Марина корзина
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умываемся мы чисто».
Паспорт проекта.
Вид проекта : – познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (ноябрь 2018 г.).
Участники проекта : дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста „Умываемся мы чисто“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность, и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.
Актуальность проекта.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель проекта :
формирование у детей культурно-гигиенические навыки в игровой форме, используя различные виды деятельности.
Задачи проекта :
- Закреплять умение детей мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение после еды благодарить взрослых, задвигать стул.
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Методы и формы работы с детьми :
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;
- чтение художественной литературы детям, использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи;
- игровые ситуации
- подвижные игры
- игры с водой
- дидактические игры.
Методы и формы работы с родителями :
- консультации;
- беседы;
- подбор художественной литературы;
Обеспечение:
материально - техническое, учебно-методическое, художественная литература, дидактические игры.
Продукты проекта :
- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.
- Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам.
Ожидаемые результаты:
Закреплять умение детей самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Введение детей в ход проекта через игровую ситуацию с формулировкой проблемы.
1 этап — подготовительный
Наблюдение за детьми;
Постановка цели;
Определение актуальности и значимости проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
Организация развивающей среды.
2 этап — практическая часть (основной этап реализации проекта)
Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему.
Организовать занятия, беседы.
Проведение игр.
Чтение художественной литературы.
Оказывать помощь детям при реализации замыслов.
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).
Игра «Сделаем пену»
Цель: Уточнить знания о свойствах воды (вода пенится).
В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена.
«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»
Активизация словаря : (мыльница, мыло, мыльная)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»
Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная).Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать.
Игра – эксперимент «Найди игрушки»
Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут, отодвигая пену.
Вывод- пена прячет игрушки (она на прозрачная).
Игра «Помощники Мойдодыра»
Цель: Обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод- мыльная вода отмывает «грязь».
Сценарий развлечения «В гостях у Мойдодыра».
Цель: Воспитание у детей потребности в чистоте и аккуратности.
Задачи:
1. Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
2. Развивать наблюдательность, познавать свойства воды.
3. Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.
Ход развлечения:
Воспитатель:
Ребята, вы хотите отправиться в сказку?
( Дети: да)
В гости к Мойдодыру мы сейчас пойдем.
Дружно, весело шагайте, от меня не отставайте!
• Будем ноги поднимать,
Чтобы им работу дать.
(шагают за ведущим)
А сейчас прыжки по кочкам,
Очень тихо на носочках.
Если с кочки упадете,
То утонете в болоте.
(из обруча в обруч)
• Впереди видна гора,
В той горе видна нора,
Чтобы дальше нам пройти,
Надо по туннелю проползти.
(пролезть под дугой)
• Через речку по мостику пройдем
К Мойдодыру попадем.
(ходьба по доске)
Мойдодыр:
Здравствуйте, гости дорогие!
Славные, веселые такие!
Я рад, что вы ко мне заглянули:
А есть ли среди вас грязнули?
У кого на шее вакса?
У кого под носом клякса?
Вы дружите с водой, друзья?
(ответы детей)
Молодцы, хвалю вас я!
А вы знаете для чего надо мыться?
(ответы детей)
Чтобы смыть грязь, в которой живут…
Микробы страшные!
Вредины ужасные!
Они любят не букашек,
А грязных замарашек!
Ищут тех, кто воды боится,
И совсем не любит мыться.
А мы сейчас все микробы смоем.
Вот только душа кран откроем.
Воспитатель:
Пальчиковая гимнастика
Ну-ка, дырчатая туча (сжать-разжать кулачки)
Поливай водичкой руки, (потирать кисти рук)
Плечики и локоточки, (потирать плечики и локоточки)
Пальчики и ноготочки, (потирать пальчики и ноготочки)
Мой затылочек, височки, (потирать затылок, височки)
Подбородочек и щечки (потирать подбородок и щечки).
Слышится смех куклы.
Воспитатель:
Кто там так весело смеется? (вносит грязную куклу)
Мойдодыр:
Ах, ты девочка чумазая!
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях дорожки!
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала.
Вот они и загорели.
Мойдодыр.
Ах, ты девочка чумазая!
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный!
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Нос свой кверху я держала,
Вот он и загорел!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какая грязная девочка. Давайте мы научим ее правильно умываться. Напомните мне как нужно умываться?
Ответы детей по картинке-алгоритму.
Воспитатель:
А ладошки-то отмылись все же,
Ой, и нос отмылся тоже!
Мойдодыр.
Вот теперь ты белая,
Совсем не загорелая.
Воспитатель:
Это, дети, грязь была!
Ох, противная она!
А теперь пришла пора,
Танцевать, детвора.
Танец по показу.
Мойдодыр:
Танцевали от души.
Я хвалю вас, малыши.
На прощанье хочу вам пожелать:
Ваши руки и лицо чаще умывать.
Девочка:
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном!
Воспитатель:
Ну что же ребята, вам понравилось в гостях у Мойдодыра? А теперь пора прощаться. Давайте скажем До свидания Мойдодыру и девочке.
3 этап-заключительный этап:
В ходе реализации проекта дети получили знания о правилах умывания, частично сформированы знания о здоровье, знают предметы гигиены и их назначение. Дети стремятся самостоятельно одеваться и раздеваться. Родители приобрели дополнительные знания о необходимости формирования у ребенка самостоятельности и культурно-гигиенических навыков. Повысился интерес к совместной деятельности с педагогами по воспитанию детей. Дети и родители получили положительные эмоции от взаимодействия друг с другом.
Вывод:
У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.