Любовь Лодочникова
Проект по безопасности «Огонь — помощник или разрушитель?» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад №17
ПРОЕКТ
"ОГОНЬ - ПОМОЩНИК ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ?"
Основы безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Исполнитель: воспитатель I категории
Лодочникова Л. В.
Екатеринбург 2017
СОДЕРЖАНИЕ:
ПАСПОРТ ПРОЕТА
АКТУАЛЬНОСТЬ
ЭТАПЫ ПРОЕКТА : I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАПЫ ПРОЕКТА : II. ОСНОВНОЙ
Публикация «Проект по безопасности „Огонь — помощник или разрушитель?“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
ЭТАПЫ ПРОЕКТА : III. ИТОГОВЫЙ
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта Творческо-информационный
Продолжительность Краткосрочный 1,5мес (май-июнь)
Участники Дети и родители группы №2
Общая характеристика Проект состоит из трех взаимосвязанных между собой разделов:
1. подготовительный
2. основной
3. итоговый
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники. Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.
Проблема: не достаточное информирование детей и родителей о пожарной безопасности в быту, а так же не умение применять на практике навыки правильного поведения в пожарной ситуации.
Цель: Формировать у воспитанников ДОУ первичные представления о мерах пожарной безопасности и навыков правильного поведения в случае возникновения пожара.
Задачи:
1. Расширять знания детей о правилах пожарной безопасности.
2. Выработать систему образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению.
3. Активизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению правил пожарной безопасности с помощью различных приёмов и методов.
4. Познакомить детей с созидательно и с разрушительной стороной огня.
5. Расширять знания детей о работе пожарных, о причинах пожара, об элементарных правилах поведения во время пожара.
Ожидаемый результат: Дети проектной группы усвоят правила пожарной безопасности и смогут грамотно вести себя в опасных ситуациях.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ:
* Создание папки передвижки для родителей:
"О правилах пожарной безопасности"
* Конкурс рисунков в группе: "Берегись - огня!"
*Тест на выявление знаний о пожарной безопасности.
I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1-2 неделя мая) :
Цель: Сбор необходимой информации для проекта, информирование детей и взрослых о запуске проекта в группе "Огонь-помощник или разрушитель?"
Условия реализации проекта :
1) Проведение среза знаний детей правил пожарной безопасности.
2) Сбор информации по теме проекта (наличие программ и методических пособий).
3) Создание предметно-развивающей среды.
4) Разнообразные формы работы с воспитанниками по заданной теме проекта.
№ Название и содержание деятельности
1. Игра -викторина "Если возник пожар?"
2. "Объясни пословицу и поговорку"
3. Загадки на тему "Огонь".
4. Беседа: "Что такое огонь? Для чего людям нужен огонь?"
5. Беседа: "Отчего происходят пожары?"
6. Экскурсия по детскому саду: Знакомство с уголками ППБ в ДОУ и планом эвакуации при пожаре.
II ОСНОВНОЙ ЭТАП (3-5 неделя мая) :
Цель: Формировать представление из практического опыта о правилах безопасного поведения и обращения с пожарными предметами.
Совместная
деятельность воспитателя и детей
Название и содержание деятельности
1. Познавательное развитие
2. Развитие речи
3. Художественно-
Эстетическое
развитие
Беседы с детьми:
"Если случился пожар"
"Береги своё здоровье и жизнь"
"Мама забыла выключить телевизор"
(опасные электроприборы).
"Профессия-пожарный"
Чтение произведений:
С. Маршак «Пожар»;
"Как меня в лесу застала гроза" Л. Толстой; "Один дома" Е. Григорьев;
"Девочка и разбойники" А. Толстой;
"Пожарные собаки" Л. Н. Толстой
Заучивание стихотворения М. Лазарев "Тревога"
Составление рассказа по картинке: "Пожарная часть города".
"Огниво2 Г. -Х. Андерсен;
Заучивание стихотворений.
Пожарная викторина.
Заучивание правил безопасного поведения при пожаре.
Рисование:
"Отчего возникает пожар?"
"Опасные бытовые приборы"
"Огонь-друг? Огонь-враг?"
" Аппликация: «Пожарная машина"
4. Социально-коммуникативное
развитие Театрализованное представление инсценировка сказки С. Маршака "Кошкин дом".
Дидактические игры на заданную тему.
5. Физическое развитие Спортивное развлечение "Юный пожарный".
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: (1-2неделя июня)
Цель: Самореализация всех участников проекта.
1.
Создание стенда рисунков: "Дети против огня!"
2.
Конкурс творческих рисунков на тему "Берегись огня!"
3. Спортивное развлечение "Юные пожарные" (эстафета)
ВЫВОД:
В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствовали формированию у воспитанников ДОУ первичных представлении о пожарной безопасности и навыков правильного поведения в случае возникновения пожара.
В ход реализации проекта у детей появилось больше знаний о правилах пожарной безопасности. Расширился кругозор детей причинах возникновения пожара, о профессии пожарного, у ребят выработался алгоритм правил поведения при пожарной ситуации.
У детей старшей группы углубились знания о созидательной и с разрушительной стороны огня.
Успешно прошла работа с родителями: успешно пройден тест на выявления знаний о правилах поведения при пожаре.
Дети и родителя участвовавшие в творческом конкурсе рисунков заняли призовые места.
Проект завершился спортивным мероприятием, на котором дети показали наивысшие результаты в физической подготовке, активизировались полученные знания по пожарной безопасности.
Поставленные нами задачи были успешно реализованы в ходе проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Авдеева Н. Н. Безопасность учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
• Гарнышева, Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры [Текст] / Т. П. Гарнышева. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
• Баянова, А. А. Проект в подготовительной к школе группе «Огонь – друг, огонь – враг» [Текст] / А. А. Баянова // Детский сад. – 2013. — №1. – С. 2-7.
• https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html. Дошколенок. ру (Проектная деятельность в детском саду).
• https://permsad.permedu.ru/Pages/DOUProject.aspx. Проекты дошкольных образовательных учреждений.
• Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. — 2009 — №1.
• Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ:
"ОГОНЬ ПОМОЩНИК ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ?"
С. Я. Маршак "ПОЖАР"
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:- Печку, Леночка, не тронь. Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит, А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена - Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском, Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали, Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт, И сейчас же - в миг единый -
Вырываются машины. Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном. Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным. Перед ними красный свет.
В пять минут автомобили. До пожара докатили,
Стали строем у ворот. Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги. Он забил, как пулемёт.
Заклубился дым угарный. Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный. Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма, - пожарный старый, Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас. Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится, Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене. Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки. Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез, На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко, Поглядел. - Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне. Полезай в карман ко мне.
Широко бушует пламя. Разметавшись языками,
Лижет ближние дома. Отбивается Кузьма.
Ищет в пламени дорогу, Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов. Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат, Из брандспойтов пламя тушат.
Чёрным облаком густым. Под ногами вьётся дым.
Пламя ёжится и злится, Убегает, как лисица.
А струя издалека Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели. Злой огонь шипит из щели :
- Пощади меня, Кузьма, Я не буду жечь дома!
- Замолчи, огонь коварный! - Говорит ему пожарный. -
Покажу тебе Кузьму! Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке, В старой лампе и на свечке!
___
На скамейке у ворот Лена горько слёзы льёт.
На панели перед домом - Стол, и стулья, и кровать.
Отправляются к знакомым. Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит: - Не зальёшь огня слезами,
Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать. Только чур - не поджигать!
Вот тебе на память кошка. Посуши её немножко!
___
Дело сделано. Отбой. И опять по мостовой
Понеслись автомобили, Затрубили, зазвонили.
Мчится лестница, насос. Вьётся пыль из-под колёс.
Вот Кузьма в помятой каске. Голова его в повязке,
Лоб в крови, подбитый глаз, -Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром - Славно справился с пожаром!
Л. Н. ТОЛСТОЙ: "Как меня в лесу застала гроза" :
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали оскретки от дуба. Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой. Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку. Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть. Я закричал:«Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди
скорей, ешь».
Л. Н. ТОЛСТОЙ "ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ"
Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ХОДЕ ПРОЕТА :
Игра "Если возник пожар"
Дети стоят в кругу. В руках ведущего (воспитателя) воздушный шар.
Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и
передать шар другому. Если участник игры замедлил с ответом или ответил неправильно, то он выбывает из игры, а шар вновь переходит к ведущему.
Ведущий: Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет: злой…
Ребенок: Пожар (передача шара)
Ведущий: Раз, два, три, четыре –У кого пожар?
Ребенок: В квартире (Передача шара)
Ведущий: Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил?
Ребенок: Утюг (Передача шара)
Ведущий: Красный отблеск побежал. Кто со спичками?
Ребенок: Играл (Передача шара)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над?
Ребенок: Газом (Передача шара)
Ведущий: Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жег?
Ребенок: Листву (Передача шара)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом незнакомые?
Ребенок: Предметы (Передача шара)
Ведущий: Помни каждый гражданин этот номер…
Ребенок: Ноль один (Передача шара)
Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребенок: Вызывай (Передача шара)
Пословицы и поговорки
Искра мала, а велик пламень родит.
Дерево с огнем не дружит.
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
Спичка – не игрушка, огонь – не забава.
Огонь не вода, схватит - не выплывешь.
Не имей привычки в кармане носить спички.
Спичка – невеличка, а огонь от нее – великан.
Пожар слезой не потушишь.
Не играй, кошка, с огнем, лапку обожжешь.
Чтобы с пламенем бороться умело,
надо знать пожарное дело.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Сену с огнем не ужиться.
Загадки
Все ест, не наестся, а пьет – умирает (огонь)
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)
Без рук, без ног, а бушует (огонь)
Шипит и злится, а воды боится (огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова,
Целый час, а может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
Палочка тоненькая, но не игрушка.
Живет в своей коробушке.
В руки детям попадет –
Беду большую принесет (спичка)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А туши его (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам –
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все (убрали)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том, Что нельзя шутить с … (огнем)