Наталья Гижица
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Ладушки-ладушки"
Актуальность.
В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, формирование нравственных ценностей: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, сказках, играх, пословицах и поговорках и т. д. Устное народное творчество является важнейшим источником речевого развития детей, помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Использование в работе с детьми раннего возраста элементов устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста духовно - нравственных понятий и представлений на основе устного народного творчества.
Задачи:
• знакомить детей с произведениями устного народного творчества: потешками, песенками, сказками, играми;
• приобщать детей раннего возраста к традиционной народной культуре.
• учить детей понимать содержание текстов, чувствовать ритм стихотворной речи, стимулировать выражение своих впечатлений и эмоций;
• развивать разговорную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
• формировать нравственно-эмоциональные чувства такие как: сопереживание, доброта, честность, трудолюбие, уважение к старшим;
• создавать предметно-пространственную развивающею среду для приобщения детей к культуре русского народа;
• воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Описание проекта:
Тип проекта: познавательный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации: долгосрочный (один год);
Участники: дети второй группы раннего возраста (2-3 года, воспитатели, родители.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь 2019 г.)
• определение целей и задач;
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (октябрь 2019 г. – май 2020 г.)
• включение в воспитательно-образовательный процесс элементов устного народного творчества
• продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный (май 2020г.)
• развлечение «Как у наших у ворот»;
• фотоотчёт по проекту;
• выставка книжек-малышек своими руками «Матрёшкины потешки».
Форма направления работы с детьми: режимные моменты, НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры, игры-драматизации, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.
Предварительная работа: подбор художественной литературы: потешки, песенки, сказки, загадки; пополнение картотеки настольных, дидактических и подвижных игр.
Работа с родителями: Пополнение книжного уголка; оформление наглядной информации «Роль фольклора в развитии ребёнка», «Воспитываем маленького читателя»; оформление выставки книг «Читаем дома и в детском саду», пополнение предметно-пространственной развивающей среды группы предметами народного творчества, создание мини-библиотеки «Ладушки» (сказки, потешки, песенки и. т. д., оформление выставки книжек-малышек своими руками «Матрёшкины потешки».
Ожидаемые результаты: дети с интересом слушают художественные произведения устного народного творчества: песенки, потешки, сказки; понимают их содержание, дают оценку героям произведений; обыгрывают потешки, сказки; играют в народные и пальчиковые игры; используют в самостоятельной деятельности пальчиковый и кукольный театр.
Продукт проекта: развлечение «Как у наших у ворот»; фотоотчёт по проекту, лэпбук «В гостях у сказки», выставка книжек-малышек своими руками «Матрёшкины потешки».
План реализации проекта
Сентябрь
Подбор методической и художественной литературы, изготовление и подбор дидактических пособий, разработка консультаций для родителей.
Октябрь
Чтение потешки «Солнышко-вёдрышко», «Дождик, дождик, припусти…».
Цель: Знакомить детей с потешками. Вызывать эмоциональный отклик.
Пальчиковая гимнастика «Солнечные зайчики».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики, развивать речь, мелкую моторику рук.
Чтение сказки «Репка».
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закреплять знания детей о членах семьи. Воспитывать уважение к старшим, желание помогать, воспитывать взаимопомощь, трудолюбие.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: Учить детей действовать по сигналу воспитателя, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Ноябрь
Чтение потешки «Наши уточки с утра…».
Цель: Познакомить детей с новой потешкой. Знакомить детей с домашними птицами. Развивать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным и птицам.
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Цель: Развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Учить произносить слова отчётливо и внятно. Развивать познавательную активность. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Пальчиковая игра «Курочка».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики, развивать речь, мелкую моторику рук.
Чтение сказки «Курочка Ряба»
Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба», вызвать желание послушать её ещё раз. Воспитывать любовь к бабушке и дедушке, интерес к чтению художественной литературы.
Подвижная игра «Вышла курочка гулять»
Цель: Учить детей выполнять имитационные движения, действовать по сигналу воспитателя. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Декабрь
Потешка «Ладушки-ладушки»
Цель: Знакомить детей с новой потешкой, учить проговаривать слова, развивать память, речь. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Пальчиковая гимнастика «Блинок»
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики с использованием пальчикового театра, развивать речь, мелкую моторику рук.
Настольный театр «Колобок»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Учить детей воспринимать сказку с помощью театрализованной деятельности, понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния (весёлый, грустный, этические качества (хитрый, добрый).
Подвижная игра «У медведя во бору».
Цель: Учить детей выполнять имитационные движения, действовать по сигналу воспитателя. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Январь
Потешка «Как у нашего соседа…».
Цель: Учить детей проговаривать слова потешки, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
Пальчиковая гимнастика «Зайка».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики, развивать речь, мелкую моторику рук.
Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить детей рассматривать иллюстрации, сопоставлять иллюстрацию с соответствующим текстом сказки. Дать понятие дружба, помощь друзьям. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подвижная игра «Мишка косолапый».
Цель: Учить детей выполнять имитационные движения, действовать по сигналу воспитателя. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Февраль
Потешка «Ваня, Ваня-простота…»
Цель: Знакомить детей с новой потешкой, учить проговаривать слова, развивать память, речь. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики, развивать речь, мелкую моторику рук.
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».
Цель: Знакомить детей с новой потешкой, дать понятие что у каждого есть имя, учить детей обращаться друг к другу по имени, вызывать положительные эмоции от общения с другими детьми, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций.
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить детей рассматривать иллюстрации, сопоставлять иллюстрацию с соответствующим текстом сказки. Закреплять понятия: дружба, помощь друзьям. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Музыкальная игра «Зайка серенький сидит».
Цель: учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями, формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Март
Потешка «Коза-хлопота».
Цель: Познакомить детей сновой потешкой. Учить детей проговаривать слова потешки, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.
Пальчиковая игра «Сорока-белобока …».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики с использованием пальчикового театра, развивать речь, мелкую моторику рук.
Настольный театр «Волк и семеро козлят».
Цель: Познакомить детей с новой сказкой «Волк и семеро козлят, вызвать желание послушать её ещё раз. Дать детям понятие семья, члены семьи. Учить детей давать оценку событиям, которые происходят в сказке. Воспитывать интерес к чтению русских народных сказок.
Подвижная игра «Идёт коза рогатая…».
Цель: Знакомить детей с русскими народными играми. Учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями, действовать по сигналу воспитателя. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Апрель
Потешка «Пошёл котик на торжок…».
Цель: Знакомить детей с новой потешкой, учить проговаривать слова, развивать память, речь. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики, развивать речь, мелкую моторику рук.
Сказка «Три медведя».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Три медведя», вызвать желание послушать её ещё раз. Дать детям понятие семья, члены семьи. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Подвижная игра «Ходим, ходим, хороводом…».
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх.
Май
Потешка «Тень, тень, потетень…».
Цель: Знакомить детей с новой потешкой, учить проговаривать слова, развивать память, речь. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…».
Цель: Знакомить детей со словами и движениями пальчиковой гимнастики, развивать речь, мелкую моторику рук.
Сказка «Кот, дрозд и петух».
Цель: Познакомить детей со сказкой «Кот, дрозд и петух», вызвать желание послушать её ещё раз. Дать детям понятие дружба, взаимопомощь. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Подвижная игра «Гуси, гуси…».
Цель: Знакомить детей с русскими народными играми. Учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями, действовать по сигналу воспитателя. Формировать потребность активно участвовать в совместных подвижных играх и упражнениях.
Развлечение «Как у наших у ворот».
Цель: Продолжать приобщать детей к русскому фольклору через потешки, прибаутки, загадки, русские народные песни, игры; побуждать детей к активному участию в развлечении; вызывать эмоциональный подъем у детей, доставить им радость.