Байкова Елизавета
Проект по духовно–нравственному воспитанию «Православные праздники: духовный родник поколений»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области
ПРОЕКТ
по духовно– нравственному воспитанию :
«Православные праздники : духовный родник поколений.»
(социально-творческий, коллективный, долгосрочный)
для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей.
Сроки реализации: январь 2022 г. - май 2022г.
Разработчик проекта :
Публикация «Проект по духовно–нравственному воспитанию „Православные праздники: духовный родник поколений“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель Байкова Елизавета Вячеславовна
Паспорт проекта
Название проекта
«Православные праздники : духовный родник поколений.»
Образовательные области
ООП ДО
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
Тип проекта
Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта
январь 2022 г. - май 2022г.
Участники проекта
Воспитатели, воспитатель по ДНВ, дети старшей группы, родители детей
Актуальность
Актуальность: Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно - нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических традиций, национального достояния России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является приоритетным в формировании подрастающего поколения. Зачастую в наши дни материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. А ведь, дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни.
В русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.
Цель проекта
Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
Задачи
1. Познакомить детей с главными православными праздниками : Рождества Христова, Сретенья Господня, Масленицей, Пасхой.
2. Воспитывать духовно-нравственную отзывчивость, любовь к народному творчеству.
3. Формировать интерес к православным праздникам и традициям православной культуры.
Проблема
В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Дети очень мало знают о православных праздниках; традициях их проведения.
Результаты
Дети:
- Расширение устойчивых представлений детей о православных праздниках.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Потребность к сопереживанию.
- Приобщение детей к опыту православной культуры.
Родители:
- Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных
и партнерских отношений.
Продукты проекта
Выставка детских работ «Колокольчик», «Голуби».
Поделка «Масленичное солнышко».
Стенгазеты «Наша масленица», «Пасха».
Выставка работ с мастер класса «Пасхальное яйцо»
Выставка поделок «Пасхальное чудо».
По духовно – нравственному воспитанию :
- Фотоотчет о результатах проекта.
- Стангазеты.
Оценка эффективности:
- наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
- беседы с детьми;
- анализ детских рисунков;
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Этапы проекта
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап – подготовительный
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература, презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.).
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию : «Православные праздники».
- Определение цели и задач проекта;
- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию «Православные праздники».
- Разработка НОД по проекту.
2 этап – организационно-практический
- Организация непосредственно образовательной деятельности по всем по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта;
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий.
- Пополнение и обновление развивающей предметно-
пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Православные праздники», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т. п.).
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).
3 этап – итоговый
Организация выставки детских работ «Колокольчик», «Голуби».
Выставка поделки «Масленичное солнышко».
Стенгазеты «Наша масленица», «Пасха».
Выставка работ с мастер класса «Пасхальное яйцо».
Выставка поделок «Пасхальное чудо».
НОД «Пасха»
План по реализации проекта
№
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1.
- Диагностика детей по теме проекта;
- Рассказ воспитателя «История рождения Иисуса Христа».
- Рассказ воспитателя «Чудеса, совершенные Иисусом»
- Рассказ воспитателя «Распятие и воскрешение Иисуса».
- Рассматривание иллюстраций русских художников по теме «Рождение Христа».
- Пластилинография «Колокольчик»
- Раскраски по теме.
Январь
Воспитатель
2.
- Рассказ воспитателя о празднике Сретения Господня, рассматривание иконы.
- Изучение традиций и примет, связанных с праздником.
- Прослушивание песен о празднике.
- Чтение стихов о празднике.
- Совместное изготовление «Сретенский букет».
- Игра «Волшебный клубочек».
- Изготовление голубей.
Февраль
Воспитатель
3.
- Рисование «Тарелочки для блинов»(хохломская роспись).
- Изготовление «Масленичного солнышка».
- П/и «Перетягивание каната», «Ручеек».
- Прослушивание песен «Блины», «Барыня».
- Беседа «Значение и символика блинов»
- Беседа «Значение масленичных дней».
- Знакомство с масленичными закличками.
Раскрашивание «Масленица».
- Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины».
- Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины».
- Просмотр мультфильма Смешарики «Масленица».
- Отгадывание загадок о зиме и весне.
- Лепка из соленого теста «Блиночки».
- Изготовление стенгазеты «Наша масленица».
- Консультация для родителей «Масленица».
март
Воспитатель
4.
- Беседа «Что такое пасха и почему мы красим яйца?»
- «Беседа «Вербное воскресенье».
- Мастер – класс для детей: Роспись пасхальных яиц крупой.
- Беседа «Православный праздник Пасха».
- Раскрашивание «Кулич»
- Просмотр мультфильмов на тему «Пасха».
- Консультация для родителей «Православный праздник Пасха».
- Чтение:
Куприн «Православный праздник Пасха».
Фет «Уж верба вся пушистая».
- Отгадывание загадок на пасхальную тематику.
- Рассматривание иллюстраций :
Н. Рерих «Русская пасха».
С. Жуковский «Пасхальный натюрморт».
Н. А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца».
Б. Кустодиев «Христосование».
- Аппликация «Пасхальная открытка».
Пластилинография «Веточка вербы».
- Русские народные игры :
Катание яиц.
Донеси яйцо в ложке.
Сдуй яички.
- Выставка поделок «Пасхальное чудо».
- НОД «Пасха».
- Стенгазета «Наша Пасха».
Апрель
Воспитатель
Список используемой литературы:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,М., Мозаика - Синтез, 2016 г.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие, - М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.
Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
Потаповская О. М. Самые главные праздники. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». М., «Планета 2000», 2004 г.
https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/.
https://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.
https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/.
https://pedagog.eparhia.ru/.