Ольга Гордеева
Проект по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Новые шаги к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Новые шаги к здоровью»
Цель:
• Охрана и укрепление здоровья детей, их приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
• Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Публикация «Проект по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий „Новые шаги к здоровью“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
• Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
• Воспитание самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представлений детей о гигиенической культуре;
• Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Условия реализации проекта :
1. Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
2. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
3. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
Актуальность проблемы.
Забота о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии - первостепенная задача и педагогов дошкольных учреждений, и родителей, создающих такую среду, которая обеспечивает безопасность его жизнедеятельности и способствует двигательной активности. Однако этого, как оказывается, мало. Дети всё равно болеют, и качество их здоровья в целом нельзя оценить как хорошее. Причин тому немало, и среди них - недостаточная осведомлённость родителей о важности физического воспитания. Таким образом, в настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности
Cроки реализации проекта : один месяц.
Основные формы реализации проекта :
• Беседа;
• Игровая;
• Чтение художественной литературы;
• Занятия;
• Закаливание;
• Консультации для педагогов: «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» и др.
• Консультации для родителей: «Здоровый образ жизни в семье», «Влияние природных факторов на закаливание», «Лечебная гимнастика», «Оздоравливаем ребенка дома», «Как одевать ребенка на прогулку», «Да здравствует, мыло душистое!», и т. д.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Оформление информационного стенда для родителей: «Семья - здоровый образ жизни».
Выпуск бюллетеней и обсуждения тем с детьми и родителями «Осанка - зеркало здоровья»,«Вредные привычки».
Беседы с детьми: «На зарядку становись», «Я закаляюсь», «Азбука здоровья и гигиена», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Если хочешь быть здоров!»; «Советы Айболита», «Азбука здоровья и продукты», «Растения вокруг нас», «Здоровая пища», «Вредные продукты», «Мои помощники», «Полезные и вредные привычки», «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».«Что я знаю о здоровом образе жизни» :«Что такое здоровье»,«Полезная пища»,
Создание необходимых условий для реализации проекта (оформление предметно развивающей среды в группе, изготовление игр, атрибутов, подбор и оформление дидактического материала, пособий)
Сбор информации.
. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
2 этап - прогностический:
Цель: Введение здоровье сберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс.
Задачи:
1. Подобрать формы и методы оздоровления детей.
2. Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в группе.
Просмотр презентаций
- Презентация «Зимние виды спорта».
- Презентация «Я и моё тело».
- Презентация «Я расту здоровым»,
- Презентация «Как природа нам помогает быть здоровыми».
Составление кроссвордов о спорте, о здоровье с родителями.
Заучивание пословиц и поговорок о здоровье.
Слушание аудиозаписи песен о спорте и здоровье.
Викторины о здоровом образе жизни : «Что, Где, Когда?», «Можно – нельзя». «Игротека»
Интерактивные игры:
«Предметы гигиены»,
«Полезные и вредные продукты».
Дидактические игры:
«Части тела»,
«Как устроен человек»,
«Азбука здоровья»,
«Говорящая анатомия»,
«Будь здоров»,
«Назови овощи и фрукты»,
«Зелёная аптека»,
«Учимся и оздоравливаемся».
Сюжетно – ролевые игры:
«Детский сад»,
«Семья»,
«Поликлиника»,
«Больница».
Создание книг ЗОЖ в семье (подбор фотографий и сочинений о спорте).
Создание альбома о спорте ( картинки: виды спорта, спортивный инвентарь, награды)
Рассматривание альбома «Приключения Стобеда и Безбеда».
3 этап – практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
1. Создать и поддержать условия для работы педагогов;
2. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
3. Ввести в систему воспитательно-образовательного процесса здоровье сберегающие компоненты – дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, ,психогимнастика, самомассаж, речь с движением, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дидактические игры, закаливающие мероприятия.
4 этап- заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- Развивать познавательную активность детей;
- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.
Беседы:
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно спортом заниматься!»,
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»,
«Здоровая полноценная пища».
«Строение тела человека»,
"Беседа о здоровье, о чистоте"
Решение, проблемной ситуации «В нашей группе больной» - учить объяснять сверстникам и младшим детям способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости здорового образа жизни; Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».
Театрализованная деятельность: «Чистота-залог здоровья»
Дидактические игры: «Овощи - фрукты», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений, «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?», «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку» «Угадай чей голос» «Орёл и крот» «Можно – нельзя» «Полезно – вредно» «Чудесный мешочек»
Сюжетно-ролевые игры: «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой, «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи», «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному, «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).
Чтение художественной литературы
• Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
• Ю. Прокопович «Зачем носик малышам»
• Сказка С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл».
• Стихи Э. Мошковской.
• К. Чуковский «Мойдодыр».
• Загадки и пословицы.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривание пособий «Тело человека», «Органы дыхания», «Органы зрения», «Строение уха».
Образовательная деятельность:
• Цикл занятий «Помощники человека – органы чувств».
«Как мы дышим» «Чистота-залог здоровья» «Ослепительная улыбка на всю жизнь»
Работа с родителями:
• Альбомы о спорте, консультации: «Профилактика инфекционных заболеваний»,
• игры и упражнения для физического здоровья.
• Плакат «Витамины всем нужны, витамины всем важны»,
• Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Физическое воспитание в семье».
• Консультации (Воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).
• Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка», «Любимое полезное блюдо моей семьи».
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми,
• папка-ширма «Здоровье ребёнка»
Подведение итогов. Итоговый познавательный досуг «Быть здоровым - здорово!»
Выставка творческих материалов по реализации проекта «Здоровье - главное на свете». Обобщение полученных представлений о здоровом образе жизни. Театрализованное представление «Чистота - залог здоровья» для детей средней группы и родителей.
Таким образом, Проект «Новые шаги к здоровью» реализовал поставленные задачи. У детей имеется представление о том, что такое здоровье и как его поддержать. Так же знают о внешних особенностях строения человека, о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье. Умеют обслужить себя, владеют элементарными навыками личной гигиены, культурой приема пищи. Любят заниматься физическими упражнениями, утренней гимнастикой. Дети знакомы с правилами личной безопасности в быту, умеют применять полученные знания в игровых ситуациях. Родители стараются по возможности активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок.
Использованная литература :
1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез, 2015. – 78с.
2. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Методическое пособие – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 123с.
3. Сборник подвижных игр. Методическое пособие; / Автор – составитель Э. Я. Степаненкова - М: Мозаика-Синтез, 2011;
4. М. А. Рунова. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М. : Мозаика – Синтез, 2012;
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под редакцией Н. Е. Вераксы и др. -М: Мозаика-Синтез, 2014.
.