Филатова
Проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Ангел-Хранитель — добрый помощник»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №30
Занятие на тему: «Ангел-Хранитель – добрый помощник»
по духовно-нравственному развитию
Для воспитанников средней группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ №30
Солнечногорский район
Московской области
Филатова Александра Олеговна
Ржавки 2018
Цель:
Темочки:
- Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Задачи:
- Закреплять знания детей о творении мира, уточнять представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном.
- Познакомить детей с невидимым миром Ангела-Хранителя.
- Обогащать активный и пассивный словарь детей: Ангел-Хранитель, именины, посланник, вестник, именинник.
- Формировать представления детей об именинах, как Дне Ангела, что каждый крещеный человек носит имя какого- либо святого и должен знать и почитать его как своего помощника на всё доброе, как своего Ангела Хранителя.
- Приобщать детей к православному празднику – День ангела.
- Развивать интерес к познанию духовного мира;
- Побуждать детей совершать добрые поступки.
- Воспитывать доброжелательность, милосердие, стремление к добру и неприятию зла.
Методы:
Наглядно-действенный метод:
• показ сказок (педагогами, детьми);
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• экскурсий;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций.
Практический метод:
• организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим ангелочка»).
Формы работы:
• Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация)
• Словарная: активизировать словарь ( Главные слова: Ангел-Хранитель, именины, посланник, вестник, именинник.)
• Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.
• Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки (диск, занимательные игры).
Планируемые результаты:
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Средства :
На занятии была использована тема:
«День Ангела. Небесные покровители» из Хрестоматии «Добрый мир. Православная культура для малышей», Книга 4. Чему мы радуемся? стр. 66-77., в рамках которой была сделана разработка конспекта интегрированного занятия на тему: «Ангел-Хранитель – добрый помощник».
Заучивание песни: Ангел, стр. 74
Музыкальный материалы «Добрый мир», №№85,86,87
Ход занятия.
1. Рассказ «Небесный мир. Ангелы».
Воспитатель : Ребята, посмотрите вокруг себя. Какой прекрасный мир окружает нас! Кроме людей вы видите дома, горы, леса, камни, деревья, красивые цветы. А если поднимите глаза кверху, то увидите над собой, и голубое небо и на нем приветливое солнышко. Солнце каждый день восходит и после мрака ночного освещает землю самым ярким светом. Всем оно дает свое тепло: и людям, и растениям, и животным. Вода рек, озер нас поит. Воздух освежает. Земля нас кормит и хлебом, и яблоками, и картошечку вам дают к обеду — тоже выросшую на земле. Весь этот мир создал Бог!
Воспитатель : Как вы думаете, есть ли в нашем мире что-нибудь, чего мы не видим?
(ответы детей)
- Видим ли мы тепло, которое идет от батарей, видим ли мы любовь мамы, которая находится дома, видим ли мы мысли других людей?
( ответы детей: не видим)
- Прежде чем появился весь видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Слово «небо» значит духовный, невидимый, но при этом настоящий, существующий. Этот мир называется ангельским. Ангелы похожи на людей, но в отличии от нас у них есть крылья. Еще у них есть нимб. Нимб – это сияющий золотой круг над головой. Он есть у Ангелов потому, что они никогда не совершали плохих поступков. Слово «Ангел» значит «посланник» или «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть – сообщение о том, что Бог велит человеку.
Рассматривание рисунков, на которых изображены Ангелы (иллюстрации хрестоматии «Добрый мир», книга 4, Л. Л. Шевченко с. 67, 76, 79, фигурок.
2. Ангел-Хранитель.
Воспитатель : -Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть невидимый помощник – добрый Ангел-Хранитель, который дается Богом при Крещении. Ангел-Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла, от болезней, охраняет наши души и тела, заступается за нас в течение земной жизни, молит о нас Бога. Он всегда с человеком. Ангел следует за нами, помогает в жизни, во всех делах, в учёбе, помогает расти, быть здоровыми. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его.
Следует всегда помнить о своем Ангеле-Хранителе. Со своим Ангелом вы всегда можете разговаривать, молиться ему. Христиане обращаются к нему с молитвой:
3. Разучивание молитвы
«СВЯТОЙ АНГЕЛ БОЖИЙ, ХРАНИТЕЛЬ МОЙ, МОЛИ БОГА ОБО МНЕ!»
Воспитатель : - Хотите рассказать вашим Ангелам, какие вы добрые, внимательные и заботливые?
- Давайте встанем в круг.
4. Словесная игра с сердечком «Я стараюсь быть добрым и …»
(участники по очереди передают «сердечко» по кругу и заканчивают предложение. Например, добрым, внимательным, милосердным, заботливым, отзывчивым, благодарным, смелым, терпеливым и т. д.)
5. Чтение стихотворения «Ангел» [«Добрый мир», Л. Л. Шевченко, книга 4,стр. 68] и обсуждение прочитанного
У тебя есть Ангел Божий
Светлый верный друг.
Он всегда придет на помощь,
Если что случится вдруг.
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе такого друга
В целом мире не найти.
Воспитатель : – Понравились вам стихи?
( Ответы детей: да)
– Для чего человеку дан Ангел-Хранитель?
( Ответы детей: оберегать нас от зла, быть другом)
– Какой он: добрый или злой?
( Ответы детей: добрый)
Воспитатель : – Давайте, вспомним плохие поступки, которые могут огорчить Ангела?
(Дети перечисляют плохие поступки)
- А если мы совершаем плохие поступки, как ведёт себя Ангел?
( Ответы детей: - грустит, огорчается, может уйти).
Воспитатель : – Мы с вами вспомнили плохие поступки, которые нельзя совершать. Если вы будете вести себя хорошо, и каждый день помнить о плохих поступках, не совершать их это будет самый большой подарок вашему Ангелу. Он всегда вас будет охранять. На хороших послушных детей Ангелы не обижаются. Ваши хорошие поступки порадуют не только Ангела Хранителя, но и ваших родителей! Какие хорошие поступки вы знаете?
(Дети перечисляют хорошие поступки)
– Что он делает для нас?
( Ответы детей: – охраняет, помогает, защищает).
Воспитатель : - Дети, скажите, пожалуйста, как можно приблизить к себе Ангела- Хранителя?
( Ответы детей: попросить прощения, покаяться, вспомнить о нем, делать много хороших и добрых дел)
6. Физкультминутка.
Настроение упало, (Опускают руки вниз)
Дело валится из рук…. (Качают головой, встряхивают кистями рук.)
Но еще не все пропало, (Разводят руками)
Если есть хороший друг. (Разворачиваются лицом друг к другу)
С делом справимся вдвоем, (Пожимают друг другу руки)
С облегчением вздохнем, (Делают глубокий вдох и выдох.)
7. Чтение рассказа «Христианское имя. В честь кого я назван?» [«Добрый мир» книга 4, стр. 71]
Воспитатель : - Ребята, а какой праздник для вас самый важный?
( Ответы детей: День рождения)
Есть праздник, не менее важный, чем день рождения, - это именины. А вы знаете, что такое именины?
Когда мы родились, нам дали имя. В честь кого нас назвали? Иногда называют в честь бабушки или дедушки. А может быть в честь какого-то знаменитого человека. Но имя твое связано и с именем святого, который прославил это имя своими добрыми делами для Бога и для людей. Почему так?
Когда рождается малыш, он постепенно учится многому: есть из ложечки, пить из чашки, говорить. Но этого мало. Ребенок должен научиться быть послушным старшим. Быть скромным, добрым, заботливым. Таким стать нелегко. Но Бог любит детей и помогает им. Родители приносят малыша в храм для крещения. При крещении человеку дается христианское имя – имя святого, послужившего Христу Богу. Отныне ребенку, носящему святое имя, посылается помощь Бога и Его Святого. И этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещеного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. День памяти святого становится праздничным днем для крещеного – днем именин, а тех, кто носит его имя называются именинниками.
Ты можешь узнать о жизни святого, в честь которого тебя назвали, о подвигах и постараться быть похожим на него. Часто имя святого рассказывает о нем. Например, имя Ольга носила святая княгиня Ольга Мудрая, святой Георгий был смелым воином, защищал слабых. Имена Вера, Надежда, Любовь - говорят о вере в Бога, надежде на Него, любви к Нему. В давние времена жили три девочки с такими именами и их мама София. Они так любили Бога, что не побоялись врагов.
Вот еще значения некоторых имен:
Александр – защитник людей
Арсений - мужественный
Екатерина – чистая
Елизавета – почитающая Бога
Светлана - светлая
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, есть дли такие имена: Вредина, Ябеда, Жадина, Злюка или это обидные прозвища?
( Ответы детей: обидные)
- Значение христианского имени доброе или обидное?
( Ответы детей: доброе)
Воспитатель : - Дома у своих родителей спросите свои именины, (в честь какого святого вас назвали)
8. Подвижная игра «Каравай». Музыкальный фон для подвижной игры «Каравай» (русская народная песня трек №86);
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой низины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
После этого водящий выбирает из круга другого игрока: (именинника)
«Я люблю, конечно, всех, только «имя» — больше всех!» и танцует в кругу с ним.
Потом игра продолжается с новым водящим.
9. Изготовление из соленого теста и раскрашивание фигурки
своего Ангела-Хранителя.
Воспитатель : - Ребята вы сегодня узнали много нового об Ангеле Хранителе, а сейчас мы попробуем его и сделать.
А пока вы будете делать, послушайте песню (включить тихо музыку на СД диске «Добрый мир. Православная культура для малышей»,№87)
(Дети изготавливают ангелочков и слушают песню).
10. Пение песни «Песенка про Ангелов»
Воспитатель : Какие красивые и разные у каждого получились ангелочки!
Воспитатель : А сейчас возьмите своих ангелочков и мы споем для них песню «Песенка про Ангелов». Наш невидимый помощник – добрый Ангел- Хранитель увидит, какие дружные ребятки у нас в детском саду и порадуется.
(включить песню на СД диске «Добрый мир. Православная культура для малышей» № 85, муз. Ю. Пастернак)
(Дети поют песню).
Воспитатель : – Сейчас мы с вами отправимся на прогулку и понаблюдаем за небом, на котором живут Ангелы.
Построились и поехали в раздевалку одеваться, как вагончики паровозика гудим ТУ-ТУУУ. (дети изображают звук паровоза)
11. На прогулке. Наблюдение. Беседа.
Воспитатель : – Ребята, где живут Ангелы?
( Ответы детей: на небе)
Воспитатель : - посмотрите на небо, какое оно? Что вы видите? Какие мы видим облака?
(индивидуальные ответы детей)
Воспитатель : – Давайте вместе со мной облакам прочитаем стихотворение
(дети повторяют стихотворение за воспитателем)
Облака похожи на комочки ваты
И в вышине плывут куда – то.
Приносят дождь, приносят снег,
Скрывают солнце ото всех.
Глядят на землю свысока.
Плывут по небу облака.
Воспитатель – Как вы думаете, Ангелы дружат с птицами?
(индивидуальные ответы)
Воспитатель : «Конечно дружат. Если мы с вами покормим птиц, мы совершим, какой поступок, плохой или хороший?»
(ответы детей)
Воспитатель : «Мы покормим птичек, они полетят высоко – высоко к небу и расскажут Ангелам о том, какие добрые дети в нашем саду.»
(Дать детям насыпать корм в кормушки).
Завершение
Воспитатель : - Бог нас никогда не оставляет. При Крещении Он посылает каждому из нас Ангела-хранителя, который помогает нам во всех
добрых делах и спасает от бед. Плохие поступки оставляют нас без
Ангела-хранителя, но если раскаяться и попросить прощения у Бога,
Ангел-хранитель опять возвращается. Есть праздник, не менее важный, чем день рождения, - это именины. Каждый человек должен знать, в честь какого святого его назвали.
Спасибо всем, и пусть ваш Ангел-Хранитель будет всегда рядом с вами!
Список литературы:
1) Шевченко Л. Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей.»
Книга 4. «Чему мы радуемся? Православные праздники.» Под. Ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных общеобразовательных учреждений. –М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 20011г. 96. с.
2) Шевченко Л. Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей.» Методическое пособие. –М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 20011г. 208. с.
3) Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». Пособие для педагогов дошкольного учреждения. – Москва: Изд. «Мозайка-Синтез», 2011г.
4)https://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/editor_files/file/metodicheskoe%20posobie.pdf