. Чтение экологической сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была река»

4. Опыты: «Вода не имеет формы», «легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно»

5. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если?», «Что это такое?»

6. Рисование пальцем «Море» (индивидуально)

7. Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна»Инструктор физкультуры, воспитатель, дети

8. Рейд «Берегиня» Воспитатель, дети

Декабрь 2012 г.

1. Беседа «Путешествия капельки»

2. Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Не рви водные растения»,

Не бросай в воду стекло» и т. д.

3. Опыты: «Вода нагревается и охлаждается»

4. Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка»

5. Наблюдение за облаками

6. Изготовление плаката «Кому нужна вода» Воспитатель, дети, родители

7. Занятие – моделирование «Как помочь загрязненной реке» Воспитатель, родители, дети

8. Рейд «Берегиня» Воспитатель, дети

Январь 2012 г.

1. Беседа «Вода вокруг нас» (продолжение)

2. Пополнение экспонатов для будущего экологического музея Воспитатель, родители, дети

2. Наблюдение за снегом: выявить свойства снега

3. Опыты: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются», «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

4. Рассказывание экологической сказки «Королева – вода»

5. Аппликация «Белый снег пушистый…»

6. Разучиваем стихотворение Н. Рыжовой «Вода»

7. Рейд «Берегиня» Воспитатель, дети

Февраль 2013 г.

1. Акция «Трудовой десант» Воспитатель, дети

2. Изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки».

3. Занятие «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)»

4. Развлечение «Страна загадок» Воспитатель, дети

5. Изготовление коллективного панно «Водоем»

6. Занятие по ОБЖ «Правила поведения на воде»

7. Опыты: «Разноцветная вода»

8. Рейд «Берегиня» Воспитатель, дети

Март 2013 г.

1. Акция «Трудовой десант» Воспитатель, дети

2. Пополнение экспонатов для будущего экологического музея Воспитатель, дети, родители

3. Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство»

4. Занятие «Почему мы должны беречь воду?»

5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

6. Изготовление макета «Где воды мало и кто может долго обходиться без воды» Воспитатель, дети

7. Рейд «Берегиня» Воспитатель, дети

Апрель 2013 г.

1. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Море волнуется». Воспитатель, дети

2. Наблюдение за таянием снега в природе.

3. Моделирование проблемной ситуации в экологической игре «Что будет, если?»

4. Музыкальное развлечение «Праздник воды» Муз. руководитель, воспитатель, дети

5. Чтение и разучивание стихотворения «Капелька» Г. Люшнина

6. Конструирование поделок из природного материала для игр с водой (корабликов, лодочек).

7. Рейд «Берегиня» Воспитатель, дети

1 -2 неделя мая2013 г.

1. Изготовление плаката «Кому нужна вода» Воспитатель, дети

2. Оформление экспонатов экологического музея «Вода в природе и в жизни человека» Воспитатель, дети, родители

3. Изготовление атрибутов и костюмов для музыкально-театрализованного развлечения «Бесценная и всем необходимая вода», распределение ролей между детьми. Воспитатель, дети, родители

Заключительный этап. Презентация проекта «Вода – это жизнь»

Задачи: Обобщить знания детей о воде как источнике всего живого.

Воспитание экологической культуры у детей и взрослых.

3-я неделя мая 2013г.

1. Выставка картотеки опытов с водой, открытие экологического музея «Вода в природе и в жизни человека», музыкально-театрализованное развлечение «Бесценная и всем необходимая вода»

Воспитатель, дети, родители, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Таким образом, в ходе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи). Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельностиРазвитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности подготовил воспитатель первой квалификационной категории Абдулганеева Татьяна Владимировна. Работая с детьми продолжительное время, я.

Проект по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Вода — это жизнь» Проект «Вода – это жизнь» по экологическому воспитанию детей 4-5 лет. Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Исследовательский и творческий проект по формированию представлений о свойствах воды «Вода вокруг нас» Исследовательский и творческий проект по формированию представлений о свойствах воды на тему: «Вода вокруг нас» Выполнили: воспитатели.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Проект для детей средней группы «Вода — это жизнь» Актуальность темы. В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы.

Развитие познавательного интереса у дошкольников Развитие познавательного интереса у дошкольников. Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать.

Развитие познавательного интереса — важная задача дошкольникаРазвитие познавательного интереса — важная задача дошкольника Опыт работы по развитию познавательных способностей Что может быть интересней, радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию экологического познавательного интереса «Вода — это жизнь»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 10:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию экологического познавательного интереса «Вода — это жизнь»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Гоголева (УИ 247932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД