Анна Клиновицкая
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры «Воспитание любовью» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
2. Методы и формы, используемые для реализации проекта.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
2.1 Методы используемые для реализации проекта :
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры „Воспитание любовью“ (2 часть)» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
• чтения педагогом рассказов;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по городу, целевых прогулок;
• моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игрыдраматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок; рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• сшить кукол к сказкам;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
2.2 Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества;
- посиделки-чаепития.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в Храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу, на святые источники (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- участие в конкурсах, организуемых отделом культуры Кемеровской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат, в международных и всероссийских конкурсах на православную тематику «Красота Божьего мира»;
- паломнические поездки по святым местам района и области;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
2. 3 Самостоятельная деятельность детей:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания; - Беседы, беседы-обсуждения;
- Продуктивная деятельность ( изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);
- Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
- Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
- Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»
- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
2. 4 Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• «Домашние посиделки» для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, ИКТ);
• собрания с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы :
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
3. Нормативно-правовые документы :
• ФГОС ДО
• Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N273-ФЗ)
• Конвенция ООН о правах ребенка.
• Конституция Российской федерации (Ст. 1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).
• Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей».
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДО раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
3.1 Вид проекта :
• групповой,
• информационно - познавательно - музыкально - ориентированный
• Долгосрочный (рассчитан на 2 года).
3.2 Участники реализации проекта : Дети. Педагоги. Родители.
3.3 Условия реализации проекта. Данный проект рассчитан на возрастную группу детей с 4,5 до 7 лет. В течение данного периода времени дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
4. Содержание проекта
1 этап: организационный (подготовительный)
1. Проведение ознакомительных бесед с детьми.
2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления духовно-нравственных ценностей (приложение 1);
3. Организация творческих встреч
2 этап: практический (приложение 2-5).
Содержание воспитания.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту.
Учебно-тематический план
В программе по духовно-нравственному воспитанию использовали материалы из следующих разделов:
- литература;
- краеведение;
- история;
- познание;
- коммуникация;
- продуктивная деятельность.
3 этап: итоговый (аналитический)
1. Проведение мероприятия с родителями и детьми
2. Презентация результатов проекта
5. Предполагаемый результат:
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.
5. 1 Обучающиеся имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла. Родители:
-сотрудничают в тесном контакте с ОО по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь : природный, гражданский, и, что особенно важно, православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
5. 2 Способы получения результатов:
- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольных группах;
- анализ продуктов детской деятельности;
- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом;
- организация досугов, развлечений, мероприятий, выставок, конкурсов и т. д.
6. Этапы реализации проекта
Этапы Сроки Содержание деятельности
I.
Предпроектный (подготовительный) 2019 г.
(август – сентябрь) • Подготовка документации по проекту.
II. Диагностический 2019 г.
(октябрь - декабрь) 1. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
2. Проведение диагностики и анализ ее итогов.
III. Организационный 2019 г.
(август –сентябрь)
• Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание детей»
• Создание нормативно-правовой базы проекта.
• Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.
IV.
Практический 2019 - 2021гг. • Реализация основных мероприятий
V.
Итоговоаналитический
конец 2021 г
(2 полугодие)
• Анализ и обобщение результатов проекта;
• Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников