Лариса Пестова
Проект по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «К копейке копейка – проживёт семейка!»
Разработчик проекта Воспитатель: Пестова Л. В.
Вид проекта Познавательный, коллективный.
Тип проекта Информационно - ориентированный.
Проект направлен: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Цель проекта формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.
Задачи проекта - Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др. ;
- Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- Развивать внимания, логического мышления.
- Воспитывать основы финансовой культуры;
- Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Срок реализации проекта с 20.03.2022 по 20.04.2022
Ожидаемые результаты Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Участники проекта дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Результат проекта Лэпбук «Финансовая грамотность»
Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
Альбом «В мире денег»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.
Введение
«Нажить много денег — храбрость, сохранить их —
мудрость, а умело расходовать их — искусство»
Бертольд Авербах
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не
учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги»,
«цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не
умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово
неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное
представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное
мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются
собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой
грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить
зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных
понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания
возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация
дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Актуальность проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «К копейке копейка – проживёт семейка!».
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об
экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта:
формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных
представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги»,
«товар», «банк», потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др. ;
- Расширять знания детей об истории возникновения денег;
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать
коммуникативные качества детей;
- Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
- Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и
возможности.
Развивающие
- Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством
разнообразных видов детской деятельности;
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций
финансовых отношений посредством игровых действий;
- Расширить представление детей о необходимости рационально
использовать деньги;
- Развивать внимания, логического мышления.
Воспитательные
- Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к
деятельности экономического характера;
- Воспитывать основы финансовой культуры;
- Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни
полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить
окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно
зарабатывают свои деньги;
- Воспитывать социально – нравственные качества личности:
бережливость, честность, трудолюбие.
Методы реализации проекта:
игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные и др.);
словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
практические (исследование, моделирование и др.)
Формы проведения:
групповые занятия
индивидуальная работа
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ожидаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
I этап – подготовительный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «К копейке копейка – проживёт семейка».
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме проекта.
II этап – основной, практический :
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – завершающий:
Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»; Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «В мире денег»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.
Реализация проекта
Направления
работы Работа с детьми
Беседы
Что лучше - копить или тратить? Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно - деньги!», составление рассказов на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» (о профессиях родителей).
Чтение
художественной
литературы
Чтение пословиц и поговорок
(https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/05/31/kartoteka-poslovits-i-pogovorok-po-finansovoy).
Чтение сказок «Приключение Буратино, «Муха – Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой», «Кем мне стать» и др.,
Отгадывание загадок (https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/22/kartoteka-zagadok-po-finansovoy-gramotnosti)
Дидактические и
сюжетно - ролевые игры
Дидактические игры «Кто кем работает?», «Можно и
нельзя купить», «Разложите товар», «Что важнее?», «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Мы - художники», «Доход – расход», Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Банк», «Семья. Все зарабатывают деньги». (https://nsportal.ru/user/1362215/page/igry-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-doshkolnikov)
Организованная
образовательная
деятельность
Картотека ООД по финансовой грамотности для
детей старшего дошкольного возраста
(http://ds3.tev.obr55.ru/files/2021/03/КАРТОТЕКАКОНСПЕКТОВ-ОРГАНИЗОВАННОЙ. pdf)
(http://ds3.tev.obr55.ru/files/2021/03/игры. pdf)
Работа с лэпбуком по финансовой грамотности.
Викторина по
экономическому
воспитанию «Путешествие в страну финансов»
(http://ds3.tev.obr55.ru/files/2021/03/викторины. pdf)
Работа воспитателей
Практическая
деятельность Изготовление атрибутов к СРИ (банкомат, деньги, лэпбук по финансовой грамотности, Альбом «В мире денег».
Работа с родителями
Анкета для
родителей «Финансовая грамотность детей»
Папки передвижки «Рекомендации для родителей по экономическому
воспитанию», «Дети и деньги», «Финансовая грамотность вашего ребёнка», «Экономическое воспитание дошкольников», «Формирование образа денег в сознании детей», «Наука денег»
Практическое
задание для
родителей Изготовление копилок. Изготовление атрибутов для игр
(кошельки, визитницы, банковские карты). Сочинение «Все профессии нужны, все профессии важны» (о профессиях родителей).
Совместная деятельность родителей и детей
Просмотр
мультфильмов Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег
тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая
грамотность – благородное дело», «Трое из
Простоквашино», «Как старик корову продавал»,
«Муха – Цокатуха» и др.
Работа с социальными партнерами
Краеведческий
музей Выставка «Деньги. Вчера, сегодня»
Презентация «Из истории денег»
Детская районная
библиотека Литературная викторина «Путешествие по стране
финансовой грамотности»
Проект «К копейке копейка – проживёт семейка» помог развить у детей первичные экономические представления о понятиях: «потребность», «труд», «деньги», «семейный бюджет». Сформировалось правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Дети познакомились с такими понятиями, как бережливость, щедрость, экономность, честность и др. С помощью этого проекта ребята научились правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазинах, в аптеках, использование банкоматов и т. д.).
Родители активно, принимали участие в реализации проекта.
Таким образом, следует считать, что работа по проекту прошла успешно.
Список использованных литературных источников
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Интернет ресурсы
1.(https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/05/31/kartoteka-poslovits-i-pogovorok-po-finansovoy).
2.(https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2021/04/22/kartoteka-zagadok-po-finansovoy-gramotnosti).
3.(http://ds3.tev.obr55.ru/files/2021/03/КАРТОТЕКАКОНСПЕКТОВ-ОРГАНИЗОВАННОЙ. pdf).
4.(http://ds3.tev.obr55.ru/files/2021/03/игры. pdf).
5.(http://ds3.tev.obr55.ru/files/2021/03/викторины. pdf).
Приложение
Анкетирование родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамотность?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамотности?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.