Виктория Сергеева
Проект по духовно–нравственному воспитанию «Спешите делать добрые поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по духовно– нравственному воспитанию :
«Спешите делать добрые поступки.»
(социально-творческий, коллективный, долгосрочный)
для воспитателей, детей среднего дошкольного возраста, родителей
Сроки реализации: январь 2022 г. - май 2022г.
Разработчик проекта :
воспитатель
Сергеева В. В.
Ейск – 2022
Паспорт проекта
Название проекта Духовно-нравственное воспитание
«Спешите делать добрые поступки…»
Публикация «Проект по духовно–нравственному воспитанию „Спешите делать добрые поступки“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Образовательные области
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
Тип проекта Социально-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта Январь 2022 – май 2022
Участники проекта Воспитатели, дети средней группы, родители детей
Актуальность, проблема Актуальность: Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада.
Проблема: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не приник не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)
Прочитав детям стихотворение, побеседовали о прочитанном. В ходе дальнейшей беседы выяснили, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие бывают добрые поступки и дела, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся, отсюда и появилась тема проекта «Спешите делать добрые поступки.».
Цель проекта Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков.
Задачи Для детей:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям.
- Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
- Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
- Развитие коммуникативных навыков детей
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знание правил вежливого общения.
- Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Для педагогов:
- Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовать просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.
Для родителей (законных представителей) :
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- Способствовать повышению значения семейных ценностей;
- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды - Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, сказки, художественная и методическая литература по теме: «Спешите делать добрые дела»;
- фотоальбом «Добрые дела»
- Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные педагогом в ходе проекта);
- Аудио, записи духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте, правилах поведения и т. д.)
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
Девиз проекта Твори добро, и оно к тебе вернется
Мероприятия в рамках проекта Для детей :
- Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты».
Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке» и др.
- Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел».
- Чтение художественной литературы, сказок по теме.
- Беседы по прочитанным произведениям.
- Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц.
- Рассказы из опыта: «Мои добрые дела».
- Рассматривание иллюстраций, проигрывание ситуаций.
- Рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.
- Выставка творческих работ по теме.
Для родителей (законных представителей) :
- Анкетирование родителей по теме духовно-нравственного воспитания
- Консультации: «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Воспитание добром», «Воспитание дружеских отношений в игре»
- Детско-родительская викторина:
«Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Правила поведения в социуме».
- Акция «Покормите птиц зимой», ( изготовление кормушек: родители-дети).
- Проведение индивидуальных семейных вечеров «Уроки доброты»;
- Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.
Результаты Для детей:
-Дети научились ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Сформировались доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям.
- Воспитанники проявляют гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
- Ребята умеют оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Дети научились адекватно реагировать на негативные поступки литературных героев.
- Сформировали духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
-Сформировали у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Развили коммуникативные навыки детей.
- Поощряется стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Научили детей различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
- Закрепили знание правил вежливого общения.
- Дети стремятся к положительным поступкам и делам, избегают ссор, уступают и договариваются друг с другом.
- Повысили интерес к семейным ценностям.
Для педагогов:
- Повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовали просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.
Для родителей (законных представителей) :
- Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- Способствовали повышению значения семейных ценностей;
- Создали условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
Продукты проекта - Выставка рисунков «Мои добрые дела».
- Изготовление кормушек.
- Изготовление панно «Зернышки света и добра».
- Изготовление подарка для мам «Мама, милая моя».
- Изготовление открытки «Ангел-хранитель».
- Оригами «Журавли».
- Показ сказки «В гостях у Зайчонка».
По духовно – нравственному воспитанию : - Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;
Оценка эффективности: - наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
- беседы с детьми;
- анализ детских рисунков;
- анкетирование родителей.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Этапы проекта Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап – подготовительный
(январь 2022г.) - Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, (познавательная литература, художественная литература, изучение опыта работы коллег и др.).
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию : «Спешите делать добрые дела».
- Определение цели и задач проекта;
- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.
- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию «Спешите делать добрые дела».
- Разработка НОД по проекту.
2 этап – организационно-практический
(январь 2022г. – май 2022 г.) - Организация непрерывной образовательной деятельности по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта;
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий.
- Пополнение и обновление развивающей предметно-
пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Спешите делать добрые дела», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т. п.).
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).
3 этап – итоговый
(май 2022г.) - Выставка рисунков по теме «Мои добрые дела».
- Выставка поделок из природного материала (совместно с родителями);
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;
- Изготовление панно «Зернышки света и добра».
- Круглый стол для родителей на тему:
«Доброта и современный мир – миф или реальность?».
- Диагностика детей.
- Пополнение предметно-пространственной среды детей.
- Показ сказки «В гостях у Зайчонка»;
План по реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Ответственный
1. - Анкетирование родителей: «Спешите делать добрые дела…»
- Диагностика детей по теме проекта;
- Прослушивание аудиозаписи:
«Друзья», «Песенка друзей»
- Чтение рассказов: В. Осеев «Волшебное слово», «Просто старушка»; чтение сказки «Три сына», беседа по прочитанному;
- НОД: «Что такое доброта?»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»;
- Ситуативная беседа: «Прикоснись ко мне добротой»;
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»; «Семья-принимаем гостей»;
Акция «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек родителями с детьми);
- Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо»; «Лови - бросай», «Скажи наоборот»;
- ИЗО «Нарисуй добро»;
- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей», «Как воспитать в ребенке доброту», «Учите детей доброте».
- Оформление рекомендаций, составление памяток о доброте. Январь Воспитатель
2. - Чтение рассказа Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Вовка- добрая душа», беседа по прочитанному;
- отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о доброте, дружбе;
- НОД «Где живет доброта?»
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи - какая?», «Помогаем растениям в группе», «Оцени поступок»;
- составление рассказа на тему: «Кто такой добрый человек?»;
- ситуативная беседа: «Добрые слова улучшают настроение»;
- Ручной труд «Самый лучший папа мой»;
Акция «В гости к малышам» (ремонт книг, помощь в уборке участка, одевание на прогулку, подари игрушку в группу)
Подвижные игры «Ручеек».
- Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
- Этюд «Скажи доброе слово другу»;
- П/и «Не сердись, улыбнись»;
- Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников»;
- Рисование «Мой папа самый лучший».
- Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре» Февраль Воспитатель
3. - Чтение: русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», А. Кузнецова «Подружки», беседа по прочитанному;
- Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Закончи предложение», «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова»;
«Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласково»,
- НОД: «Что такое дружба?»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»;
- Ручной труд «Мама, милая моя»;
- Выставка рисунков «Мои добрые дела»;
- П/и «Найди свою пару и обнимись»;
- Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции»;
- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев;
- Консультация для родителей: «Как воспитать ребенка вежливым». Март Воспитатель
4. - Д/и «Путешествие по сказкам».
- Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого»;
- Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
Чтение А. Барто «Разлука».
- Рассказы из опыта «Мои добрые дела дома и в саду»;
- Разучивание стихотворения «Доброе утро»;
- Дидактические игры: «Ищем добрые слова», «Закончи предложение»;
- Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».
- Лепка «Солнце счастья».
- ОЭД (опытно-экспериментальная деятельность) : «Нужна ли доброта?»;
- Подвижная игра «Птицелов», «Утица и селезень». Апрель Воспитатель
5. Дидактические игры «Расскажи- ка» (мнемотаблицы - птицы, животные, растения, «Собери картинку», «Найди отличия», Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии», «Скажи наоборот»;
- Чтение пословиц и поговорок о добре.
- Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки»; - Ситуативные беседы: «Что доброго делают люди этой профессии», «Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал вчера? сегодня?», «Чем порадовать друга»; «Как я помогаю дома»; «Мои добрые поступки»; «К чему ведут ссоры»; Май Воспитатель
Список используемой литературы:
• Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
• Островская Л. Ф. «Правильно ли воспитываем малыша?», пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
• Лопатина, А. А. Скребцова, М. В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
• Соколова, Е. Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод. - практич. пособие / Е. Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
• Шорыгина, Т. А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т. А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
• Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
• «Хрестоматия для старших дошкольников», под редакцией И. Логиновой, М. : Просвещение, 1990 г.
• Егорова М. В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. - Волгоград: Учитель.
• Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. -Волгоград,2010
• Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. -вып. 1 Воспитатель и ребенок : эффективное взаимодействие/авт. -сост. Е. В. Шитова. -Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
• Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
• Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
• ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р. С. Буре
• Материалы с интернет- сайтов