гульшат Миннахмитова
Проект по формированию нравственно-патриотических чувств у детей «Наше государство — Российская Федерация«
▼ Скачать +Заказ
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-творческий, краткосрочный
Срок реализации: 1 месяц
Актуальность темы:
Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Публикация «Проект по формированию нравственно-патриотических чувств у детей „Наше государство — Российская Федерация„» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель: создание условий для формирования у детей качеств личности, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности.
Задачи:
закреплять и обобщать знания детей о государственных символах Российской Федерации;
способствовать формированию уважения к государственной символике РФ;
расширять знания детей об истории и культуре нашей Родины;
способствовать формированию у детей представлений об исконно русских символах России;
расширять представление детей о народах, населяющих нашу страну;
способствовать формированию у детей чувства гордости и ответственности за свою страну, принадлежности к гражданам России.
Предполагаемый результат:
Дети владеют информацией :
государственные символы Российской Федерации;
история и культура нашей страны;
исконно русские символы России;
народы, населяющие Россию.
Виды работы:
сбор информации;
подбор иллюстративного материала;
подбор художественной литературы, художественного материала;
организованная и неорганизованная деятельность;
совместная и самостоятельная деятельность;
проведение музыкально-литературной композиции «Наша Родина-Россия».
Методы работы:
беседа;
наблюдение;
анализ.
I этап – подготовительный:
определение темы проекта.
формулировка цели и задач проекта.
подбор и разработка необходимых материалов (тематических занятий, бесед, подбор художественной литературы, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т. д.)
II этап – основной:
Совместная деятельность:
просмотр презентаций: «Государственная символика», «Исконно русские символы России», «Русская матрешка», «Народы России», «Путешествие по России»;
беседы: «Символы России», «Государственная символика»;
слушание гимна Российской Федерации, песен о России;
чтение и обсуждение литературных произведений о России : В. Смекалов «Моя Родина - Россия»; М. Пришвин «Моя Родина»; К. Ушинский «Наше отечество»; И. Шмелев «Русская песня»; И. Тургенев «Деревня»; И. Бунин «Косцы»; К Паустовский «Собрание чудес»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Родная земля»; В. Орлов «Здравствуй, Родина моя»; В. Степанов «Что мы Родиной зовём?», «Необъятная страна»; В. Боков «Какая наша Родина!»; П. Синявский «Родная земля», «Родная песенка»; М. Пожаров «Край родной»; М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; А. Прокофьев «Родимая страна»; Н. Асеев «Песня славы»; В. Гудимов «Россия, Россия, Россия».
разучивание песен, стихов о России, движений танцев.
Совместная организованная деятельность:
Цикл занятий:
«Путешествие по России»
«Символы родной страны все ребята знать должны!»
«Русская матрешка»
«Наша Россия Прекрасна!»
Самостоятельная деятельность:
Рисование на тему: «Народное единство» - коллективная работа
Рисование на тему: «Украшение платка и кокошника» - коллективная работа
Рисование на тему: «Русская матрешка»
Аппликация на тему: «Хоровод дружбы» - коллективная работа
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Что лишнее?», «Разрезные картинки»;
Подвижные игры: «Пчелка и ласточка» - русская народная игра, «Водяной» - удмуртская народная игра, «Жмурки – носильщики» - кавказская народная игра, «Ванюша и лебеди» - белорусская народная игра, «Липкие пеньки» - башкирская народная игра, «Круговой» - мордовская народная игра, «Ловля оленей» - якутская народная игра.
Работа с родителями:
Папки-передвижки: «Мы живем в Российском государстве», «50 интересных фактов о России», «Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми», «Русские народные игры»
Проведение музыкально-литературной композиции совместно с родителями.
Продукт проектной деятельности :
Выставки детских работ:
- «Народное единство»;
- «Русский платок и кокошник»;
- «Русская матрешка»;
- «Хоровод дружбы»
III этап – заключительный:
Проведение музыкально-литературной композиции «Наша Родина – Россия».
Реализация проекта :
Беседа с показом презентации:
«Символика Российской Федерации»
Задачи:
-продолжать формировать у детей представления о Российской символике : об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
-развивать связную речь, умение раскрывать истинный смысл пословиц; расширять словарный запас.
-развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор; развивать у детей умение творчески подходить к замыслу.
-формировать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.
Материалы и оборудование: презентация «Символика РФ»
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашей Родине. Скажите, как называется наша Родина?
Дети: Наша родина называется Россия.
Воспитатель: Правильно. Россия-это наша Родина. А как ещё можно назвать нашу родину?
Дети: Страна, Отчизна, Отечество, Государство.
Воспитатель: А что такое Родина?
Дети: Родина-это наша страна, в которой мы родились и живём.
Воспитатель: Ребята, вы любите свою родину? Скажите, что значит «любить свою Родину?»
Дети: Не совершать плохих поступков, защищать, охранять её, служить армии, уважать старших…
Воспитатель: А как называется человек, который любит свою Родину?
Дети: Патриот.
Воспитатель: Да, ребята, теперь я вижу, как вы любите свою Родину. Вы настоящие патриоты нашей страны. Мы с вами знаем, что наша Родина-это государство, а каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Скажите, какие?
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Давайте с вами из разных флагов выберем флаг нашей страны. Скажите, что вам помогло при выборе флага?
Дети: Нам помогли три полоски: белая, синяя, красная.
Воспитатель: Скажите, что означают эти полоски?
Дети: Белый - цвет берёзки, чистота души.
-Синий - цвет реки, небо, моря, верность.
-Красный цвет-красивый, радостный, праздничный, любовь, мужество.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я прочту вам стихотворение, которое написал В. Степанов:
«Флаг России»
Белый цвет-берёзка,
Синий-неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
-Ребята, давайте с вами вспомним, как назывались флаги в древности?
Дети: Стяги.
Воспитатель: Для чего нужен был стяг?
Дети: Стяг нужен был для того, чтобы объединять людей.
Воспитатель: Послушайте историю о том, как появился наш флаг.
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, по его приказу начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо- «Орёл». Для него потребовался опознавательный знак-флаг: бело-сине-красный с золотистым нашивным орлом в центре. Флаг говорил о принадлежности корабля государству. Воины, которые плавали на этих кораблях, передавали друг другу информацию словами, но когда было далеко, они использовали азбуку Морзе, семафорную азбуку. Но информацию можно передавать не только с помощью слов, но и жестами.
Воспитатель: Какой ещё символ единства страны вы знаете?
Дети: Герб.
герб Российской Федерации
Воспитатель: Давайте его рассмотрим. Что изображено на гербе?
Дети: Двуглавый орёл.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Золотого.
Воспитатель: Что означает золотой цвет?
Дети: Цвет солнца.
Воспитатель: Скажите, почему у орла две головы?
Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
Воспитатель: Что в лапах у орла?
Дети: Скипетр и держава.
Воспитатель: Что они обозначают?
Дети: Это символы царской власти.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе?
Дети: Всадника, который побеждает змея.
Воспитатель: Как вы думаете, что это означает?
Дети: Победу добра над злом.
Воспитатель: О гербе написано много стихотворений. Послушайте одно из них (читает ребёнок) :
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
Воспитатель: Кто назовет еще один символ России?
Дети: Гимн.
Воспитатель: Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родины.
Звучит Государственный гимн Российской Федерации
Воспитатель: О чем мы с вами говорили?
Дети: Мы говорили о символах Российской Федерации.
Воспитатель: Давайте еще раз назовем их.
Дети: Герб, гимн, флаг.
Использованные источники:
Фотографии из личного архива автора*
Программа «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2011
И. М. Каплунова., И. А. Новоскольцева. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» (подготовительная группа). СПб. : изд-во «Композитор», 2009
Журнал «Колокольчик» № 39, 2007
Интернет - источники:
tikitoki.ru›rasskazy-dlya-detey…dlja…o-rodine
russlav.ru›Стихи о России
zanimatika.narod.ru›Стихи о Родине
possum.ru
yandex.ru/images›картинки