Ястребова Евгения
Проект по формированию готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Букваренок»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, определение места звука в слове. К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слогов, слов. Это обеспечивает высокую эффективность речевого развития, успешность последующего изучения родного языка и происходит практическое овладение ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т. е. последовательность составляющих его звуков.
Публикация «Проект по формированию готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР „Букваренок“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Проекты
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А. Н. Корнева (1995г., М. З. Кудрявцева (1995г., Г. А. Глинна (1996г., Т. А. Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормативно говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучению грамоте отведено особое место в коррекционно-развивающем процессе. Дети, страдающие общим недоразвитием речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении слияния «согласный и гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Проблема: таким образом, возникает потребность создания системы коррекционной работы, направленной на развитие фонематический стороны речи воспитанников, формирование четких представлений о звуках речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха и обучению элементам грамоты.
С целью решения данной проблемы был разработан проект «Букваренок Данный проект разработан с учетом парциальной программы Н. В. Нищевой "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". В основе заложен звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения. Процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита. В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Предлагается следующая последовательность изучения букв : А, У, О, И, Т, П, Н, М, К,Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Это способствует избежанию нарушений письменной речи (дислексии, дисграфии) в дальнейшем.
Цель проекта : развитие фонематических процессов навыков звукового и слогового анализа и синтеза и обучение грамоте воспитанников старшей группы компенсирующего вида.
Задачи проекта :
• Закрепление у воспитанников понятий «звук» и «буква», формирование понятия представления о том, чем звук отличается от буквы.
• Формировать умение различать понятия «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение».
• Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;
• Формирование фонематического восприятия;
• Формирование навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
• Формирование навыков составления и чтения слогов, слов;
• Обучение элементарным навыкам письма и чтения;
• Развитие основных психических процессов;
• Формирование психологической готовности воспитанников к школьному обучению.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
Работа по проекту проводится с использованием игровых форм и методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам В процессе игры отвлекается внимание ребёнка от речевого дефекта, дополнительно побуждая его к общению, что крайне важно для детей с речевыми нарушениями.
Проект построен на ведущих принципах:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
Выполнение задач проекта обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и семей воспитанников.
Предполагаемый результат проекта :
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание и пополнение копилки игровых материалов для коррекционной работы.
4. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
К концу году дети могут:
• определять наличие звука в слове различной слоговой структуры;
• давать качественную характеристику звука: гласные, согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой;
• определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов;
• определять количество слогов в слове;
• иметь четкое представление о том, чем звук отличается от буквы, знать графический образ буквы ;
• иметь навык осознанного чтения слогов, слов и предложений с изученными буквами.
• знать некоторые правила правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
Организация работы по проекту
Реализация проекта.
1 этап. Подготовительный.
Срок реализации - сентябрь.
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор и изучение методической литературы;
• Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте (с учетом парциальной программы "Обучение грамоте детей дошкольного возраста" Н. В. Нищевой)
• Подбор дидактического материала (дидактических игр, схем, карточек и т. д);
• Первичное обследование воспитанников;
• Анкетирование родителей.
2 этап. Практический
Период реализации - октябрь-май. Данный этап включает в себя:
• Работа с воспитанниками: проведение подгрупповых занятий учителем-логопедом в соответствии с перспективно-тематическим планированием, закрепление полученного материала в игровой и свободной деятельности с воспитателем. С дети реализовывалась коррекционная работа в следующих направлениях:
Совершенствование умение различать на слух длинные и короткие слова.
Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов различной звукослоговой структуры.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходитсяс его произношением).
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук,
мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочков и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
1. Работа с родителями: групповые и индивидуальные консультации, создание библиотеки специальной литературы, методических рекомендаций, картотеки игр и упражнений для занятий с детьми дома. Использование ИКТ и размещение на сайте ДОУ материала, для закрепления материала, полученного детьми на занятиях в домашних условиях с родителями.
2. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ
3 этап. Заключительный. Период реализации - май.
Включает в себя подведение итогов работы по проекту :
• выставка детских рисунков и поделок совместно с родителями "Моя любимая буква";
• итоговое интегрированное занятие " Приключения Букваренка";
• повторное обследование воспитанников;
• определение дальнейшей работы в данном направлении.